Презентация на тему "Этические принципы тележурналистики "

Включить эффекты
1 из 31
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Этические принципы тележурналистики " по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

  • Лекция 8
    Слайд 1

    Лекция 8

    Этические принципы тележурналистики 1

  • Слайд 2

    . Если театр начинается с вешалки, то телевидение — с этики.

    На телевидении ни один, даже простой профессиональный рос нельзя решать вне его этической основы Однако наши сегодняшние телекомпании не имеют этих кодексов. Этим и вызвана необходимость рассмотрения минной проблемы. 2

  • Слайд 3

    Каждый гражданин в демократическом государстве имеет право на свободу выражения мысли. В свою очередь общество имеет право на всю полноту информации о себе самом. Это включает в себя знание о многообразии мнений, составляющих сферу массового сознания. 3

  • Слайд 4

    Один из основоположников отечественной теории тележурналистики Э.Г. Багиров в «Очерках теории телевидения» наиболее рассматривает коммуникационный процесс, начиная со схемы создателя теории информации К. Шеннона, столь популярной пентаграммы Г. Лассуэлла, Схемы У. Шрамма, модели Е.П. Прохорова, М. Лауристин и Ю.В. Воронцова. Суммируя достижения предшественников, Э.Г. Багиров предлагает собственное собственное видение коммуникационного процесса, в который органично включены 4

  • Слайд 5

    этика

    Свобода журналистики в демократическом обществе — это свобода ставить вопросы, обсуждать наиболее острые социальные противоречия, критиковать действия правительства и других государственных или частных учреждений, когда эти действии угрожают общественным интересам, подвергать сомнению бездействие властей или злоупотребление властью. 5

  • Слайд 6

    этика

    Этически воспитанный журналист не может позволить себе забыть, что аудитория состоит не только из людей, разделяющих его взгляды и моральные принципы, а телевидение выражает мировоззрение не одного какого-то слоя общества, одной партии или движения (даже если эта партия является правящей). Экранная действительность отражает всю совокупность запросов и интересов зрителей, чьи права на электронные средства коммуникации не менее основательны, чем права журналистов. 6

  • Слайд 7

    этика

    Где существует свобода, там существует и ответственность за свои решения. В отношении тележурналиста это означает ответственность: перед обществом в целом; перед аудиторией телезрителей; перед героями передач и фильмов; перед сообществом журналистов, которое он представ­ляет; перед телекомпанией, от имени которой обращается и зрителям; перед самим собой. Применительно к телевизионной информации — это озна­чает достоверность каждого сообщения, полнота представлен­ных фактов и непредвзятость позиции автора.   7

  • Слайд 8

    Достоверность.

    Доверие к факту или мнению обусловлено доверием к источнику информации — зритель хочет знать, откуда получено сообщение и кому принадлежит излагаемое суж­дение. Если на месте события отсутствует собственный корреспондент или он не имеет проверенных данных, необходимо — в соответствии с мировой телепрактикой — подтверждение не менее, чем из двух источников. В новостных программах ссылки на источники сообщений обязательны. 8

  • Слайд 9

    Журналист новостей оперирует только теми данными, которые в случае необходимости могут быть им доказаны, и добивается такого изложения материала, чтобы даже будучи обвиненным в дезинформации, суметь подтвердить свою правоту в судебном порядке. Общепризнанная особенность телеинформации — «персонализация новостей» — не означает, как думают многие, свободы субъективных высказываний ведущего. Четкое отделение пиктов от мнений в новостной программе — неукоснительный журналистский принцип. 9

  • Слайд 10

    Этика

    Профессиональное сообщение не должно содержать оценок, тем более, если это оценки сотрудника информационного телевидения — ведущего, репортера, интервьюера. Позиция журналиста новостей — в подборе, полноте и последовательности освещаемых фактов. Оценки событий или явлений вполне уместны и даже необходимы в устах экспертов, комментаторов или лиц, в чьей компетенции нет сомнений. 10

  • Слайд 11

    этика

    Информационные программы не должны вызывать у зрителей сомнений в характере экранного сообщения или порождать, в нем ложные представления о том, что он видит — записьили трансляцию, первичное сообщение или его повтор. Ни и однаиз экранных форм ни прямо, ни косвенно не может быть та за другую (комментарий за установленный факт, архивные кадры за сиюминутную хронику, инсценировка -за действие, реально происходящее) или способствовать подобному впечатлению. Особенно это относится к методу инсценировки, даже если частники — реальные герои происходившего. Сам факт реконструкции события должен быть обозначен в эфире, чтобы не вводить телезрителя в заблуждение относительно характера изображаемых действий. Мировая телепрактика не допускает использования инсценировок в новостных рубриках. 11

  • Слайд 12

    Полнота информации

    Важнейшее условие объективности — полнота представленных фактов и обнародованных суждений. Так, репортаж о рельсовой войне, начатой забастовщика ми-шахтерами, демонстрирующий их возмущенные лица, будет не полон, если не покажет и негодование ни в чем не повинных пассажиров, десятки часов ожидающих в остановленных поездах. В экранном сообщении о событии не должны быть опущены факты, существенные для понимания происходящего, или изложена точка зрения, односторонне освещающая картину, даже если это точка зрения сотрудника информационной рубрики. Если в аналитической передаче одним изгероев изложен определенный взгляд на проблему, журналист обязан предоставить такие же возможности и для аргумента оппонирующих сторон. 12

  • Слайд 13

    Непредвзятость.

    Достоверность и полнота информации как критерии журналистики могут быть достигнуты только при условии непредвзятости. Для, отечественных документалистов это условие. Современные ведущие, пришедшие насмену официозной фигуре «кремлевского» диктора, зачастую не сомневаются, что единственно безошибочный взгляд на события и процессы общественной жизни принадлежит им самим выступающим кем-то вроде наставников неразумной публики. Убежденность ведущего информационных программ в том, что он выступает своего рода идеологическим просветителем, порождает привычку по каждому поводу ставить оценки и выносить приговоры, ибо, по его представлению, мнения о фактах важнее фактов. Нетрудно понять, что подобное убеждение — обор сторона все той же тенденциозности. 13

  • Слайд 14

    ЭТИКА

    Условие непредвзятости тем более необходимо в журналистских расследованиях. В то время как информационные, в том числе ново телепрограммы, отвечают на вопросы «что происходит?» и «как это происходит?», аналитическая публицистика имеет дело с тросами «почему?» и «что может случиться завтра?». Хладнокровие, способность к всестороннему исследованию ситуации, скрупулезность в изучении материала — достоинствов этой области документалистики более ценные, чем подкупающие эмоциональность и импульсивность. 14

  • Слайд 15

    ЭТИКА

    По существу, аналитическая журналистика есть сумма вопросов, ответы на которые документалисты получают в процессе самой работы. Беспристрастность и глубина подхода в наибольшей мере присущи тем, кто не находится в плену у стереотипов и не уступает перед сложностью исследуемой проблемы или породивших ее причин. Особо тщательное внимание документалист уделяет подбору экспертов и заблаговременному знакомству с позициями участников предстоящего разговора. Степень компетентности в исследуемой проблеме позволяет ему оценить компетенцию приглашаемыхсобеседников. Хорошо подготовленный публицист полагает по возможности все, что знает каждый из собеседников применительно к обсуждаемой теме, а фактическидажебольше, чем каждый, ибо осведомленность приглашаемых ограничена, как правило, их личными интересами или интересами представляемых ими партий и ведомств. 15

  • Слайд 16

    Позиция журналиста

    Призвание тележурналиста не сводится к публичному самовыражению, тем более в новостных рубриках, которые оно способно только дискредитировать. Эта позиция — не в словесных оценках (сфере аналитиков и экспертов), но в стремлении к достоверности и полноте представши IX фактов и мнений, позволяющих зрителю самостоятельно делать выводы. Профессиональное сообщение содержит все факты, необходимые для понимания изображаемой ситуации. Но оно же почнет побочную информацию, способную вызвать негативные общественные последствия (например, уведомления о готовящихся общественных беспорядках с указанием места и имени, где и когда они могут произойти). 16

  • Слайд 17

    этика

    В противном журналист рискует оказаться не столько информатором, сколько подстрекателем, выполняя роль рупора для зачинщиков противоправных действий, а обнародованный прогноз обернется реальностью именно в силу массового оповещения. Понятие о нежелательной информации не ставит под мнение принцип гласности и свободы слова. Речь идет о реальных противоречиях, когда документалист оказывается в ситуации морального выбора. Никакая истина не опаснее следствий, к которым приводит ее незнание, но фрагментарный факт, изъятый из контекста происходящего и обнародованный без учета состояния массового сознания, может вызвать общественную реакцию, совершенно несоизмеримую с социальным значением этого факта. В обостренной степени средство меры должно также присутствовать при изображении с насилия, демонстрации трупов или жертв преступления. 17

  • Слайд 18

    этика

    Вместе с тем документалист не может одинаково относиться к тому, кто нарушает закон, и тому, кто его знает, особенно если речь идет о законе нравственном. Когда сталкиваются сострадание и жестокость, справедливость и злонамеренность, терпимость и нетерпимость, позиция журнали не имеет ничего общего с безучастностью. Для журналиста нет важнее задачи, чем отстаивать духовные качества, которые позволяют людям при любых обстоятельствах оставаться людьми. 18

  • Слайд 19

    Телевидение и выборы

    Исключительное значение позиция журналиста приобретает в период избирательной кампании, телевидение становится главной публичной ареной противостояния политических интересов. Интересов не только фактов, каждый из которых стремится расположить в свою по большинство аудитории, но и интересов зрителей, рассчитывающих на полноту информации о самих кандидатах, сделать свой выбор в качестве избирателей. Такие сведения включают в себя и факты, позволяющие судить о подлинных мотивах и намерениях кандидатов, в отличие от их экранных саморекомендаций. Последняя задача невыполнима без участия аналитиков-журналистов. 19

  • Слайд 20

    этика

    Уважение к праву каждого кандидата высказывать личную точку зрения и программные тезисы своей партии обязывает телевизионного журналиста быть предельно корректным, не давая повода утверждать, что позиция собеседника представлена в ложном свете. 20

  • Слайд 21

    Журналист в экстремальной ситуации

    Критерии телевизионной документалистики — достоверность, полнота информации, непредвзятость — становятся предельной необходимостью в репортажах, объект которых — экстремальные ситуации, несоблюдение этих критериев не только искажает картину происходящего, но нередко приводит к обострению положения, в том числе и массового насилия. Опасность нежелательной информации многократно возрастает, когда речь идет о военных действиях, катастрофах, несчастных случаях, этнических столкновениях, террористических актах и общественных беспорядках. Присутствие камер и журналистов как фактор публичностив этих случаях способно повлиять на сам ход событий. 21

  • Слайд 22

    Участники несанкционированных митингов, пикетов и других форм выражения общественного протеста, не говоря уже о вдохновителях этих движений, стремятся воспользоваться присутствием журналистов для публичного обнародования своих деклараций. 22

  • Слайд 23

    Экстримальные журналисты

    остерегаются групп и лиц, чьи действия рассчитаны на привлечение внимания окружающих, и в первую очередь журналистов; не позволяют себе отталкиваться в репортажном изложении от эмоций, а не от фактов; воздерживаются от экспрессивных выражений, содер­жащих оценку — «озлобленная толпа», «оголтелые сборища», озверевшие власти» и пр.; не считают возможным брать на себя судейские функ­ции или выступать адвокатом одной из сторон конфликта, уподобляясь тенденциозному футбольному комментатору, неспособному скрыть, за какую команду болеет; ссылаются всякий раз при оглашении данных на источники информации и не вырывают отдельных цифр или фактов из контекста происходящего; выступая в роли интервьюеров, чей долг — дать возмож­ность зрителю выслушать доводы основных сторон, не становятся «подставкой для микрофона» в отношении самозваных лидеров, для которых присутствие камер - наиболее желаемая форма саморекламы. 23

  • Слайд 24

    этика

    Экстремизм, нетерпимость, слепая ярость не должны получать такое же экранное право голоса, что и разумные аргументы и стремление к доводам, а не силе. 24

  • Слайд 25

    этика

    Это обстоятельство в еще большей степени относится интервьюированию преступников, террористов, сама возможность контакта с которыми заранее согласуется с органами правопорядка и руководством телекомпании. Для журналистов, работающих в подобных условиях, желательны консультации со специалистами по чрезвычайны ситуациям и другими экспертами, способными подсказать, какие фразы, вопросы, заявления или поведение «героев», будучи обнародованными, могут лишь осложнить положение. 25

  • Слайд 26

    В ситуации этнического конфликта

    профессиональны документалист особо тщательно контролирует свое поведение и слова. Осознает постоянную безопасность - стать более пропагандистом, чем журналистом, и более агитатором, чем корреспондентом. Ибо репортер, который полагает, что заранее «знает все», зачастую просто не в состоянии не идеологизировать ситуацию. Не меньшую угрозу представляют и начинающие, журналисты, для которых любые интересы отступают первой тягой к сенсационности. Этническая тематика для них - интригующий материал «на продажу». Эти гастролирующие репортеры, оказавшись в «горячей точке», полагают необязательны разбираться в местных проблемах или особенностях культур 26

  • Слайд 27

    этика

    Ни субъективность изложения, ни предвзятость оценок: ничего общего не имеют с этикой профессионального журналиста, сообщения которого основаны на их информационно ценности, а не на соответствии его политическим взглядам или потенциальной сенсационности. 27

  • Слайд 28

    ЭТИКА

    Журналисты, заранее уверенные, что нет достойнее цели, чем изобличение на экране зла, предпочитают заведомо уличать вместо того, чтобы информировать и анализировать. Однако сотрудники новостей, о чем уже говорилось, вправе оперировать только теми данными, которые в случае необходимости могут быть ими доказаны (в том числе и в судебном порядке). 28

  • Слайд 29

    ЭТИКА

    Журналисту, действующему в окружении возбужденной толпы,требуется профессиональная осторожность, чтобы не умелое освещение политического или этнического конфликта вызвало новых конфликтов, а идея национального самооп-ределения не переросла в доктрину превосходства одного народа над всеми прочими. Граничащие с фашистскими расовые те­ории нетерпимости к «инородцам» не могут звучать с экрана, встретив противодействия со стороны других участников передачи и самих журналистов. В противном случае телевидение рискует оказаться проводником национально - шовинистских представлений. 29

  • Слайд 30

    ЭТИКА

    Сбалансированность мнений, которой добивается журналист, свидетельствует о его безучастности или о равноценности для него любых высказываний, обнародованных в эфире. Этический и гражданский долг исключают нейтральность по отношению к нравственным категориям. От позиции журналиста зависит, не превратится ли телевидение из средства воздействия на политику в сам предмет политики, и не выступит ли оно по отношению к конфликтующим сторонам как источник все возрастающей конфронтации, а не возможность поиска общественного согласия. Хотя сцены насилия на экране всегда выразительнее, чем столы для мирных переговоров, профессиональный журналист предпочтет предоставить слово здравомыслящим собеседникам, а не подстрекателям к крайним мерам, насколько бы экзотичнее ни выглядели последние. Таким образом, такие этические ценности, как порядочность и достоинство ЖУРНАЛИСТА 30

  • Слайд 31

    Реальная действительность —> Структура личности -> Структура социальных отношений —> Структура коммуникативных зависимостей —> Процесс отражения —> Процесс творчества —> Процесс восприятия —> Обратная связь —> И, как результат, социальный опыт и социальное действие. 31

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке