Содержание
-
Экскурсия по литературно- мемориальному музею Алексея Константиновича Толстого в селе Красный Рог
-
Красный Рог. Черниговская губерния. Фрагмент карты Генерального штаба. 1860-е гг. Село Красный Рог Почепского района – одно из дорогих литературных памятных мест на Брянщине. Упоминается с 1 половины XVII в. (также называлось Вышний Рог). В XIX веке — одно из крупнейших сёл уезда. C 1861 — центр Краснорогской волости Мглинского уезда Черниговской губернии. Красный Рог расположен в самом центре области. Окрестность здесь живописная, покоряющая любого приезжего своим богатством красок, разнообразием прекрасных видов. Эти чудесные перелески, слегка всхломленные поля, широкая пойма Рожка, петляющего среди густых кустарников, радуют, волнуют и навсегда западают в душу. Среди всей этой роскоши и раскинулась тёмно- зелёным островом небольшая усадьба Алексея Константиновича Толстого. Усадьба основана в сер. 18 в. графом К.Г. Разумовским (дедом А.К. Толстого) (1728-1803) -гетманом, генерал- фельдмаршалом, президентом Петербургской Академии наук; унаследована его старшим сыном А.К. Разумовским (1748-1822) - вице-президентом Российского Библейского общества, министром просвещения (1810-1816). В этой усадьбе многие годы прожил известный русский поэт и драматург, переводчик, создатель великолепной любовной лирики, непревзойдённый до сих пор поэт-сатирик Алексей Константинович Толстой. Здесь же и скончался 28 сентября 1875 года, и похоронен возле сельской церкви...
-
-
Первое, что мы видим, попадая в Красный Рог- это храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
-
Храм расположен в центре села Красный Рог, над речкой Рожок, построен в 1777 году на мете прежнего деревянного.
-
В 1880 году, тщанием графа К.Г. Разумовского (деда А.К. Толстого) пристроены боковые приделы во имя Святого Архистратига Божия Михаила и во имя Алексия, человека Божия, построена колокольня. Здание рублено из бревен, обшито тесом, основание – кирпичное.
-
Сохранившееся внутреннее убранство с довольно простым иконостасом относится к первой половине XX века.
-
У восточной стены церкви — сложенная из кирпича маленькая часовня, поставленная над могилами А.К. Толстого и его жены С.А. Толстой. На стенах часовни — две чугунные доски с лаконичными надписями: «Граф Алексей Константинович Толстой. 28 сентября 1875» и «Графиня София Андреевна Толстая. 9 апреля 1892».
-
Прошлое Брянского края и его культуру сегодня невозможно представить без русской дворянской усадьбы в селе Красный Рог, где провёл многие годы жизни Алексей Константинович Толстой.
-
В 1967 году в усадьбе был основан музей, который располагается в здании, сохранившемся со времени постройки во 2-й половине 18 века и перестроенном в 1837 году. Здесь А. К. Толстой жил до 17 лет, а затем вернулся в конце 1850-х гг., прожил до самой смерти . Музей знакомит с историей жизни и творчеством А.К. Толстого, а также творчеством литераторов его эпохи - братьев Жемчужниковых, А. Фета, В. Соловьева. Среди экспонатов - антикварная мебель и книги, прижизненные издания А. К. Толстого, произведения живописи, графики и скульптуры, посуда. Всего около 2000 экспонатов.
-
Открытию музея Алексея Константинович Толстогопредшествовала большая работа: по крупицам собиралось всё, что прямо или косвенно касалось жизни и творчества А.К.Толстого и его окружения.
-
Литературный музей А.К.Толстого создавался в Красном Роге буквально на пустом месте. Сначала он размещался в здании флигеля усадьбы, на котором была установлена мемориальная доска с текстом: «В этом флигеле в последние годы жизни в Красном Роге жил и работал А.К.Толстой». Здание было построено при жизни поэта его матерью Анной Алексеевной, оно было деревянным и располагалось в пятидесяти метрах от Охотничьего дома.
-
Гостевой флигель. Музей А.К. Толстого с 1967 по 1990 г.
-
Погреб времён Разумовских под бывшим восточным флигелем. Фото 2006 г.
-
Домик урядника. Восстановлен в 1982 году.
-
При первом владельце усадьбы К.Г.Разумовском был разбит парк и возведен комплекс построек, среди которых выделялся оригинальностью деревянный Охотничий замок, выполненный предположительно по проекту архитектора В.В. Растрелли. Здание сгорело в 1943 году. К.Г. Разумовский В.В. Растрелли
-
Северо- западная часть усадебного дома после обкладки кирпичом. Фото 30-х гг. ХХ в.
-
Северо- восточная часть усадебного дома. Фото 30-х гг. ХХ в.
-
Южный фасад дома. Фото начала 20 века.
-
Музей А.К. Толстого на месте сгоревшего дома. Северо- западная часть. Архитектор В. Городков. Фото 1993 г. В 1993 году в восстановленном по проекту Брянского архитектора В.Н. Городкова Охотничьем доме была открыта новая музейная экспозиция, над которой несколько лет работал творческий коллектив художников-оформителей из Санкт-Петербурга под руководством Б.Л.Яновского.
-
Анна Алексеевна Толстая (1796- 1857) (Художник Даффингер) Константин Петрович Толстой (1780- 1870) (Художник А.С. Михайлов) Отец А.К. Толстого - граф Константин Петрович Толстой, брат художника Федора Толстого (Лев Толстой по этой линии приходился Алексею Константиновичу троюродным братом). Мать — Анна Алексеевна Перовская — происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом). После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, к своему брату А.А. Перовскому.
-
Алексей Алексеевич Перовский (дядя А.К. Толстого) (1787-1836) известный писатель 19 столетия, участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов, члена Российской Академии, писателя, выступавшего под псевдонимом Антоний Погорельский, автора сказки «Черная курица или Подземные жители». С 1822 года А.А. Перовский был собственником усадьбы в Красном Роге. После его смерти в 1836 году все владения перешли племяннику А.К. Толстому. Портрет А.А. Перовского (1787- 1836). Художник К.П. Брюллов. 1836 г.
-
А.А. Толстая с сыном Алексеем. Миниатюра Э. Мартэн. Начало 1820- х гг.
-
А.К. Толстой в детстве Миниатюра . Акварель, гуашь. Художник С. Вигель, 1827г.
-
А.К. Толстой в отрочестве миниатюра, акварель. Художник Фельтен. 1831г.
-
Примерный образ рабочего кабинета А. К. Толстого (из предметов его эпохи).
-
Рабочий стол А.К. Толстого. В усадьбе Красный Рог писатель работал над «Князем Серебряным»- романом, которым гордится русская литература, - и над романом поэмой «Дон Жуан». Здесь были написаны не только самые прекрасные его стихотворения, но и исторические баллады. А также трагедия «Царь Борис».
-
Настольные часы.
-
Кабинет А.К. Толстого. Общий вид экспозиции. На стене портрет А.К. Толстого на охоте.
-
Граф А.К. Толстой на охоте (Художник К.П. Брюллов. 1836г.) А.К.Толстого Карл Брюллов писал старательно. Ha портрете граф Толстой изображен с ружьем в руках и охотничьей сумкой через плечо, в архалуке, из-под которого просматривается белоснежная рубаха с отложным воротником и манжетами. У ног охотника собака, а в туманном пейзаже угадывается тростниковое болото, каких было тогда великое множество в окрестностях Красного Рога. Лицо А.К.Толстого на портрете продолговатое, открытое русское, волосы тщательно уложены по моде того времени. Над мечтательными голубыми глазами - дуги бровей, крупный нос, утонченные линии рта и подбородка... Юноше Толстому было в то время 18 лет, и он только что окончил университет. Плечи, грудь и руки, как это видно по картине, развиты не по возрасту. Глядя на этот замечательный портрет, проникаешься пониманием, отчего от большинства стихотворений поэта веет каким-то особым духом жизнелюбия, душевной молодости и слитности с природой, которая в произведениях А.К.Толстого полна глубокого философского смысла.
-
Тема охоты присутствует во многих стихотворениях раннего периода творчества А. К.Толстого, а вместе с ней в стихах поэта - мощная струя вольной праздничности, покоя душевного. Тема охоты нашла свое отображение в экспозиции мемориального кабинета поэта. Здесь мы видим скульптуру «Дикий кабан». На стенах кабинета - многочисленные гравюры с видами охотничьих сцен, быта и пейзажными зарисовками. Надо полагать, что при жизни А.К.Толстого его кабинет украшали, наряду с образцами первоклассного оружия, богатые охотничьи трофеи. Как-никак, название усадебного дома - «Охотничий», вместе со страстным отношением к охоте его именитого владельца и высоким званием егермейстер Двора, которое получил А. К.Толстой при уходе в отставку, обязывали к этому. Среди предметов изобразительного искусства в этом зале особую значимость и ценность имеет картина под названием «Сцена в кабачке» голландской школы 18 в., без подписи. В экспозиции она помешена на стене у двери кабинета А К.Толстого, из которой граф выходил в спальню. Эта картина - единственная, дошедшая до нас от жизни давно прошедшей. Поступила она в музей в 1967 г. от потомков Г. Лысакова, проживавших на момент дарения в Одессе. Передавая картину - убедительно просили беречь, поскольку она была очень любима поэтом и находилась в его спальне над кроватью. «Сцена в кабачке». Неизвестный художник голландской школы. XVIII в. Скульптура «Дикий кабан».
-
Охотничий дом. Столовая с куполом, которая освещалась сверху. Над ней построен бельведер.
-
-
Камин в круглом зале Охотничьего дома.
-
Уголок гостиной охотничьего дома. На стене портрет В.А. Перовского (1795- 1857).
-
Гостиная. Общий вид экспозиции.
-
Гостиная. Общий вид экспозиции.
-
Гостиная. Общий вид экспозиции.
-
А.К. Толстой. Скульптурный портрет работы Н.Н. Козловой. Мрамор. 1991 г.
-
Бюст А.К. Толстого. Бронза.
-
Барометр. Флакон для нюхательного табака. Карандашница.
-
Фамильная посуда. Фамильные бокалы. Посуда, изготовленная в первой половине XIX в.
-
-
А.К. Толстой. Посмертный портрет. Художник И.Е. Репин. 1879 г.
-
Экспозиция в гостевом флигеле.
-
Экспозиция в мемориальном флигеле. На стене портрет А.К. Толстого.
-
А.К. Толстой. Художник П.И. Страхов. (Копия с рис. К. Горбунова). 1983 г. А.К. Толстой. Художник К. Горбунов. Начало 1850-х гг.
-
Софья Андреевна Толстая- (1825- 1892). Фото. Рим, март 1866 г.
-
С.А. Толстая (Миллер) (Художник П.И. Страхов) Алексей Константинович Толстой встретил Софью Андреевну Миллер случайно «средь шумного бала…», «в тревоге мирской суеты…». Таким было начало необыкновенной романтической любви. На маскараде в Петербургском Большом театре зимой 1850–51 года 33-летний камер-юнкер Алексей Толстой увидел незнакомку. Софья Андреевна Миллер, урождённая Бахметева, принадлежала к высшему свету – к фамилии старинной, но обедневшей. Современников поражала образованность Софьи Андреевны. Она знала множество иностранных языков: по одним сведениям четырнадцать, по другим – шестнадцать. Конечно, владение иностранными языками было общепринятым в этой среде, но Софья Бахметева была поистине полиглоткой. Неудачным оказался брак Софьи Андреевны с полковником-кавалергардом Л.Ф. Миллером. Молодожёны почти не жили вместе. Тем не менее, Миллер долго не давал развода жене – даже тогда, когда её связь с графом Толстым стала известна всему свету и нуждалась лишь в узаконении. Толстой был человеком широких взглядов. Но против его избранницы намертво встала его мать – Анна Алексеевна Толстая. Женщина волевая, она имела на сына большое влияние. Мать никак не хотела смириться с тем, что у сына завязался роман с замужней женщиной. Сын не решился идти против воли матери. Лишь после её внезапной смерти, а также долгожданного развода любящие обвенчались, и Софья Андреевна Миллер стала графиней Софьей Андреевной Толстой. Под этим именем она вошла в историю литературного ХIХ века. Жене Алексея Константиновича не довелось иметь детей. Возможно, поэтому она питала особую любовь к детям чужим. Всегда была окружена детишками своих многочисленных родственников, и даже открыла школу для крестьянских девочек, где их обучали грамоте и рукоделию. Софья Андреевна пережила мужа на 20 лет. После его смерти она, проявив изрядные деловые качества и профессионализм, руководила изданием сочинений А.К. Толстого.
-
Кабинет Софьи Андреевны Толстой (Миллер)- жены А.К. Толстого.
-
Экспозиция в комнате Софьи Андреевны Толстой. На стене портрет Л.А. Перовского.
-
Лев Алексеевич Перовский (1792- 1856). Художник Е.И. Ботман. 1836 г.
-
Портрет Козьмы Пруткова. Петербургский художник П.И. Страхов (по рисунку Л.М. Жемчужникова, Л.Ф. Лагорио и А.Е. Бейдемана).
-
Гостевой флигель. Рабочий стол Козьмы Пруткова.
-
-
Козьма Прутков- коллективный псевдоним группы русских писателей — А. К. Толстого и его двоюродных братьев А. М. и В. М. Жемчужниковых, — выступавших совместно в 50—60-е гг. 19 в. В вымышленном лице К. П. был создан комический тип поэта-чиновника, "... самодовольного, тупого, добродушного и благонамеренного" (Сочинения Козьмы Пруткова, 1960, с. 355), судящего обо всём с казённой точки зрения. Произведения К. П., печатавшиеся в 1859—63 в "Искре", "Современнике" и др. изданиях, сыграли значи- тельную роль в литературной жизни. Авторы обнажали в пародиях внутреннюю пустоту поэзии В. Г. Бенедиктова ("Аквилон"), высмеивали так называемое чистое искусство ("Философ в бане") и лженауку ("Предисловие к "Гисторическим материалам...""), спорили со славянофилами ("Разница вкусов"). Политически злободневные произведения К. П. — сатира "Проект: о введении единомыслия в России", комедия "Торжество добродетели" и др. Афоризмы К. П. доныне пользуются популярностью.
-
Портреты авторов Козьмы Пруткова :Алексей Константинович Толстой - на портрете справа.На других двух портретах - братья Жемчужниковы (Алексей Михайлович и Владимир Михайлович). Художник П.И. Страхов.
-
А. Толстой и А. Жемчужников в Пустыньке. Акварель. Неизв. Художник. 1851г.
-
А.К. Толстой, В.М. Жемчужников, А.П. Бобринский- офицеры Стрелкового полка. Фото С. Левицкого. Санкт- Петербург, август 1855 г. А.К. Толстой в мундире офицера Стрелкового полка. Фото С. Левицкого. Санкт- Петербург, август 1855 г.
-
А.К. Толстой. Фото Яна Гоха (Жан Ош). Сепия, Санкт- Петербург, 1864 г. А.К. Толстой. Фото С. Левицкого. Санкт- Петербург, сентябрь- октябрь 1855 г.
-
А.К. Толстой в кругу родственников и знакомых. Слева направо: И.А. Гончаров, Е.Н. Шестак, А.К. Толстой, Н.М. Жемчужников, С.А. Толстая, К.Н. Алексич. Санкт- Петербург, 1867- 1868 г.
-
А.К. Толстой. Сепия. Неаполь. Декабрь 1863 г. А.К. Толстой. Фото. Конец 1860-х гг.
-
А.К. Толстой. Гравюра на дереве с фото 1863 г. Грилье и К. Неизвестный художник.
-
А.К. Толстой. Фото. Конец 1860-х гг. А.К. Толстой. Середина 1860-х гг.
-
А.К. Толстой. (А. Досекин. Новозыбков). Фото. Начало 1870-х гг. А.К. Толстой. Ателье М. Шембош. Флоренция- Рим- Турин. 1873 г.
-
А.К. Толстой. Гравюра с фото М. Шембоша. В. Класен. Санкт- Петербург. А.К. Толстой. Гравюра на дереве. С фото М. Шембоша. Художник Г.М. Манизер.
-
А.К. Толстой. Последняя прижизненная фотография. М. Шембош. Сепия. Флоренция. Май 1875 г. Фоторепродукция Н.С. Романова. Обратная сторона фотографии. М. Шембош. Флоренция. Май 1875 г.
-
А.Г. Разумовский (1709- 1771). Двоюродный прадед А.К. Толстого.
-
Над буфетом портрет деда поэта, графа А.К. Разумовского (1748- 1822). Художник Шульц.
-
М.М. Соболевская (1767- 1837). Бабушка А.К. Толстого. Миниатюра Ж.-Д. Ёхса. 1808 г. Гражданская жена графа Алексея Кирилловича Разумовского. Прижила с ним в большой любви 35 лет. Крестьянка или мещанка. Их дети носили фамилию Перовские.
-
М.А. Жемчужников с сыновьями Георгием и Алексеем. Последние владельцы усадьбы А.К. Толстого. Фото 1911- 1913 г. А.К.Толстой и С.А.Толстая были бездетны. Но так как Сенатом в 1764 г. гетманские земли были утверждены «в вечное графское и потомков его владение», А.К.Толстой, желая сохранить историческую справедливость, завещал свои имения другим потомкам гетмана: двоюродному брату Н.М. Жемчужникову, а при его бездетности другому брату - Александру Жемчужникову и его сыновьям по старшинству. Александр умер в 1896 г., и наследником стал его сын Михаил Александрович. М.А.Жемчужников приехал в Красный Рог из имения жены Ольги Аркадьевны Воронцовой-Вельяминовой Бортники Бобруйского уезда Минской губернии с четырьмя детьми. Таким образом М.А. Жемчужников стал последним владельцем усадьбы А.К. Толстого.
-
«…я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. Много содействовала этому природа, среди которой я жил». А.К. Толстой. Из письма А. Губернатису. 1874 г. Совершаем прогулку по усадьбе А.К. Толстого.
-
Бюст А.К. Толстого перед зданием музея. Скульптор Н.Н. Козлова
-
Музей- усадьбу окружает парк. Он не поражает размерами. Его площадь всего около девяти гектаров. Парк представляет собой улучшенный искусными посадками деревьев и кустарников участок красивого природного Краснорогского леса. Регулярная часть парка - с геометрически правильными аллеями и разбивкой на правильные фигуры площади цветника - занимала сравнительно небольшие участки. Один прилегал к веранде паркового южного фасада "замка", второй был заключен внутри круглой площадки перед главным северным фасадом. Остальную территорию парка Афанасий Фет назвал "прекрасно содержимым английским садом".
-
Вся территория парка прорезается с севера на юг прямой аллеей, ведущей к пойме Рожка. По обеим сторонам этой главной аллеи живописными группами размещены деревья и кустарники с тонко продуманным подбором пород.
-
Дорога из усадьбы к церкви, построенная А.А. Толстой
-
Древесные насаждения парка довольно разнообразны. В нем произрастает свыше тридцати видов деревьев и кустарников. Много лип, кленов, темнолистного ясеня. Встречаются лиственница, ильм, сосна, ель, явор, белолистный тополь, черная ольха, трепетный осокорь, каштан конский и даже туя. Можно увидеть мощные дубы, березу пониклую, осину, иву, акацию, яблони, груши, вишни, жимолость обыкновенную, бузину красную, пузыреплодник калинолистный и другие. Их комбинации создают красивые пейзажные группы. Живописные и разнообразные во все времена года, они придают парку нарядность, неповторимость его панорамам и отдельным уголкам, обеспечивают непрерывную смену видов и настроений. Поэтому, при небольшой территории, парк производит впечатление значительно большего и богатого по растельности, чем он есть в действительности.
-
Сосна в усадьбе- современница А.К. Толстого. Фото 2007 года.
-
Липа в усадьбе- современница А.К. Толстого. Фото 2007 года.
-
Ель в усадьбе- современница А.К. Толстого. Фото 2012 года.
-
К 2017 году, двухсотлетию со дня рождения поэта, усадьба будет полностью восстановлен Оргкомитет по реконструкции усадьбы возглавил губернатор Брянской области Николай Васи- льевичДенин. - Разработан план мероприятий по реконструкции главного усадебного дома-музея. - На территории усадьбы располагаются деревянные строения , 5 летних домиков (постройки возле клуба), ранее принадлежавшие пансионату Красный Рог. В апреле 2013 года выездная комиссия признала данные строения не пригодными для эксплуатации, искажающими внешний вид территории усадьбы и подлежащими сносу. - В настоящее время силами сотрудников музея А.К.Толстого проводится косметический ремонт здания конторы для размещения в нем администрации музея. - Осуществляются работы по газификации зданий на территории музея-усадьбы. МБУ «Почепское АПБ» запланирован выезд на территорию усадьбы по обмеру зданий и подготовке акта выбора трассы газопровода для газификации 4-х зданий: главного дома, флигеля, здания конторы и физиокабинета.
-
Красный Рог. Восстановление соснового бора возле усадьбы с участием губернатора Н.В. Денина и В.Д. Захаровой – исследователя жизни А.К. Толстого.
-
День поэзии в усадьбе А.К. Толстого
-
С 1967 года ежегодно в усадьбе Красный Рог проходит Всероссийский литературный праздник «Серебряная лира». В его насыщенной программе- театрализованные представления, народные гуляния, выставки народных умельцев, художников, творческие встречи с писателями , концерты художественных коллективов.
-
-
-
-
В дни толстовской поэзии на Брянщине Красный Рог полон гостей и становится литературной столицей края, где вручается литературная премия «Серебряная лира» имени А.К. Толстого.
-
Жизни и творчеству нашего знаменитого земляка посвящены многочисленные работы исследователей. Им приходилось по крупицам восстанавливать факты жизни А.К. Толстого, так как большая часть архивов писателя погибла при пожарах, а значительная часть переписки была уничтожена после смерти Толстого его женой. Среди монографических работ, посвящённых А.К. Толстому, особое место занимает книга русского писателя- эмигранта Алексея Кондратьева «Граф А.К. Толстой. Материалы для истории жизни и творчества». Монография была выпущена в Санкт –Петербурге в 1912 году. Эта работа является несомненной библиографической редкостью. За многие десятилетия книга ни разу не была переиздана, но ее хорошо знают исследователи выдающегося русского поэта и драматурга, черпая оттуда необходимые сведения. А.А. Кондратьев
-
Всем, кто интересуется творчеством А.К. Толстого можно порекомендовать книгу Григория Исаевича Стафеева «Под Краснорогским небом». В книге Г.И. Стафеева о поэзии А.К. Толстого говорится: «Какое это великое чудо- поэзия. Однажды родившись в тайниках души поэта, поэтическое слово победно живёт среди людей годы и столетия, объединяя их, даря нам радость общения в мире прекрасного, вечных истин, высочайших взлётов самоотвержения во имя торжества добра, человечности и правды».
-
Заслуженный работник культуры, лауреат литературной премии «Серебряная лира» имени А.К. Толстого, Михаил Данилович Трушкин родился в селе Красный Рог. Его детство прошло рядом с бывшим имением А.К. Толстого, что повлияло на его мировоззренческие и жизненные позиции. Исследовательские работы М.Д. Трушкина, касающиеся жизни и творчества А.К. Толстого были опубликованы на страницах местных, областных газет, в центральной прессе. В книге М.Д. Трушкина «А.К. Толстой и мир русской дворянской усадьбы» граф Толстой предстаёт в живом общении со своими выдающимися современниками: И.С. Тургеневым, И.А. Гончаровым, А.А. Фетом, императором Александром II, А.С. Хомяковым, другими видными деятелями русской и зарубежной культуры.
-
В книге В.Д.Захаровой «По следам Алексея Константиновича Толстого. Вымыслы и правда», вышедшей в 2008 году, рассматриваются некоторые этапы его жизни и творчества. Приводятся новые архивные материалы, не опубликованные ранее письма, телеграммы писателя. Многие иллюстрации публикуются впервые. Описания сопровождаются стихами, цитатами из писем А.К. Толстого, воспоминаниями современников и других лиц. Глава «Краснорогская усадьба» переработана и дополнена. Эпиграфом к книге В.Д.Захаровой взяты слова А.Фета «...считаю себя счастливым, что встретился в жизни с таким нравственно здоровым, широко образованным, рыцарски благородным и женственно нежным человеком, каким был покойный граф Алексей Константинович». Потомки А.К.Толстого в подтверждение этих слов делают большое дело по сохранению памяти о жизни и творчестве нашего знаменитого поэта, писателя и драматурга Алексея Константиновича Толстого.
-
Алексей Константинович Толстой остался в русской литературе явлением уникальным. Любое подражание ему отдавало фальшью, хотя многих привлекала кажущаяся простота его слога. М.Д. Трушкин «Красный Рог».
-
Литературно- мемориальный музей А.К. Толстого. 243403, Брянская область, Почепский р-н, с. Красный Рог; Телефон/факс: (8-245) 5-34-60; Сайт: www.museum.ru/M1793. Ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника и последнего дня каждого месяца.
-
Виртуальную экскурсию по литературно- мемориальному музею А.К. Толстого подготовили сотрудники Районного муниципального бюджетного учреждения культуры «Почепскаямежпоселенческая библиотека» 243400, Брянская область, г.Почеп, пл. Октябрьская, 4; Тел.: 3- 07-69; Сайт: http://почепбиблиотека.рф Ежедневно (кроме понедельника) с 9.00 до 18.00, воскресенье: с 10.00 до 18.00. Последний день месяца- санитарный.
-
Список использованной литературы и адреса электронных ресурсов: Г.И. Стафеев «Красный Рог и А.К. Толстой»; Г.И. Стафеев «Под Краснорогским небом»; М.Д. Трушкин «Красный Рог»; В.Д. Захарова «Краснорогская усадьба Алексея Константиновича Толстого»; В.Д. Захарова «Вслед за Алексеем Константиновичем Толстым»; В.Д. Захарова «Красный Рог и его обитатели»; http://gorodbryansk.info; http://krasnyrog.bryansk-museum.ru/; http://vrm.museum.ru/M1793; http://culttourism.ru/bryanskaya/pochep/object17709.html