Презентация на тему "Басня" 5 класс

Презентация: Басня
Включить эффекты
1 из 17
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Басня" по литературе. Презентация состоит из 17 слайдов. Для учеников 5 класса. Материал добавлен в 2025 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.66 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    17
  • Аудитория
    5 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Басня
    Слайд 1

    Название работы:  «Басни во все времена» Руководитель проекта: Серова Виктория Дмитриевна, учитель русского языка и литературы Участник проекта: Стецюк Татьяна – ученица 5 «В» класса

  • Слайд 2

    Актуальность: Как говорил Николай Васильевич Гоголь: «Басня – книга мудрости самого народа». Что же такое басня? С ней знакомится каждый ученик, встречаясь уже в начальной школе. Знакомится и тут же забывает. Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение. Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть, мы о ней просто мало знаем!? А что такое басня, откуда она пришла, кто писал басни и пишут ли их сейчас? Я решила в этом разобраться.

  • Слайд 3

    Цель проекта: узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней, используя различные информационные источники. Задачи:1.Выяснить, что такое басня.2.Провести опрос среди детей и взрослых с целью выяснить, как популярен жанр басня и каких известных баснописцев они знают.3.Обобщить материал по теме исследования и построить ленту времени «Басни во все времена». Гипотеза: предположим, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена. Объект исследования: басня в литературе. Предмет исследования: развитие басенного жанра в литературе. Методы исследования: 1.Изучение специальной литературы. 2.Опрос и анализ. 3.Обобщение и систематизация материала по данной теме.   Предполагаемый продукт проекта: плакат для уроков литературы «Басни во все времена».

  • Слайд 4

    Проведение исследования. Вряд ли существует хотя бы один человек, который ни разу в своей жизни не читал басни. Что же такое басня? Для начала мы решили выяснить определение этого слова. Для этого мы воспользовались «Толковым словарём русского языка» С.И. Ожегова: Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. Вымысел, выдумка. В басне всегда есть вывод – мораль, который даётся чаще всего в конце, реже – в начале. Цель басни – показать человеческие пороки, недостатки и их высмеивание. Главными героями басен являются животные, растения или даже предметы. Чтобы выяснить, как популярен жанр басня, каких известных баснописцев знают, я провела опрос среди учеников своего класса..  Вопросы:1. Любите ли вы читать басни?  Да-18 Нет-10 2. Каких баснописцев Вы знаете? Крылов-28 Эзоп-9 Лафонтен-1 3. Какие басни Вы знаете? «Мартышка и очки»-19 «Свинья под дубом»-15 «Ворона и лисица»-11 4. Как вы думаете, пишут ли басни современные писатели? Да-11 Нет-17

  • Слайд 5

    А самые популярные басни, как среди детей, так и среди взрослых – это басни Ивана Андреевича Крылова: «Квартет», «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и моська», «Стрекоза Муравей» и «Мартышка и очки». Отвечая на последний вопрос, большинство опрашиваемых считают, что современные писатели басни пишут. Но есть и те, которые сомневаются. Результаты опроса помогли нам убедиться, что тема исследования актуальна: басни любят и помнят, но знают про них очень мало.

  • Слайд 6

    Первым баснописцем был житель Древней Греции (VI век до нашей эры) - Эзоп. Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Самые известные басни Эзопа - «Черепаха и Заяц», «Волк в овечьей шкуре». Басни Эзопа были переведены на многие языки мира. Как я выяснила, у библиотекаря, это одна из самых читаемых книг среди младших школьников. Басни Эзопа для детей хороши тем, что они совсем небольшого размера, читаются быстро, поэтому и воспринимаются лучше. Жан де Лафонтен - тоже знаменитый, но только французский баснописец XVII века. Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей. В своих ранних произведениях Лафонтен следовал сюжетам Эзопа, действительно пересказывая в стихах нравоучительные басни греческого автора.

  • Слайд 7

    Отрывок из басни Эзопа «Ворон и Лисица» Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: "Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать". Отрывок из басни Жан Де Лафонтен «Обезьяна и Кот» Обезьяна Бертран и кот РатонЖили на постое у общего хозяина.Для пройдох это было теплое местечко:Никого они не боялись.Стоило найти им хороший кусок -И уже ни крошки не доставалось третьему.Бертран не упускал ничего,Да и Ратон предпочитал мышам головку сыра.И вот однажды глядят плуты и видят:Жарятся на огне каштаны.

  • Слайд 8

    Иван Иванович Дмитриев – русский писатель, современник А.С. Пушкина, И.А. Крылова. Басни И. Дмитриева имели большой успех у читателей. Его называли “русским Лафонтеном”. Александр Ефимович Измайлов – был современником И.А. Крылова и делил с ним славу лучшего баснописца. Басни А.Е. Измайлова любил А. С. Пушкин, некоторые его басни читал наизусть. Иван Иванович Хемницер – русский баснописец. Он написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь. И.И. Хемницер любил читать басни великого Эзопа, переводил их. Свои басни сочинял в стихотворной форме.

  • Слайд 9

    Отрывок из басни А.Е.Измайлова «Кукушка» "Послушайте меня -- я не совру",Кукушка говорила птицамъ --Чижамъ, щеглятамъ и синицамъ:"Была я далеко, въбольшомъ, густомъ бору;Тамъ слышала, чего доселѣ не слыхала,Какъ соловей поётъ.Ужь не по нашему! Я хорошо пѣвала,Да всё не то! Такъ сердце и замрётъОтъ радости, когда во весь онъголосъсвистнетъ,А тамъзащолкаетъ, иль тихо пуститъ трель:Забудешься совсѣмъ и голова повиснетъ.Ну что противъ него свирѣль?Дивилась право я, дивилась...Однако же не потаю:По-соловьиному и я пѣть научилась.Для васъ, извольте, пропоюТочнёхонькокакъонъ -- хотите?"

  • Слайд 10

    Иван Андреевич Крылов был разностронне одарённым человеком: драматургом, издателем, музыкантом (прекрасно играл на скрипке), художником. Начинал своё творчество Иван Андреевич также с перевода басен Эзопа и Лафонтена. Популярность Крылова-баснописца росла необычайно быстро.Вслед за первой книгой через два года вышла вторая, а потом третья и четвертая книги басен. Всего при жизни баснописца вышло девять книг, заключавших 196 басен. о

  • Слайд 11

    Отрывок из басни И.А. Крылова «Свинья под дубом» Свинья под Дубом вековымНаелась желудей досыта, до отвала;Наевшись, выспалась под ним;Потом, глаза продравши, всталаИ рылом подрывать у Дуба корни стала. "Ведь это дереву вредит, -Ей с Дубу Ворон говорит, -Коль корни обнажишь, оно засохнуть может"."Пусть сохнет, - говорит Свинья, -Ничуть меня то не тревожит,В нем проку мало вижу я;Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".

  • Слайд 12

    А вот самым известным баснописцем в XX веке стал Сергей Владимирович Михалков. Наибольшую известность С.В.Михалкову принесли его произведения для детей («Дядя Степа», «А что у Вас?» и др.), но в советское время огромной популярностью пользовалось его басенное творчество. Сергей Михалков - автор свыше 200 басен. В числе первых напечатанных басен были «Слон-живописец», «Две подруги».

  • Слайд 13

    Владимир Шебзухов - современный поэт-баснописец, член Московской городской организации Союза писателей России, музыкант, композитор. Владимир Иванович Холменко – известный петербургский литератор, один из самых ярких современных российских авторов, пишущих в жанре басни, основоположник такой его разновидности, как басни-миниатюры, автор книг «Античные басни-миниатюры», «От Эзопа до наших дней» и других.

  • Слайд 14

    Отрывок из басни В. Шебзухова «Лисица и Лев» Лиса попалась в когти льва.Плутовка вмиг нашла словаВысокомерно заявить,Что ей в лесу — в почёте быть,Зверей, мол, в страхе всех держать…И, как вдруг льву, о том не знать?!Ведь, кто задумает обидеть,Возмездия не избежать! Аж волосы на гриве встали:«Таких болтушек мы видали.У врушек — плюнь в глаза — роса!Хитришь всё, старая лиса!»

  • Слайд 15

    Заключение. В ходе нашего исследования с помощью информационных источников мы выяснили, что такое басня, её особенности в литературном жанре, самых известных баснописцев во все времена. Басня с древнейших времен получила широкую известность и накопила богатейшие традиции в литературе разных народов. В основу становления мировой басенной культуры легли басни Эзопа, которые разбрелись по всему свету. Они явились тем богатым источником, из которого черпали мотивы и сюжеты многие последующие баснописцы: Жан де Лафонтен, И.И. Хемницер, И.А. Крылов, С.В. Михалков, В. Шебзухов и многие другие.

  • Слайд 16

    Список литературы. 1 Басни для детей. И. А. Крылов/ сост. В. П. Аникина. – М.: АСТ, 2014.2. Михалков С. В. Детям: стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы. – М.: Детская литература, 1981.3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1999.4. Русская басня. Н. Степанова. – М.: Художественная литература, 1966.5. Я познаю мир. Литература. Чудакова Н. В. – М: АСТ, 1997.

  • Слайд 17

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке