Содержание
-
Тема служения в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»
-
Цели урока: Раскрыть основной замысел произведения; Доказать необходимость человеческого участия в жизни людей; Представить аргументы в пользу важности бескорыстного служения людям.
-
Александр Иванович Куприн
- известный русский писатель, человек широкой, доброй, отзывчивой души. Герои некоторых его рассказов («Белый пудель», «Чудесный доктор», «Тапёр») – дети.
-
Знакомимся с писателем«Добрый талант…»
При мысли о Куприне хочется сказать: добрый талант. Все произведения писателя пропитаны этой бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью «ко всему живому: к дереву, собаке, воде, земле, человеку, небу». Писатель верил, что жизнь может стать лучше, человечнее, и мечтал о том времени, когда все будут счастливы. Многие его повести и рассказы автобиографичны, многие описывают случаи, свидетелями которых он был. К таким можно отнести и рассказ «Чудесный доктор».
-
Александр Иванович Куприн – известный русский писатель, человек широкой, доброй, отзывчивой души. Герои некоторых его рассказов («Белый пудель», «Чудесный доктор», «Тапёр») – дети. При мысли о Куприне хочется сказать: добрый талант. Все произведения писателя пропитаны этой бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью «ко всему живому: к дереву, собаке, воде, земле, человеку, небу». Писатель верил, что жизнь может стать лучше, человечнее, и мечтал о том времени, когда все будут счастливы. Многие его повести и рассказы автобиографичны, многие описывают случаи, свидетелями которых он был. К таким можно отнести и рассказ «Чудесный доктор».
-
Прием «Мозговой штурм»:
Почему А.И. Куприн выбирает для своего героя эпитет «чудесный»? Назовите ассоциации со словом «чудесный»
-
Восстановите последовательность событий рассказа:
1. Мерцалов не смог найти работу и вернулся ни с чем; 2. Все налаживается в жизни семьи Мерцаловых; 3. Елизавета Ивановна не задает вопросов; 4. Чудесная встреча с доктором; 5. Мальчики в доме у бывшего работодателя отца; 6. Пирогов оказывает помощь семье; 7. Дети рассматривают праздничные витрины магазинов.
-
Правильная последовательность событий рассказа 5. Мальчики в доме у Савелия Петровича; 7.Дети рассматривают витрины магазинов; 1. Мерцалов не смог найти работу и вернулся ни с чем; 3. Елизавета Ивановна не задает вопросов; 4. Чудесная встреча с доктором; 6. Пирогов оказывает помощь семье; 2. Все налаживается в жизни Мерцаловых.
-
«Ромашка Блума»
-
А.И. Куприн «Чудесный доктор» 2 4 5 6 1 3
-
1.Как автор показывает нищету и горе семьи Мерцаловых? Обратите внимание на “говорящие” детали.
-
2. Если я правильно понял, Мерцалов потерял работу не по своей вине и занимался….
-
3. Какие чувства вызывает участие доктора в решении проблем семьи Мерцалова, почему он, совершив добро, не называет своего имени? Все ли в рассказе принимают такое живое участие в судьбах окружающих?
-
4.Напишите предполагаемоеписьмо Елизаветы Ивановны Савелию Петровичу, бывшему начальнику Мерцалова.
-
5. Почему доктор обратил свое внимание на Мерцалова, заговорил беззаботным тоном с незнакомым человеком?
-
6. Какие заветы А.И. Куприна необходимы и в нашей современной жизни? Встречали ли вы в жизни бескорыстную помощь?
-
Выводы:
Семья Мерцаловых оказалась в бедственном положении, и никто не пожелал оказать им малейшую помощь; Но случайная встреча с доктором, заставляет поверить всех без исключения в добро, сочувствие, участие; А. И. Куприн доказывает, что, оказывая помощь нуждающимся, мы продолжаем цепь великодушных поступков.
-
Ребята, откуда взят следующий отрывок?
-
Вывод:
В.Г.Короленко и А.И. Куприн изображают тяжелую жизнь городской бедноты в царской России, с нежностью и любовью пишут о детях, которые в условиях бесправия и нищеты умеют ценить дружбу и человеческую отзывчивость. В повести В.Г. Короленко по причине человеческого равнодушия гибнет ребенок. В рассказе А.И. Куприна добро и участие побеждают.
-
Тест на внимательность чтения:
1. Мать Елизавета Ивановна зарабатывала на жизнь тем, что: А) мыла посуду на кухне; Б) работала нянькой; В) стирала бельё; Г) занималась уборкой комнат.
-
2. Когда отец пробовал просить милостыню, то: А) собрал много денег; Б) его чуть не отправили в полицию; В) собрал много продуктов; Г) один господин сделал ему выговор, что надо работать.
-
3. Уходя из дома Мерцаловых, незнакомец под блюдцем оставил: А) часы; Б) носовой платок; В) банан; Г) деньги.
-
4. Фамилию незнакомца Мерцаловы узнали: А) от него самого; Б) прочитали на его пальто; В) прочитав её на рецепте с лекарством; Г) спросив об этом в больнице.
-
5. После этой истории Мерцаловы видели своего спасителя: А) четыре раза; Б) два раза; В) три раза; Г) один раз.
-
Проверь себя:
1-в; 2-г; 3-г; 4-в; 5-г.
-
Ребята, достигли мы поставленных целей? Заполните листы самооценки. Каких успехов вы достигли?
-
Рефлексия
Продолжите одно из предложений: Сегодня на уроке я узнал… Мне было интересно… На уроке мне понравилось… У меня особенно получилось…
-
Домашнее задание:
Напишите сочинение на одну из тем: Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что “... то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо”? Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”? В какие чудеса следует верить людям?
-
Спасибо за урок!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.