Содержание
-
Отражение дневников И.А. Бунина в его ранней деревенскойпрозе (на примере рассказа «Древний человек»)
-
Введение
Актуальность настоящей работы заключается в том, что в последние десятилетия интерес к личности и творчеству И.А. Бунина все возрастает и поэтому именно дневники писателя, ранее недоступные не только читателям, но и литературоведам, оказались востребованными в настоящее время. Рассматривая фрагментарно связь дневников с творчеством писателя, мы ограничились определенной их частью, которые относятся к периодам 1881 – 1917 годов.
-
Окончательным стимулом для нашего исследования стало следующее: в наше время информационных технологий стало интересно рассмотреть дневниковые записи писателя с разных аспектов: - познавательного, т.к. хотелось прочитать и понять суть дневниковых записей; - аналитического, потому что было интересно сопоставлять содержание дневников и рассказа «Древний человек»; В связи с этим выдвигаем гипотезу: проследить за эволюцией раннего творчества Бунина, представленного его деревенской прозой на примере рассказа «Древний человек»;
-
Цель данного исследования состоит в том, чтобы показать дневники Бунина как источник его творчества и выявить типологические связи дневников и рассказов о деревне (на примере рассказа «Древний человек»). Для достижения цели необходимо решение следующих задач: выявить связь дневников И. А. Бунина с его дальнейшим творчеством; сделать сопоставительный анализ рассказа «Древний человек» и его дневниковых наблюдений; обосновать свои исследования и сделать соответствующие выводы по теме исследования; Предметомнашего исследования является процесс эволюции творчества писателя от дневников до ранних рассказов; Объектом рассматриваемой проблемы являются непосредственно дневники писателя и рассказ «Древний человек»;
-
В процессе исследования по литературе были использованы следующие теоретические и специальные методы: анализ литературы; синтез (обобщение) полученных результатов; интерпретационный (истолкование художественного текста); эмпирический (наблюдение над художественным текстом); Практическая значимость выполненной работы состоит в использовании материалов и выводов исследования на уроках литературы.
-
«Лишь слову жизнь дана»
Дневники И.А. Бунина как источник творчества писателя. Окончив 4 класса Елецкой гимназии в 19 лет, И.А. Бунин четыре года почти безвыездно жил в деревне. Замкнутая, казалось бы, жизнь среди крестьянского быта в деревнях Бутырки, Озерки, Каменка, Глотово – истоки и прообразы его творчества. Дневники И.А. Бунина этого периода его жизни, когда он более полно и регулярно вел записи, его впечатления стали тем источником, из которого художник черпал творческие замыслы.
-
Иван Бунин начал писать стихи еще в юности. Его самые ранние поэтические сочинения, сохранившиеся до наших дней, датируются 1883–1885 годами — тогда автору было всего 13-15 лет.Все, что Бунин писал в те годы, он хранил в толстых тетрадях. Их поэт сшивал своими руками, а названия для самодельных сборников заимствовал из старинных книг: «Опыты», «Сочинения» и другие.В экспозиции музея представлена сохранившаяся обложка пятой тетради юношеской лирики Бунина 1887 года под названием «Сочинения стихотворные». Позднее, уже в зрелом возрасте, писатель оставил на ней надпись: «Это обложка одной из тех тетрадей, что я сшивал собственноручно для своих сочинений. В почерке подражал Пушкину».
-
И.А. Бунин от природы был художником, истинно страдал от красок и запахов, от пейзажей, от встреченного человека с «особинкой» - все тотчас просилось в «рассказ». «Нет, в моей натуре есть нечто гениальное. Я, например, всю жизнь отстранялся от любви к цветам. Ведь я вот просто взгляну на них и уже страдаю: что мне делать с их нежной прелестной красотой? Что сказать о них? Ничего ведь все равно не выразишь!» Но Бунин не был бы Буниным, если ничего не смог бы выразить!
-
Запись от 11 июня 1909 г. «Утро, тишина, мокрая трава, тень, блеск, птицы и цветы. Это уже почти готовые для стихотворений строки. А вот еще: «Калина. Фиолетовый вереск. Черная ольха. Туманно-синие ягоды на можжевельнике». Через 11 дней после этой записи, появляется стихотворение «Псковский бор»:
-
-
Что касается пейзажных картин в дневниках, то они, как видим, порой не уступают в изобразительной силе лучшим бунинским рассказам. В дневниках И.А. Бунина откладываются не только сюжеты, материалы, подробности будущих рассказов и повестей, но и философские «думы». Его влечет «прекрасное и вечное», красота и неповторимость отдельного мгновения, как в природе, так и в человеческой душе. Мы приходим к выводу, что дневники И.А. Бунина являются основой всей художественной системы писателя.
-
Навестив 108-летнего Таганка, живущего в богатой крестьянской семье, от которого «ничтожности» жалеют, И.А. Бунин с горестью отмечает в дневнике: «И чего тут выдумывать рассказы, достаточно написать хоть одну нашу прогулку». Всего через несколько дней художник создаст прекрасный рассказ «Древний человек».Следует отметить, что, выполняя наше исследование, мы установили имя Таганка – Филипп Федорович Демкин.Главный персонаж рассказа, что типично для ранней прозы И.А. Бунина – человек из народа, человек с «особинкой». Писатель выносит эту уникальность в заголовок рассказа – «Древний человек».
Отражение дневников И.А. Бунина в его ранней деревенской прозе (на примере рассказа «Древний человек»)
-
3 июля. Только что вернулись от Таганка, стовосьмилетнего старика. И чего тут выдумывать рассказы - достаточно написать хоть одну нашу прогулку. Таганок милый, трогательный, детски простой. За избой, перед коноплями, его блиндаж; там сани, на которых он спит, над изголовьем шкатулочка, где его старый картуз, кисет. Когда пришел, с трудом стащил перед нами шапку с голой головы. Легкая белая борода. Трогательно худ, опущенные плечи. Глаза без выражения, один, левый, слегка разодран. Темный цвет лица и рук. В лаптях. Ничего общего не может рассказать,- только мелкие подробности. Живет в каком-то другом, не нашем мире. О французах слабо помнит - "так,- как зук находит". Ему не дают есть, не дают чаю,- "ничтожности жалеют", как сказал Григорий. Говорит с паузами, отвечает не сразу. - Что ж, хочется еще пожить? - А бог ё знает... Что ж делать-то? Насильно не умрешь. - Ну, а если бы тебе предложили прожить еще год или, скажем, пять лет? Что бы ты выбрал? - Что ж мне, ее приглашать, смерть-то? (И засмеялся, и глаза осмыслились.) Она меня не угрызет. Пускай кого помоложе, а меня она не угрызет - вот и не идет. - Так как же? Пять лет или год? Думает. Потом нерешительно: Через пять-то годов вошь съест...
-
К проблеме жизни и смерти – И.А. Бунин обращался на протяжении всей жизни. В дневнике он пытается понять: «Чем больше жизнь, тем больше, страшней должна казаться смерть. А при таком долголетии как привыкает человек жить!» - И.А.Бунинв рассказе подводит читателя к выводу, что жизнь прекрасна тем, что у нее есть конец. Самые обычные жизненные ситуации – встречи, разговоры, заботы, воспоминания – прекрасны сами по себе. И Таганок в «Древнем человеке» - проживший большую жизнь крестьянина с его скудным бытом, однообразными буднями, невежеством и покорностью, значителен и прекрасен своей любовью к жизни. «Рано чувствуется осень, ее спокойствие…» - таким поэтическим зачином к рассказу И.А.Бунин говорит о величии человека в единении с природой.
-
Заключение
Проведенный анализ дневников и рассказа позволяет нам утверждать, что художественно - обобщенные и осмысленные типические образы и обстоятельства позволили И.А. Бунину создать такие произведения, как «Древний человек» и другие, почти полностью на дневниковой основе.Подмеченные глазом художника картины природы оживают в дневниках и в виде лирических пейзажей вводятся в канву рассказа. На страницыранних рассказов из дневников переходят названия окрестных деревень, характеры крестьян, странников, мелкопоместных дворян, среди которых жил писатель. Таким образом,мы приходим к выводу, что дневники И.А.Бунина стали тем источником, из которого художник черпал творческие замыслы; в дневниках писателя откладываются не только сюжеты, материалы, подробности будущих рассказов и повестей, но и философские «думы»; дневники И.А. Бунина являются основой всей художественной системы писателя;
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.