Содержание
-
А. А.Фет «Тополь».
Композиционный анализ поэтического текста.
Урок литературы в 10 классе
-
-
«Тополь»
Сады молчат. Унылыми глазамиС унынием в душе гляжу вокруг;Последний лист разметан под ногами,Последний лучезарный день потух.
Лишь ты один над мертвыми степямиТаишь, мой тополь, смертный свой недугИ, трепеща по-прежнему листами,О вешних днях лепечешь мне как друг.
-
Пускай мрачней, мрачнее дни за днямиИ осени тлетворный веет дух;С подъятыми ты к небесам ветвямиСтоишь один и помнишь теплый юг.
1859г.
-
Содержание
- Дидактический материал.
- Задание – 1. Ритмический рисунок текста.
- Задание – 2. Анализ композиции.
- Задание – 3. Художественные образы.
- Задание – 4. Анализ языковых уровней текста.
- Задание – 5. Тропы и фигуры.
- Задание – 6. Тема и идея.
- Задание – 7. «Вверх по лестнице смыслов».
- Задание – 8. Ритм и смысл текста.
- Вывод.
- Литература.
-
Схема анализа поэтического текста
- Ритмический рисунок (организация)
- Метр. Размер (пиррихий, спондей). Константа (последнее сильное место в строке). Клаузула (окончание). Длина строчек.
- Анакруза (начальное слабое место в строке). Цезура (словораздел внутри строки). Рифма в стихе. Рифмовка в строфе.
- Композиция поэтического текста
- Строфы и стихи. Микротема каждой части.
- Языковая композиция: ключевые слова, словесные тематические ряды.
- Композиционные приёмы: повтор, усиление, противопоставление, монтаж.
- Сильные позиции текста: название, эпиграф, первое и последнее
- предложения, рифмы, повторы.
- Художественные образы и мотивы
- Лирический герой.
-
Художественное время и пространство
- Языковые уровни текста
- Фонетический уровень. Звукопись. Аллитерация на …… (согласные). Ассонанс на …. . (гласные).
- Морфемный уровень. Роль морфем.
- Лексический уровень. Слова книжные, разговорные, нейтральные.
- Синонимы, антонимы. Эмоциональная окраска. Цветопись.
- Морфологический уровень. Преобладающие части речи (предметность, описательность, действительность).
- Синтаксический уровень. Синтаксические конструкции. Необычный порядок слов. Роль знаков препинания. Фигуры.
- Языковые средства художественной изобразительности
- Тропы и фигуры.
- Тема и идея текста
- Связь ритма с содержанием текста
-
Карточка – помощница
- Ритмический рисунок (организация) определяется (создается)…. . Константа на …. ., анакруза …. . придают ритму стройность. Чередование …. . клаузул, …. . строчек дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. Жесткий финал строфы создается мужским окончанием. (Мягкий …. . создается …. . окончанием). Ощущение твердости возникает за счет короткого стиха.
- Образ …. . создают слова …. . Словесный ряд …. . вызывает ощущение (ассоциации) …. . Композиция строится на …. словесных рядов. Автор использует композиционные приемы ….
-
- Лирический герой в I строфе …. ., а в последней …. .
- Аллитерация на …. . создает ощущение …. . Ассонанс на …. . вызывает ассоциации …. .
- Повторы слов …. . усиливают (подчеркивают) …. . Противопоставление слов …. . создает …. . На всех языковых уровнях мы обнаружили прием …. .
- Троп …. . используется с целью …. . Троп …. . вызывает ощущение …. .
- Название …. . становится символом (метафорой) …. . Анализ текста вывел нас к …. . позиции. С точки зрения поэта, …. .
-
«Вверх по лестнице смыслов» (Е Эткинд)
- Внешний сюжет
- Фантастика и реальность
- Природа и человек
- Мир и человек
- Человек
-
Тропы
- Эпитет
- Сравнение
- Аллегория
- Перифраза
- Эвфемизм
- Метафора
- Метонимия
- Ирония
- Сарказм
- Гипербола
- Олицетворение
- Синекдоха
- Литота
- Символ
-
Фигуры
- Анафора
- Антитеза
- Градация
- Оксюморон
- Острота
- Параллелизм
- Повторение
- Риторический вопрос
- (восклицание, обращение)
- Умолчание
- Эллипсис
- Эпифора
- Инверсия
-
Задание - 1
- Определим ритмический рисунок текста
- Один ученик на доске составляет метрическую схему стихотворения (все строфы).
- Класс скандирует вслух.
- Фронтальная работа. Характеристика ритмического рисунка.
- Сделайте вывод.
-
Ритмический рисунок
- Метр – ямб. Размер пятистопный с пиррихиями. Константа на 10 слоге, анакруза односложная постоянная, цензуры нет, чередуются длинные и короткие строки, клаузула мужская и женская.
- Рифма в стихе конечная, чередуются мужская и женская, точная и неточная, богатая и бедная, открытая и закрытая, ассонансная.
- Рифмовка в строфе перекрестная.
- В стихотворении 3 строфы по 4 стиха.
-
Вывод
Ритмический рисунок определяется пятистопным ямбом с пиррихиями. Константа регулярная на 10 слоге, постоянная односложная анакруза придают ритму стройность. Чередование длинных и коротких строк, мужских и женских клаузул дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. В финале строфы твердое мужское окончание.
-
Задание - 2
- Приступим к анализу композиции
- Какова микротема каждой строфы?
- Найдем ключевые слова.
- Проанализируем сильные позиции текста.
- Проанализируем языковую композицию.
-
Микротемы
- 1 строфа – поздняя осень у лирического героя вызывает чувство уныния (“С унынием в душе гляжу вокруг").
- 2 строфа – лирический герой обращается к тополю, который еще живет (“Лишь ты один над мертвыми степями").
- 3 строфа – тополь живет, несмотря на гибельную осень (“Стоишь один и помнишь теплый юг").
-
Ключевые слова
Это будут “тополь", “осень".
-
Сильные позиции
Первое и последнее предложения контрастны: смерть сада – стойкость одинокого тополя. На антитезе построены название и первое предложение: живой тополь и мертвые сады. Название и последнее предложение (прием усиления) дают возможность надежды, веры. Само название “Тополь" - символ стойкости, мужества, веры.
-
Языковая композиция
- Построим словесные тематические ряды
- Работа в парах.
- Какие слова создают образ тополя?
- Какие слова создают образ осени?
- Сравним два этих ряда.
- Сделайте вывод.
-
Образ тополя
Тополь, ты, один, мой тополь, таишь смертный свой недуг, трепеща по-прежнему листами, о вешних днях лепечешь, как друг, с подъятыми к небесам ветвями, стоишь один, помнишь теплый юг.
-
Образ осени
Сады молчат, последний лист, последний лучезарный день потух, мертвыми степями, мрачней, мрачнее дни за днями, осени тлетворной веет дух.
-
Сравним
Композиция строится на противопоставлении словесных рядов, создающих образы осени и тополя, на сопоставлении словесных рядов, создающих образы лирического героя (“унылыми глазами", “с унынием в душе") и осени. Таким образом, автор использует композиционные приемы противопоставления и усиления.
-
Вывод
Осень для поэта – это смерть, сон, молчание, уныние. Тополь для поэта – одиночество, память, вера, мужество, стойкость, надежда, дружба. В основе композиции лежат приемы противопоставления и усиления.
-
Задание - 3
- Художественные образы
- Посмотрим, как развиваются эти художественные образы тополя и осени по строфам.
- Сделайте вывод.
-
Художественные образы
В 1 строфе природа осенью умирает (засыпает), лирический герой тоскует, страдает от чувства безнадежности (“последний лист", “последний день"). Во 2 строфе лирический герой обращается к тополю, который помнит о лучших днях, живет по-прежнему, несмотря на одиночество и близость смерти. В 3 строфе лирический герой восхищается мужеством тополя, который надеется, верит и помнит, несмотря на мрачные дни и тлетворный дух осени. В тексте образ тополя противопоставлен образу осени.
-
Вывод
Развитие художественных образов по строфам меняет атмосферу стихотворения. В первой строфе мы ощущаем уныние, грусть, одиночество, безнадежность. В последней строфе появляется надежда, вера в лучшее. Для лирического героя тополь – образец мужества, стойкости, надежды.
-
Задание - 4
- Анализ языковых уровней текста
- Фонетический уровень.
- Морфемный уровень.
- Лексический уровень.
- Морфологический уровень.
- Синтаксический уровень.
- Сделайте вывод.
-
Фонетический уровень
Каждый ряд транскрибирует по одной строфе. Затем подсчитывает количество повторяющихся звуков, находит звуки, преобладающие в строфе, создающие звукопись.
-
В 1 строфе ассонанс на а, у, ы, э, и, аллитерация на с, д, м, л, н. Во 2 строфе ассонанс на а, э, и, аллитерация на т, ш, п, н, м. В 3 строфе ассонанс на а, э, и, аллитерация на т, ш, с, н, ч. преобладающие звонкие звуки в первой строфе противопоставлены преобладающим глухим звукам во 2 и 3 строфах. На уровне фонетики мы также обнаруживаем прием контраста.
-
Морфемный уровень
- Найдите в тексте сложные слова.
- Какова их роль?
-
Сложные слова
Автор использует два сложных слова: лучезарный, тлетворный. Эти слова создают антитезу: жизнь – смерть.
-
Лексический уровень
- Найдем повторяющиеся слова.
- Какова роль повтора?
- Работа в парах.
-
В 1 строфе “унылыми", “унынием", т. е. усиливается гнетущее состояние лирического героя. Слово “последний" два раза в 1 строфе подчеркивает конец, умирание. “Один" во 2 и 3 строфах – одиночество тополя. В 3 строфе “мрачней",“мрачнее" нагнетают трагическое ощущение лирического героя. В 1 строфе день “лучезарный", во 2 строфе дни “вешние", в 3 строфе дни “мрачные" - так создается контраст.
-
Морфологический уровень
Подсчитаем количество слов разных частей речи. Какая часть речи и почему преобладает?
1 ряд – имя существительное и личные местоимения, 2 ряд – имя прилагательное, причастие, 3 ряд – глаголы, деепричастия .
-
Преобладают слова, относящиеся к существительным и местоимениям (21), прилагательным и причастиям (15). Они создают предметность и описательность т. е. чувства, мысли, ощущения. Местоимение “ты" создает диалогичность.
Глаголы, деепричастия (8 слов).
-
Синтаксический уровень
- Охарактеризуем каждое предложение.
- Почему в 1 строфе два предложения, а не одно, как во 2 и 3 строфах?
- Почему во 2 предложении используется точка с запятой?
- Почему в 4 предложении употребляется точка с запятой?
-
В тексте 4 предложения, все повествовательные, невосклицательные. Первое предложение простое, нераспространенное. Второе предложение сложное, бессоюзное. Третье предложение простое, осложнено обращением, обособленным обстоятельством. Четвертое предложение сложное.
-
В 1 предложении содержится сообщение о садах, во 2 предложении сообщается о чувствах лирического героя.
-
Она разделяет два разных сообщения: чувства лирического героя и пейзаж.
-
Она разделяет сообщение об осени и сообщение о тополе. И во 2, и в 4 предложениях эти сообщения контрастны.
-
Вывод
Мы обнаружили на всех языковых уровнях текста прием противопоставления.
-
Задание - 5
- Попытаемся найти в тексте тропы и фигуры
- Какова их роль?
- Групповая работа.
- Сделайте вывод.
-
Тропы и фигуры
- Олицетворения. “Сады молчат", тополь “таишь, лепечешь, стоишь, помнишь". “Молчат" и “лепечешь" - контраст. Как живые существа, сады и тополь ведут себя по-разному в мрачных условиях.
- “Тлетворный дух" осени – страшное существо, губящее все живое.
- Инверсия. Необычное синтаксическое построение 2, 4 предложений увеличивает силу воздействия на читателя.
- Символ. Тополь – олицетворение мужества, веры, стойкости.
- Анафора. В 1 строфе повтор слова “последний" создает трагическое ощущение.
-
- Эпитеты. Глаза “унылые" - безнадежность, тоска. “Последний" лист – он еще был живым. “Последний" день – конец жизни, “лучезарный" день – солнечный, яркий, живой. “Мертвые" степи – безжизненные, “смертный свой" недуг – ведущий к смерти, ужасу, “вешние" дни – весенние, прекрасные, живые, “мрачные" дни – тоскливые, унылые, “тлетворный" дух осени – смертельный.
- Сравнение. Тополь “как друг" - надежность, верность.
- Метафоры. Тополь – человек, осень – жизнь, судьба.
-
Вывод
Роль художественных средств языка очевидна. Все они работают на основную мысль стихотворения.
-
Задание - 6
- Теперь мы можем сформулировать тему и идею текста
- Время стихотворения – поздняя осень, природа умирает. Лирический герой тоскует. Лишь одинокий тополь еще держится, помнит о прошлом, живет. Хотя и ему предстоит умереть (“смертный недуг"), он выстоит до последнего часа с достоинством, пусть и в одиночестве. Для лирического героя тополь – образец стойкости, мужества, силы, веры; он поддерживает в трудную минуту (“мой тополь", “как друг").
-
Тема и идея
Как бы ни было трудно в страшных условиях жизни, нужно помнить о том, что было хорошего и счастливого в прошлом, надеяться и верить в Бога. Не случайно пространство текста: последний лист “под ногами", а тополь “над мертвыми степями", “с подъятыми к небесам ветвями". Может быть, именно вера христианская и позволяет жить и умереть достойно.
-
Задание - 7
Для более глубокого понимания используем прием “Вверх по лестнице смыслов"
- Внешний сюжет. Природа умирает, лирический герой тоскует, тополь, одинокий и стойкий, держится, хотя и он должен погибнуть.
- Фантастика и реальность. Тополь – метафора человека, одинокого, стойкого, достойно ожидающего конца.
-
«Вверх по лестнице смыслов»
- Природа и человек. Умирание природы вносит в душу человека уныние, тоску, но тополь дает ему надежду.
- Мир и человек. Мир мрачен, тосклив, но человек способен достойно жить и умереть и в таких условиях.
- Человек. Человек тоскует, грустит, страдает в одиночестве. Но, с другой стороны, человек обладает мужеством, стойкостью, верой, воспоминаниями о прошлом.
-
Задание - 8
- Какую роль играют ритмические показатели в содержании текста?
- Мы обнаружили, что чередование длинных и коротких строк, женских и мужских клаузул дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. В финале строфы твердое мужское окончание. Анализ текста привел нас к мысли о мужестве и стойкости человека в любых жизненных условиях.
-
Вывод
Мы убедились, что композиция организует всю художественную форму стихотворения и действует на всех его уровнях. Композиция строится с помощью приема противопоставления. Анализ композиции вывел нас к авторской позиции.
-
Литература
- Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996
- Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М.,1988
- Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.,1970
- Эткинд Е. Материя стиха. – СПб, 1998
- Гинзбург Л. О лирике. – М.,1997
- Холшевников В. Основы стиховедения. – М., 2002
-
- Гаспаров М. О русской поэзии. – СПб, 2001
- Баевский В. История русской поэзии. – М.,1994
- Сухих И. Мир Фета: мгновения и вечность. – Звезда, 1995, №11
- Сухих И. Шеншин и Фет: жизнь и стихи. – Нева, 1995, №11
- Сухова Н. Мастера русской лирики. – М., 1982
- Сухова Н. Лирика Афанасия Фета. – М., 2000
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.