Содержание
-
Афанасий Фет «Шёпот, робкое дыханье…»
Урок литературы в 9 классе
-
Шёпот, робкое дыханье,Трели соловья,Серебро и колыханьеСонного ручья,Свет ночной, ночные тени,Тени без конца,Ряд волшебных измененийМилого лица,
-
В дымных тучках пурпур розы,Отблеск янтаряИ лобзания, и слёзы;И заря, заря!
1850
-
Восприятие стихотворения
- Что непонятно?
- Что увидели?
- Что услышали?
- Что почувствовали?
-
Странности текста
- Что в тексте показалось необычным?
- Что необычно с точки зрения синтаксиса?
- Что необычно с точки зрения морфологии?
-
Синтаксис
Стихотворение состоит из одного восклицательного предложения.
-
Морфология
В тексте нет глаголов, в основном имена существительные и прилагательные.
-
Языковая композиция текста
- Какие имена существительные указывают на природу?
- Какие имена существительные указывают на состояние человека?
- Сделайте вывод.
-
Природа
Трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья, свет ночной, ночные тени, в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря, заря.
-
Человек
Шёпот, робкое дыханье, ряд волшебных изменений милого лица, лобзанье, слёзы.
-
Вывод
- Таким образом, можно построить два словесных тематических ряда: природа и человек.
- В основе композиции лежит приём психологического параллелизма: сопоставляется мир природы и мир человека.
-
Первая строфа
- Какова микротема?
- Какие краски? Почему?
- Какие звуки? Почему?
- Какие средства художественной выразительности использует поэт?
-
Микротема - 1
Свидание влюблённых вечером у ручья.
-
Краски - 1
Неяркие краски, потому что уже вечер.
-
Звуки - 1
Шёпот, колыханье, потому что вечер, свидание.
-
Тропы - 1
Эпитет «робкое», «сонный», метафора «серебро» создают образ засыпающей природы.
-
Вторая строфа
- О чём идёт речь?
- Какие звуки?
- Какие краски? Почему?
- Какова роль эпитетов?
-
Микротема - 2
Ночь, которую проводят влюблённые.
-
Звуки - 2
Тишина
-
Краски - 2
Нет цветовых определений, потому что темно.
-
Тропы - 2
Эпитеты «волшебный», «милый», «ночной» создают образ любимого человека.
-
Третья строфа
- Какова микротема?
- Какие краски? Почему?
- Какие звуки? Почему?
- Какова роль средств художественной выразительности?
- Сделайте вывод.
-
Микротема - 3
Утро, расставание влюблённых.
-
Краски - 3
Яркие тона, восход солнца.
-
Звуки - 3
Слёзы, поцелуи – расставание влюблённых.
-
Тропы - 3
Эпитет «дымный», метафоры «пурпур», «янтарь» создают образ просыпающейся природы.
-
Вывод
Фет использует приём цветового и звукового контраста. В первой строфе приглушённые, неяркие краски, в последней – яркие тона. Так показано течение времени – от вечера через ночь к заре. Природа и чувства человека меняются параллельно: вечер и робкая встреча, заря и бурное прощание. Через звуки показана смена настроения героев: от шёпота и сонного колыханья через абсолютную тишину к лобзаниям и слезам.
-
Время и действие
- В стихотворении глаголов нет, а действие есть.
- Как автор этого добивается?
- Какова временная характеристика?
-
Движение
В большинстве имён существительных заключено движение – «трели», «колыханье».
-
Время
Вечер, ночь, утро.
-
Ритмический рисунок стихотворения
Метр – хорей. Размер - разностопный с пиррихиями. Константа на 5 и 7 слогах. Клаузула мужская и женская. Цезуры нет. Чередуются короткие и длинные строки. Анакруза переменная .Рифма в стихе конечная, чередуются мужская и женская, точная и неточная ,богатая, открытая и закрытая.Рифмовка в строфе перекрёстная.
Сделайте вывод.
-
Вывод
Ритмический рисунок создаётся разностопным хореем с пиррихиями. Константа, чередующаяся на 5 и 7 слогах, придаёт ритму стройность. Чередование длинных и коротких строк, женских и мужских клаузул даёт сочетание мягкого и твёрдого ритменного начала. В финале строфы твёрдое мужское окончание, последняя строчка короткая.
-
Особенности композиции стихотворения
В тексте три строфы по 4 стиха. Композиция строфы: в первой строфе 1 стих – человек, 2,3,4 стихи – природа; во второй строфе 1,2 стихи – природа, 3,4 стихи – человек; в третьей строфе 1,2,4 стихи – природа, 3 стих – человек. Эти линии переплетаются, чередуются.
Сделайте вывод.
-
Вывод
Композиция стихотворения построена на параллельном сопоставлении двух словесных рядов – человеческом и природном. Фет не анализирует свои ощущения, он просто их фиксирует, передаёт свои впечатления. Его поэзия импрессионистична: мимолётность впечатлений, фрагментарность композиции, богатство красок, эмоциональность и субъективность.
-
Литература
- Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996
- Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М.,1988
- Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.,1970
- Эткинд Е. Материя стиха. – СПб, 1998
- Гинзбург Л. О лирике. – М.,1997
- Холшевников В. Основы стиховедения. – М., 2002
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.