Содержание
-
В. Шаламов «Водопад»
-
Содержание
- Задание. Композиция текста, виды, типы.
- Задание. Композиция стихотворения «Водопад».
- Задание. Языковые уровни стихотворения Шаламова.
- Домашнее задание.
-
Задание
- Дайте определение композиции.
- Назовите композиционные приёмы.
- Что такое языковая композиция?
- Назовите типы композиции.
- Назовите виды композиции.
- Назовите приёмы анализа поэтического текста.
-
Композиция художественного произведения
Что такое композиция?
Это прежде всего установление центра, центра зрения художника.
А.Н.Толстой
-
Структуру художественного текста можно описать, если вычленить различные точки зрения, то есть авторские позиции, с которых ведётся повествование (повествователь, рассказчик, персонаж). Б.Успенский
-
Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. А.Есин
-
Композиционные приёмы
- Повтор
- Усиление
- Противопоставление
- Монтаж
-
Языковая композиция
Языковая композиция – сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте.
В.Виноградов
-
Типы композиции
- Простые (линейные)
- Сложные (трансформационные)
-
Виды композиции
- Кольцевая
- Зеркальная
- Линейная
- Умолчание
- Ретроспекция
- Свободная
- Открытая и т.д.
-
Композиционный анализ поэтического текста
- Строфы и стихи. Микротема каждой части.
- Языковая композиция. Ключевые слова, словесные ряды.
- Композиционные приёмы. Повтор, усиление, антитеза, монтаж.
- Сильные позиции текста. Название, эпиграф, первое и последнее предложения, рифмы, повторы.
-
Стихотворение В.Шаламова «Водопад»
Учимся анализировать поэтический текст. Композиционный анализ.
-
Задание
- Определите микротемы каждой строфы.
- Найдите ключевые слова и постройте словесные ряды.
- Сопоставьте первое и последнее предложения, название.
- Определите вид композиции и композиционные приёмы.
- Вывод.
-
Определите микротемы каждой строфы.
- Первая строфа.
- Ночной водопад.
- Вторая строфа.
- Замороженная пена.
- Третья строфа.
- Водопад.
-
Найдите ключевые слова и постройте словесные ряды.
Водопад: бурлит, бросает, скалит зубы, потеха, смех, целые века.Пена:замороженная, пены клочья, выносится, объятья ледяного плена, стынущая волна.Жизнь: наша, моленья наши, тоска.
-
Сопоставьте первое и последнее предложения.
- Оба предложения о жестоком и безжалостном водопаде.
- Создаётся кольцо, из которого никогда не вырваться, это навсегда.
- Почему название «Водопад»?
- Главный герой, он везде, от него никуда не уйти.
- Какие слова в рифме?
- Ключевые слова, несущие идею.
-
Определите вид композиции и композиционные приёмы.
- Вид – кольцевая.
- Приёмы – повтор и контраст.
-
Охарактеризуйте композицию стихотворения.
Композиция текста кольцевая, использован тематический повтор в первой и третьей строфах. Главный композиционный приём – противопоставление. В стихотворении контрастны словесные ряды. Ряд «водопад» ассоциируется с жестокостью, насилием, а ряды «пена» и «жизнь» - с жертвой, страхом. Сильные позиции текста подтверждают ощущение безжалостности, безысходности.
-
Задание
- Найдите приёмы звукописи в тексте Шаламова.
- Какую роль играют имена существительные и глаголы?
- Какие лексические пласты есть в тексте?
- Каков порядок слов в предложениях?
-
Фонетический уровень текста.
В первой строфе ассонанс на «а», аллитерация на «б,р,л,н».Во второй строфе аллитерация на «н,л», ассонанс на «а».В третьей строфе ассонанс на «а», аллитерация на шипящие.Обнаруживается приём контраста на уровне фонетики: первая и вторая строфы противопоставлены третьей строфе (звонкие согласные – шипящие).
-
Морфологический уровень текста.
В тексте преобладают имена существительные. С помощью глаголов создаётся антитеза «пена» - «водопад».
-
Лексический уровень текста.
В первой и третьей строфах есть все три группы лексики: нейтральная (лунная), книжная (лампада), разговорная (скалит). Вторая строфа противопоставлена первой и третьей на уровне лексики.
-
Синтаксический уровень текста.
На уровне синтаксиса прослеживается контраст: обычный порядок слов – инверсия.Таким образом, на всех языковых уровнях текста мы обнаружили антитезу в качестве композиционного приёма.
-
Домашнее задание
Напишите сочинение на тему «Человек и мир в стихотворении В.Шаламова «Водопад».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.