Презентация на тему "А. А. Фет «Тополь»"

Презентация: А. А. Фет «Тополь»
1 из 54
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по теме "А. А. Фет «Тополь»" является дидактическим материалом для проведения урока по русской литературе в 9 классе. В презентации содержатся задания и соответствующие цитаты. Презентация может быть полезна и учащимся для подготовки к тематическому уроку по русской поэзии.

Краткое содержание

  • Задание – 1. Ритмический рисунок текста.
  • Задание – 2. Анализ композиции.
  • Задание – 3. Художественные образы.
  • Задание – 4. Анализ языковых уровней текста.
  • Задание – 5. Тропы и фигуры.
  • Задание – 6. Тема и идея.
  • Задание – 7. «Вверх по лестнице смыслов».
  • Задание – 8. Ритм и смысл текста.

Содержание

  • Презентация: А. А. Фет «Тополь»
    Слайд 1

    А. А.Фет «Тополь».

    Композиционный анализ поэтического текста.

    Урок литературы в 10 классе

  • Слайд 2
  • Слайд 3

    «Тополь»

    Сады молчат. Унылыми глазамиС унынием в душе гляжу вокруг;Последний лист разметан под ногами,Последний лучезарный день потух.

    Лишь ты один над мертвыми степямиТаишь, мой тополь, смертный свой недугИ, трепеща по-прежнему листами,О вешних днях лепечешь мне как друг.

  • Слайд 4

    Пускай мрачней, мрачнее дни за днямиИ осени тлетворный веет дух;С подъятыми ты к небесам ветвямиСтоишь один и помнишь теплый юг.

    1859г.

  • Слайд 5

    Содержание

    • Дидактический материал.
    • Задание – 1. Ритмический рисунок текста.
    • Задание – 2. Анализ композиции.
    • Задание – 3. Художественные образы.
    • Задание – 4. Анализ языковых уровней текста.
    • Задание – 5. Тропы и фигуры.
    • Задание – 6. Тема и идея.
    • Задание – 7. «Вверх по лестнице смыслов».
    • Задание – 8. Ритм и смысл текста.
    • Вывод.
    • Литература.
  • Слайд 6

    Схема анализа поэтического текста

    • Ритмический рисунок (организация)
    • Метр. Размер (пиррихий, спондей). Константа (последнее сильное место в строке). Клаузула (окончание). Длина строчек.
    • Анакруза (начальное слабое место в строке). Цезура (словораздел внутри строки). Рифма в стихе. Рифмовка в строфе.
    • Композиция поэтического текста
    • Строфы и стихи. Микротема каждой части.
    • Языковая композиция: ключевые слова, словесные тематические ряды.
    • Композиционные приёмы: повтор, усиление, противопоставление, монтаж.
    • Сильные позиции текста: название, эпиграф, первое и последнее
    • предложения, рифмы, повторы.
    • Художественные образы и мотивы
    • Лирический герой.
  • Слайд 7

    Художественное время и пространство

    • Языковые уровни текста
    • Фонетический уровень. Звукопись. Аллитерация на …… (согласные). Ассонанс на …. . (гласные).
    • Морфемный уровень. Роль морфем.
    • Лексический уровень. Слова книжные, разговорные, нейтральные.
    • Синонимы, антонимы. Эмоциональная окраска. Цветопись.
    • Морфологический уровень. Преобладающие части речи (предметность, описательность, действительность).
    • Синтаксический уровень. Синтаксические конструкции. Необычный порядок слов. Роль знаков препинания. Фигуры.
    • Языковые средства художественной изобразительности
    • Тропы и фигуры.
    • Тема и идея текста
    • Связь ритма с содержанием текста
  • Слайд 8

    Карточка – помощница

    • Ритмический рисунок (организация) определяется (создается)…. . Константа на …. ., анакруза …. . придают ритму стройность. Чередование …. . клаузул, …. . строчек дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. Жесткий финал строфы создается мужским окончанием. (Мягкий …. . создается …. . окончанием). Ощущение твердости возникает за счет короткого стиха.
    • Образ …. . создают слова …. . Словесный ряд …. . вызывает ощущение (ассоциации) …. . Композиция строится на …. словесных рядов. Автор использует композиционные приемы ….
  • Слайд 9
    • Лирический герой в I строфе …. ., а в последней …. .
    • Аллитерация на …. . создает ощущение …. . Ассонанс на …. . вызывает ассоциации …. .
    • Повторы слов …. . усиливают (подчеркивают) …. . Противопоставление слов …. . создает …. . На всех языковых уровнях мы обнаружили прием …. .
    • Троп …. . используется с целью …. . Троп …. . вызывает ощущение …. .
    • Название …. . становится символом (метафорой) …. . Анализ текста вывел нас к …. . позиции. С точки зрения поэта, …. .
  • Слайд 10

    «Вверх по лестнице смыслов» (Е Эткинд)

    • Внешний сюжет
    • Фантастика и реальность
    • Природа и человек
    • Мир и человек
    • Человек
  • Слайд 11

    Тропы

    • Эпитет
    • Сравнение
    • Аллегория
    • Перифраза
    • Эвфемизм
    • Метафора
    • Метонимия
    • Ирония
    • Сарказм
    • Гипербола
    • Олицетворение
    • Синекдоха
    • Литота
    • Символ
  • Слайд 12

    Фигуры

    • Анафора
    • Антитеза
    • Градация
    • Оксюморон
    • Острота
    • Параллелизм
    • Повторение
    • Риторический вопрос
    • (восклицание, обращение)
    • Умолчание
    • Эллипсис
    • Эпифора
    • Инверсия
  • Слайд 13

    Задание - 1

    • Определим ритмический рисунок текста
    • Один ученик на доске составляет метрическую схему стихотворения (все строфы).
    • Класс скандирует вслух.
    • Фронтальная работа. Характеристика ритмического рисунка.
    • Сделайте вывод.
  • Слайд 14

    Ритмический рисунок

    • Метр – ямб. Размер пятистопный с пиррихиями. Константа на 10 слоге, анакруза односложная постоянная, цензуры нет, чередуются длинные и короткие строки, клаузула мужская и женская.
    • Рифма в стихе конечная, чередуются мужская и женская, точная и неточная, богатая и бедная, открытая и закрытая, ассонансная.
    • Рифмовка в строфе перекрестная.
    • В стихотворении 3 строфы по 4 стиха.
  • Слайд 15

    Вывод

    Ритмический рисунок определяется пятистопным ямбом с пиррихиями. Константа регулярная на 10 слоге, постоянная односложная анакруза придают ритму стройность. Чередование длинных и коротких строк, мужских и женских клаузул дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. В финале строфы твердое мужское окончание.

  • Слайд 16

    Задание - 2

    • Приступим к анализу композиции
    • Какова микротема каждой строфы?
    • Найдем ключевые слова.
    • Проанализируем сильные позиции текста.
    • Проанализируем языковую композицию.
  • Слайд 17

    Микротемы

    • 1 строфа – поздняя осень у лирического героя вызывает чувство уныния (“С унынием в душе гляжу вокруг").
    • 2 строфа – лирический герой обращается к тополю, который еще живет (“Лишь ты один над мертвыми степями").
    • 3 строфа – тополь живет, несмотря на гибельную осень (“Стоишь один и помнишь теплый юг").
  • Слайд 18

    Ключевые слова

    Это будут “тополь", “осень".

  • Слайд 19

    Сильные позиции

    Первое и последнее предложения контрастны: смерть сада – стойкость одинокого тополя. На антитезе построены название и первое предложение: живой тополь и мертвые сады. Название и последнее предложение (прием усиления) дают возможность надежды, веры. Само название “Тополь" - символ стойкости, мужества, веры.

  • Слайд 20

    Языковая композиция

    • Построим словесные тематические ряды
    • Работа в парах.
    • Какие слова создают образ тополя?
    • Какие слова создают образ осени?
    • Сравним два этих ряда.
    • Сделайте вывод.
  • Слайд 21

    Образ тополя

    Тополь, ты, один, мой тополь, таишь смертный свой недуг, трепеща по-прежнему листами, о вешних днях лепечешь, как друг, с подъятыми к небесам ветвями, стоишь один, помнишь теплый юг.

  • Слайд 22

    Образ осени

    Сады молчат, последний лист, последний лучезарный день потух, мертвыми степями, мрачней, мрачнее дни за днями, осени тлетворной веет дух.

  • Слайд 23

    Сравним

    Композиция строится на противопоставлении словесных рядов, создающих образы осени и тополя, на сопоставлении словесных рядов, создающих образы лирического героя (“унылыми глазами", “с унынием в душе") и осени. Таким образом, автор использует композиционные приемы противопоставления и усиления.

  • Слайд 24

    Вывод

    Осень для поэта – это смерть, сон, молчание, уныние. Тополь для поэта – одиночество, память, вера, мужество, стойкость, надежда, дружба. В основе композиции лежат приемы противопоставления и усиления.

  • Слайд 25

    Задание - 3

    • Художественные образы
    • Посмотрим, как развиваются эти художественные образы тополя и осени по строфам.
    • Сделайте вывод.
  • Слайд 26

    Художественные образы

    В 1 строфе природа осенью умирает (засыпает), лирический герой тоскует, страдает от чувства безнадежности (“последний лист", “последний день"). Во 2 строфе лирический герой обращается к тополю, который помнит о лучших днях, живет по-прежнему, несмотря на одиночество и близость смерти. В 3 строфе лирический герой восхищается мужеством тополя, который надеется, верит и помнит, несмотря на мрачные дни и тлетворный дух осени. В тексте образ тополя противопоставлен образу осени.

  • Слайд 27

    Вывод

    Развитие художественных образов по строфам меняет атмосферу стихотворения. В первой строфе мы ощущаем уныние, грусть, одиночество, безнадежность. В последней строфе появляется надежда, вера в лучшее. Для лирического героя тополь – образец мужества, стойкости, надежды.

  • Слайд 28

    Задание - 4

    • Анализ языковых уровней текста
    • Фонетический уровень.
    • Морфемный уровень.
    • Лексический уровень.
    • Морфологический уровень.
    • Синтаксический уровень.
    • Сделайте вывод.
  • Слайд 29

    Фонетический уровень

    Каждый ряд транскрибирует по одной строфе. Затем подсчитывает количество повторяющихся звуков, находит звуки, преобладающие в строфе, создающие звукопись.

  • Слайд 30

    В 1 строфе ассонанс на а, у, ы, э, и, аллитерация на с, д, м, л, н. Во 2 строфе ассонанс на а, э, и, аллитерация на т, ш, п, н, м. В 3 строфе ассонанс на а, э, и, аллитерация на т, ш, с, н, ч. преобладающие звонкие звуки в первой строфе противопоставлены преобладающим глухим звукам во 2 и 3 строфах. На уровне фонетики мы также обнаруживаем прием контраста.

  • Слайд 31

    Морфемный уровень

    • Найдите в тексте сложные слова.
    • Какова их роль?
  • Слайд 32

    Сложные слова

    Автор использует два сложных слова: лучезарный, тлетворный. Эти слова создают антитезу: жизнь – смерть.

  • Слайд 33

    Лексический уровень

    • Найдем повторяющиеся слова.
    • Какова роль повтора?
    • Работа в парах.
  • Слайд 34

    В 1 строфе “унылыми", “унынием", т. е. усиливается гнетущее состояние лирического героя. Слово “последний" два раза в 1 строфе подчеркивает конец, умирание. “Один" во 2 и 3 строфах – одиночество тополя. В 3 строфе “мрачней",“мрачнее" нагнетают трагическое ощущение лирического героя. В 1 строфе день “лучезарный", во 2 строфе дни “вешние", в 3 строфе дни “мрачные" - так создается контраст.

  • Слайд 35

    Морфологический уровень

    Подсчитаем количество слов разных частей речи. Какая часть речи и почему преобладает?

    1 ряд – имя существительное и личные местоимения, 2 ряд – имя прилагательное, причастие, 3 ряд – глаголы, деепричастия .

  • Слайд 36

    Преобладают слова, относящиеся к существительным и местоимениям (21), прилагательным и причастиям (15). Они создают предметность и описательность т. е. чувства, мысли, ощущения. Местоимение “ты" создает диалогичность.

    Глаголы, деепричастия (8 слов).

  • Слайд 37

    Синтаксический уровень

    • Охарактеризуем каждое предложение.
    • Почему в 1 строфе два предложения, а не одно, как во 2 и 3 строфах?
    • Почему во 2 предложении используется точка с запятой?
    • Почему в 4 предложении употребляется точка с запятой?
  • Слайд 38

    В тексте 4 предложения, все повествовательные, невосклицательные. Первое предложение простое, нераспространенное. Второе предложение сложное, бессоюзное. Третье предложение простое, осложнено обращением, обособленным обстоятельством. Четвертое предложение сложное.

  • Слайд 39

    В 1 предложении содержится сообщение о садах, во 2 предложении сообщается о чувствах лирического героя.

  • Слайд 40

    Она разделяет два разных сообщения: чувства лирического героя и пейзаж.

  • Слайд 41

    Она разделяет сообщение об осени и сообщение о тополе. И во 2, и в 4 предложениях эти сообщения контрастны.

  • Слайд 42

    Вывод

    Мы обнаружили на всех языковых уровнях текста прием противопоставления.

  • Слайд 43

    Задание - 5

    • Попытаемся найти в тексте тропы и фигуры
    • Какова их роль?
    • Групповая работа.
    • Сделайте вывод.
  • Слайд 44

    Тропы и фигуры

    • Олицетворения. “Сады молчат", тополь “таишь, лепечешь, стоишь, помнишь". “Молчат" и “лепечешь" - контраст. Как живые существа, сады и тополь ведут себя по-разному в мрачных условиях.
    • “Тлетворный дух" осени – страшное существо, губящее все живое.
    • Инверсия. Необычное синтаксическое построение 2, 4 предложений увеличивает силу воздействия на читателя.
    • Символ. Тополь – олицетворение мужества, веры, стойкости.
    • Анафора. В 1 строфе повтор слова “последний" создает трагическое ощущение.
  • Слайд 45
    • Эпитеты. Глаза “унылые" - безнадежность, тоска. “Последний" лист – он еще был живым. “Последний" день – конец жизни, “лучезарный" день – солнечный, яркий, живой. “Мертвые" степи – безжизненные, “смертный свой" недуг – ведущий к смерти, ужасу, “вешние" дни – весенние, прекрасные, живые, “мрачные" дни – тоскливые, унылые, “тлетворный" дух осени – смертельный.
    • Сравнение. Тополь “как друг" - надежность, верность.
    • Метафоры. Тополь – человек, осень – жизнь, судьба.
  • Слайд 46

    Вывод

    Роль художественных средств языка очевидна. Все они работают на основную мысль стихотворения.

  • Слайд 47

    Задание - 6

    • Теперь мы можем сформулировать тему и идею текста
    • Время стихотворения – поздняя осень, природа умирает. Лирический герой тоскует. Лишь одинокий тополь еще держится, помнит о прошлом, живет. Хотя и ему предстоит умереть (“смертный недуг"), он выстоит до последнего часа с достоинством, пусть и в одиночестве. Для лирического героя тополь – образец стойкости, мужества, силы, веры; он поддерживает в трудную минуту (“мой тополь", “как друг").
  • Слайд 48

    Тема и идея

    Как бы ни было трудно в страшных условиях жизни, нужно помнить о том, что было хорошего и счастливого в прошлом, надеяться и верить в Бога. Не случайно пространство текста: последний лист “под ногами", а тополь “над мертвыми степями", “с подъятыми к небесам ветвями". Может быть, именно вера христианская и позволяет жить и умереть достойно.

  • Слайд 49

    Задание - 7

    Для более глубокого понимания используем прием “Вверх по лестнице смыслов"

    • Внешний сюжет. Природа умирает, лирический герой тоскует, тополь, одинокий и стойкий, держится, хотя и он должен погибнуть.
    • Фантастика и реальность. Тополь – метафора человека, одинокого, стойкого, достойно ожидающего конца.
  • Слайд 50

    «Вверх по лестнице смыслов»

    • Природа и человек. Умирание природы вносит в душу человека уныние, тоску, но тополь дает ему надежду.
    • Мир и человек. Мир мрачен, тосклив, но человек способен достойно жить и умереть и в таких условиях.
    • Человек. Человек тоскует, грустит, страдает в одиночестве. Но, с другой стороны, человек обладает мужеством, стойкостью, верой, воспоминаниями о прошлом.
  • Слайд 51

    Задание - 8

    • Какую роль играют ритмические показатели в содержании текста?
    • Мы обнаружили, что чередование длинных и коротких строк, женских и мужских клаузул дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. В финале строфы твердое мужское окончание. Анализ текста привел нас к мысли о мужестве и стойкости человека в любых жизненных условиях.
  • Слайд 52

    Вывод

    Мы убедились, что композиция организует всю художественную форму стихотворения и действует на всех его уровнях. Композиция строится с помощью приема противопоставления. Анализ композиции вывел нас к авторской позиции.

  • Слайд 53

    Литература

    1. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996
    2. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М.,1988
    3. Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.,1970
    4. Эткинд Е. Материя стиха. – СПб, 1998
    5. Гинзбург Л. О лирике. – М.,1997
    6. Холшевников В. Основы стиховедения. – М., 2002
  • Слайд 54
    1. Гаспаров М. О русской поэзии. – СПб, 2001
    2. Баевский В. История русской поэзии. – М.,1994
    3. Сухих И. Мир Фета: мгновения и вечность. – Звезда, 1995, №11
    4. Сухих И. Шеншин и Фет: жизнь и стихи. – Нева, 1995, №11
    5. Сухова Н. Мастера русской лирики. – М., 1982
    6. Сухова Н. Лирика Афанасия Фета. – М., 2000
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке