Презентация на тему "Басня" 5 класс

Презентация: Басня
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Басня" по литературе. Презентация состоит из 23 слайдов. Для учеников 5 класса. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.71 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    23
  • Аудитория
    5 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Басня
    Слайд 1

    Басня как эпический жанр

  • Слайд 2

    Цели урока Дать определение жанра «басня». Познакомить с историей жанра и особенностью басен Крылова.

  • Слайд 3

    краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера Басня

  • Слайд 4

    Назначениебасен «Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир? и как должен вести себя в этом мире человек? На первый вопрос он ответил мифом. На второй вопрос – басней» (М.Л.Гаспаров «Басни Эзопа»)

  • Слайд 5

    Часто родители и взрослые, окружающие вас, читают вам нравоучения. Нравится ли это вам? Помогают ли исправить ситуацию эти нравоучения? Легендарный баснописец Эзоп, живший в Древней Греции еще в 440 году до н.э. предложил делать это в другой форме. По его словам, вовсе не нужно в скучной тираде описывать человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе – прозаическом или стихотворном- басне. Эзоп

  • Слайд 6

    «Лисицаи виноград» Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!» Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что силы нет, а винят в этом обстоятельства.

  • Слайд 7

    1621 - 1695 Жан де Лафонтен Лисица и виноград Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен – Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

  • Слайд 8

    Общие особенности жанра басни Общая тема, общий герой, Лисица Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей В басне высмеиваются людские пороки Басня имеет поучение, мораль

  • Слайд 9

    Р а з л и ч и я Басня Эзопа написана в виде небольшого поучительного рассказа, притчи. Она содержит мораль. Басня Лафонтена более развернутая: действие переносится во Францию (лис-гасконец, лис-нормандец); желание Лиса достать виноград усилено тем, что он умирал с голоду; виноград описан заманчивым, притягательным для Лиса. Лафонтен расширяет объяснение отказа Лиса дотянуться до винограда: «Пусть им кормится всякий сброд». Мораль у французского баснописца другая: он оправдывает слова Лиса.

  • Слайд 10

    Русские басни А.П. Сумароков В.И. Майков И.А. Крылов И.И. Хемницер И.И. Дмитриев В.К. Тредиаковский М.В. Ломоносов

  • Слайд 11
  • Слайд 12

    Мораль – нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни (логический, поучительный вывод из чего-нибудь). Аллегория (в переводе с греческого – иносказание) – изображение человека или иного предмета через другого человека или другой предмет: лиса – хитрый человек, заяц, ягнёнок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек. Олицетворение – присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. Эзопов язык - речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла.

  • Слайд 13

    Басня «Ворона и лиса» Ворона сыру кус когда – то унесла И на дуб села. Села, Да только лишь ещё ни крошечки не съела… Негде ворону унесть сыра часть случилось; На дерево с тем взлетел, кое полюбилось…

  • Слайд 14

    Иван Андреевич Крылов(1769 – 1844) Русский баснописец, драматург, журналист. Самостоятельно изучал литературу, математику, французский и итальянский языки. Крылов обладал разносторонним образованием, хорошо играл на скрипке, знал итальянский. В1808 году в "Драматическом Вестнике" были напечатаны первые 17 басен, в 1809 выходит первое отдельное издание 23 басен, завоевавшее ему почетное место в русской литературе. С этого времени жизнь Крылова - ряд непрерывных успехов и почестей. С 1809 по 1843 создал около 200 басен.

  • Слайд 15

    Басня Крылова еще более развернута. Басня напоминает русскую сказку, в ней действует «кума Лиса», употреблены простонародные и устаревшие слова: «кумушка», «яхонты» (рубины), «отколь», «око», «неймет», «попусту». Действия Лисы даны подробно. Прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице «Хоть видит око, да зуб неймет», которую Крылов иллюстрирует своей басней. Басня «ворона и лисица»

  • Слайд 16

    Человеческие пороки, которые высмеивает И.А.Крылов в своих баснях Лесть; Зависть; Глупость; Непрофессионализм человека; Присвоение чужих заслуг; Лень

  • Слайд 17

    Афоризмы из басен И.А.Крылова Многие выражения из басен И.А.Крылова стали крылатыми, их знают все. Афоризмы – это закрепившиеся в речи краткие выражения, взятые из литературного источника. С помощью афоризмов можно указать на недостатки человека.

  • Слайд 18

    Афоризмы из басен И.А.Крылова Автор считал, что каждый должен заниматься своим делом, об этом он говорил во многих своих баснях: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» («Квартет»). «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» («Щука и Кот»). «Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем» («Скворец»).

  • Слайд 19

    Афоризмы из басен И.А.Крылова Человек во всем должен знать меру: «Демьянова уха»: насильное чрезмерное угощение; «Лжец»: «Огурец с гору» - чрезмерное преувеличение.

  • Слайд 20

    Афоризмы из басен И.А.Крылова Самые опасные пороки человека: присвоение чужих достоинств и заслуг – «Ворона в павлиньих перьях»; взаимная лесть - «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»; неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность - «Медвежья услуга».

  • Слайд 21

    Тест Басней называется: А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае; Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль; В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление. 2.Вывод в басне называется: А) поучение; Б) мораль; В) наставление; Г) рассуждение. 3. Определите название приёма, характерного для басни: А) иносказание; Б) заклинание; В) описание; Г) повторение. 4. Кто известен как первый баснописец? А) Жан де Лафонтен; Б) Эзоп; В) Крылов; Г) Ломоносов.

  • Слайд 22

    Домашнее задание 1. Объясните смысл «крылатых» выражений из басен Крылова. «Слона-то я и не приметил» «А воз и ныне там» «На задних лапках я хожу» «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» «…рыльце у тебя в пуху» «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт» 2. Помогите герою басни найти свою пару: Свинья Моська Повар Ворона Ягнёнок Кукушка Муравей Фока Слова для справок: стрекоза, дуб, лисица, Демьян, волк, слон, петух, кот. 3. Нарисуйте рисунок к понравившейся вам басне.

  • Слайд 23

    Спасибо за урок

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке