Содержание
-
Обучение композиционному анализу художественного текста на уроках литературы в средней школе
-
Содержание
- Композиция художественного произведения.
- Композиционные приёмы и средства.
- Лингвистическая теория композиции.
- Типы композиции.
- Виды композиции.
- Композиционный анализ художественного произведения
- Композиционный анализ поэтического текста.
- Композиционный анализ прозаического текста.
- Композиционный анализ драматического текста.
- Анализ эпизода прозаического текста.
- Методические приёмы обучения композиционному анализу текста.
- «Ионыч» А.П.Чехова на уроках литературы в 10 классе. Методические приёмы.
- Стихотворение В.Шаламова «Водопад» на уроках литературы в 11 классе. Методические приёмы.
-
Композиция художественного произведения
Что такое композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника.
А.Н.Толстой
-
Структуру художественного текста можно описать, если вычленить различные точки зрения, то есть авторские позиции, с которых ведётся повествование (повествователь, рассказчик, персонаж). Б.Успенский
-
Композиционные формы прозаической речи.
- Повествование.
- Описание.
- Характеристика.
Н.Тамарченко
-
Композиция
Композиция – связь и соотношение отдельных форм изображения и сцен.Единицы композиции – портрет, пейзаж, диалоги, монологи, характеристика и т. д.
В.Кожинов
-
Композиция
Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности.
А.Есин
-
Композиция
Композиция – это взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно- речевых средств.
В.Хализев
-
Композиция драмы
Композиция драмы – организация драматического действия во времени и в пространстве. Е.Холодов
-
Композиционные приёмы.
- Повтор
- Усиление
- Противопоставление
- Монтаж.
А.Есин
-
Композиционные приёмы и средства.
- Повторы и вариации.
- Мотивы
- "Крупный" план, «общий» план, умолчания
- Точка зрения
- Со-и противопоставления
- Монтаж
- Временная организация текста.
В.Хализев
-
Лингвистическая теория композиции
Языковая композиция – сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте.
В.Виноградов
-
Типы композиции.
- Простые (линейные)
- Сложные (трансформационные).
А.Есин
-
Виды композиции.
- Кольцевая
- Зеркальная
- Линейная
- Умолчание
- Ретроспекция
- Свободная
- Открытая и т.д.
А.Есин
-
Композиционный анализ художественного произведения
Только осознав общий принцип построения произведения, можно правильно истолковать функции каждого элемента или компонента текста. Без этого немыслимо правильное понимание идеи текста.
В.Одинцов
-
Композиционный анализ наиболее продуктивен.
Все компоненты художественной структуры важны не сами по себе, а как отражение эстетической программы автора, который отобрал материал и обработал его в соответствии со своим пониманием, отношением и оценкой. Л.Кайда
-
Для анализа композиции художественного текста необходимо уметь:
- выделять в его структуре значимые повторы,
- выявлять семантические переклички,
- выделять языковые сигналы,
- определять роль композиционных единиц в составе целого,
- устанавливать связь повествовательной структуры текста с его внешней композицией.
Н.Николина
-
Начинать анализ композиции необходимо с опорных точек:
- кульминации,
- развязки,
- сильных позиций текста,
- повторов,
- противопоставлений,
- перипетий в судьбе героя,
- эффектных художественных приёмов и средств.
Анализ опорных точек – ключ к пониманию логики композиции. А.Есин
-
Композиционный анализ поэтического текста
- Строфы и стихи. Микротема каждой части.
- Языковая композиция. Ключевые слова, словесные ряды.
- Композиционные приёмы. Повтор, усиление, антитеза, монтаж.
- Сильные позиции текста. Название, эпиграф, первое и последнее предложения, рифмы, повторы.
-
Композиционный анализ прозаического текста
- План текста (микротемы), сюжетная схема.
- Опорные точки композиции.
- Повторы и противопоставления.
- Композиционные приёмы, их роль.
- Сильные позиции текста.
- Языковая композиция. Ключевые слова, словесные ряды.
- Вид и тип композиции.
- Роль эпизода в тексте.
- Система образов персонажей.
- Смена точек зрения в структуре текста.
- Временная организация текста.
-
Композиционный анализ драматического текста
- Внешняя архитектоника. Акты, действия, явления.
- Развитие действия во времени и в пространстве.
- Роль элементов сюжета в тексте.
- Значение ремарок.
- Принцип группировки персонажей.
- Сценические и внесценические персонажи.
-
Анализ эпизода прозаического текста
- Что такое эпизод?
- Предположение о роли эпизода в произведении.
- Сжатый пересказ фрагмента.
- Место эпизода в композиции текста. Какие фрагменты до и после? Почему именно здесь?
- Место эпизода в сюжете произведения. Экспозиция, завязка, кульминация, развитие действия, развязка, эпилог.
- Какие темы, идеи, проблемы текста нашли отражение в этом фрагменте?
- Расстановка персонажей в эпизоде. Новое в характерах героев.
- Каков предметный мир произведения? Пейзаж, интерьер, портрет. Почему именно в данном эпизоде?
-
Мотивы эпизода.
- Встреча, спор, дорога, сон и т. д.
- Ассоциации. Библейские, фольклорные, античные.
- От чьего имени ведётся повествование? Автор, рассказчик, персонаж. Почему?
- Организация речи. Повествование, описание, монолог, диалог. Почему?
- Языковые средства художественной изобразительности. Тропы, фигуры.Вывод.
- Роль эпизода в произведении. Какие темы произведения развиваются в этом эпизоде?
- Значение фрагмента для раскрытия идеи текста.
-
Роль эпизода в тексте.
- Характерологическая.Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение
- Психологическая.Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа
- Поворотная.Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев
- Оценочная. Автор даёт характеристику персонажа или события.
-
Методические приёмы обучения композиционному анализу художественного произведения
- Создание простого, сложного, цитатного плана.
- Сжатый пересказ.
- Мысленная перестановка эпизодов.
- Сопоставление эпизодов и образов.
- Восстановление пропущенных звеньев текста.
- Обоснование роли эпизода в тексте.
- Придумывание своего финала.
- Сопоставление сюжета и фабулы.
- Составление хронологической схемы.
- Обнаружение различных точек зрения.
-
Ещё приёмы
- Поиск мотивов в тексте.
«Карты Проппа»: структура волшебной сказки.
«Грамматика фантазии»: приёмы Д.Родари.
- Подбор иллюстраций к эпизодам.
- Создание своих рисунков.
- Работа с произведением живописи.
- Устное словесное рисование.
- Принцип группировки действующих лиц.
- Расположение сюжетных линий.
- Обнаружение сюжетных и внесюжетных элементов.
- Принцип членения материала.
- Система средств создания образа персонажа.
-
«Ионыч» А.П.Чехова на уроках литературы в 10 классе.
Методические приёмы обучения композиционному анализу прозаического текста.
-
Составить простой план рассказа.
- Д.И.Старцев знакомится с семьёй Туркиных
- Любовь(?) Дмитрия к Екатерине Ивановне
- Разлука
- Последняя встреча Дмитрия с Екатериной
- Жизнь Ионыча.
-
Составить цитатный план рассказа.
- "Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия…" (А.Дельвиг)
- "…ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждёт любви во что бы то ни стало…"
- "И жаль было своего чувства, этой своей любви…"
- "…и огонёк в душе погас"
- "Куда это Ионыч едет?"
-
Найдите сюжетные элементы.
- Экспозиция. Встреча Старцева с семьёй Туркиных
- Завязка. Влюблённость
- Развитие действия. Свидание, предложение
- Кульминация. Дмитрий на кладбище.
- Развязка. Последнее свидание.
- Эпилог. Ионыч.
-
Составить хронологическую схему.
- Дмитрий Ионыч Старцев. Лошадей не было.1 год
- Пара лошадей и кучер Пантелеймон.1 день.
- 4 года.
- Тройка с бубенчиками.Несколько лет.
- Ионыч. Едет не человек, а языческий бог.
-
Герой живёт, когда чувствует, герой не живёт, когда нет чувства.
Поэтому годы, когда Ионыч наживал деньги и становился богатым, прошли для него впустую; пропуская их, Чехов тем самым выражает их значение для героя. Целые годы жизни – ничто, а поездка ночью на кладбище, ничего не принёсшая герою, - жизнь, подлинное чувство.
В.Линков
-
Сопоставить начало и конец каждой главы.
- глава. Семья Туркиных Дмитрию понравилась.
- глава. Прозаические мысли.
- глава. Равнодушие.
- глава. Равнодушие.
- глава. Туркины всё так же человечны.
-
Постепенная эволюция в душе Ионыча выразительно передана концовками главок.
Мы видим, что Чехов не даёт непрерывного описания процесса «оравнодушивания» Ионыча, он намечает своего рода пунктирную поэтическую линию, и каждая концовка главы фиксирует новый момент этого внутреннего процесса.
З.Паперный
-
Определить вид и тип композиции.
- Вид – кольцевая.
- Тип – линейная.
-
Финал рассказа возвращает нас к его началу, где говорится о губернском городе С.
И о «самой образованной и талантливой» семье Туркиных. Кольцевая композиция усиливает ощущение замкнутости жизненного круга, невозможности его преодоления, трагичности жизни, придаёт всей этой грустной истории притчевый характер, поучительный смысл не только для её участников. В.Крючков
-
Найдите тематические повторы в 1 и 4 главах.
- Вера Иосифовна читает свои романы гостям.
- Лакей Пава.
- Шутки Ивана Петровича.
- Игра Екатерины Ивановны.
-
Сопоставьте два свидания во 2 и 4 главах. Найдите повторы на лексическом уровне.
-
Это одна из самых характерных для мира Чехова ситуаций:
люди разобщены, они живут каждый со своими чувствами, интересами, программами, своими стереотипами. При первом объяснении она категорична, он неуверен, при последнем их свидании категоричен он, она же робка, несмела, неуверенна. Но, увы, происходит лишь смена программ, запрограммированность же, повторяемость остаются. В.Катаев
-
Эпизод «На кладбище». Постройте словесные ряды мотивов.
-
В главах первой и второй всё как бы покрыто лёгким покровом поэзии,
это веяние крепнет и растёт, в сцене на кладбище достигает своего апогея. Тут конец «поэзии», и с главы третьей идёт уже сплошная «проза». Всё вместе представляет собой музыкальную композицию. Робкая «поэзия», прозябающая в душе сухой и прозаической, её лебединая песня – на кладбище. А рядом всесильная, всепоглощающая, торжествующая «проза» жизни. Д.Овсянико-Куликовский
-
Назовите композиционные приёмы.
Повтор.
Монтаж.
-
Архитектоника рассказа
Архитектоника рассказа, его строение основано на одном главном принципе: повторении, которым пронизан весь текст. В нём представлена целая иерархия повторов, они наслаиваются друг на друга, перекрещиваются, усиливая яркость образов. Этот приём характерен и для других чеховских рассказов. В.Троицкий
-
Одинокая, деловая жизнь
Одинокая, деловая жизнь, не согретая ни любовью, ни дружбою, без каких бы то ни было нравственных связей с людьми – вот жестокий удел таких натур, как Старцев. Нормально ли это? Вполне нормально – для того уклада, который существует повсюду в цивилизованном мире. Страсть к наживе, деловитость, способность к труду – не из любви к самому труду, а исключительно ради обогащения – разве это не характерно, не типично, разве это не настоящая, современная рутина? Д.Овсянико-Куликовский
-
Стихотворение В.Шаламова «Водопад» на уроках литературы в 11 классе
Методические приёмы обучения композиционному анализу поэтического текста.
-
Определите микротемы каждой строфы.
- Первая строфа. Ночной водопад.
- Вторая строфа. Замороженная пена.
- Третья строфа. Водопад.
-
Найдите ключевые слова и постройте словесные ряды.
- Водопад: бурлит, бросает, скалит зубы, потеха, смех, целые века.
- Пена: замороженная, пены клочья, выносится, объятья ледяного плена, стынущая волна.
- Жизнь: наша, моленья наши, тоска.
-
Сопоставьте первое и последнее предложения.
- Оба предложения о жестоком и безжалостном водопаде. Создаётся кольцо, из которого никогда не вырваться, это навсегда.
- Почему название «Водопад»? Главный герой, он везде, от него никуда не уйти.
- Какие слова в рифме? Ключевые слова, несущие идею.
-
Определите вид композиции и композиционные приёмы.
- Вид – кольцевая.
- Приёмы – повтор и контраст.
-
Охарактеризуйте композицию стихотворения.
Композиция текста кольцевая, использован тематический повтор в первой и третьей строфах. Главный композиционный приём – противопоставление. В стихотворении контрастны словесные ряды. Ряд «водопад» ассоциируется с жестокостью, насилием, а ряды «пена» и «жизнь» - с жертвой, страхом. Сильные позиции текста подтверждают ощущение безжалостности, безысходности.
-
Фонетический уровень текста
- В первой строфе ассонанс на «а», аллитерация на «б,р,л,н».
- Во второй строфе аллитерация на «н,л», ассонанс на «а».
- В третьей строфе ассонанс на «а», аллитерация на шипящие.
- Обнаруживается приём контраста на уровне фонетики: первая и вторая строфы противопоставлены третьей строфе (звонкие согласные – шипящие).
-
Морфологический уровень текста.
В тексте преобладают имена существительные. С помощью глаголов создаётся антитеза «пена» - «водопад».
-
Лексический уровень текста.
В первой и третьей строфах есть все три группы лексики: нейтральная (лунная), книжная (лампада), разговорная (скалит). Вторая строфа противопоставлена первой и третьей на уровне лексики.
-
Синтаксический уровень текста.
На уровне синтаксиса прослеживается контраст: обычный порядок слов – инверсия.Таким образом, на всех языковых уровнях текста мы обнаружили антитезу в качестве композиционного приёма.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.