Содержание
-
Не то, что мните вы, природа…
Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева
-
План урока
Усадьба Тютчева в селе Овстуг. История рода Тютчевых. Вехи поэтической биографии. Тютчев - самый натурфилософский из всех русских поэтов (лекция с элементами литературной композиции). «Смотри, как на речном просторе…»: Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева. Итоги урока.
-
Федор Иванович Тютчев (1803-1873)
Федор Иванович Тютчев родился в селе Овстуг Брянского уезда 23 ноября 1803 года. Село Овстуг расположено в 35 километрах от Брянска в сторону Смоленска, среди березовых рощ..
-
Усадьба Тютчева в селе Овстуг
Здесь, в старинной усадьбе, прошло детство великого русского лирика Федора Ивановича Тютчева, здесь рождались лирические шедевры, вошедшие в золотой фонд русской поэзии.
-
Здесь рождались великие строки…
-
Чтобы поэзия процветала, она должна иметь корни в земле" Ф.И.Тютчев
Корни тютчевской поэзии, истоки его мироощущения, поэтического восприятия родной природы и шире - России, жизни народной в целом, находятся здесь, на брянской земле."Когда ты говоришь об Овстуге, прелестном, благоуханном, цветущем, безмятежном и лучезарном - ах, какие приступы тоски по родине овладевают мною..." - писал Тютчев жене из Санкт – Петербурга.
-
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...
-
История рода Тютчевых
Старинная татарская фамилия, восходящая к эпохе Московского княжества, связанная с татарским игом в России (1240-1480), может происходить от слова со значением "Пастух", или "Курить", или "Игрок на пастушьем рожке". Некоторые Тютчевы - потомки хитрого мужа Захария Тутчева, которого Дмитрий Донской отправил послом в Орду в конце 1370-х годов. Поэт Тютчев происходит из этого рода.
-
Вехи поэтической биографии
Стихи начал писать в возрасте 10 лет. В 15 лет избран сотрудником Общества любителей российской словесности. В 16 лет Тютчев становится студентом словесного отделения Московского университета. С 19 лет на дипломатической службе, длительное время живет в Западной Европе, что, однако, не мешает ему быть славянофилом. В 1836 году Пушкин помещает в журнале "Современник" стихотворения Тютчева, написанные в Германии. В 1854г. выходит первый сборник стихов Тютчева, а в 1857г. его избирают членом - корреспондентом Академии наук. Второй сборник поэта увидел свет в 1868 году. Жизненный путь Тютчева завершился на 70 году жизни в Царском Селе, 15 июля. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт- Петербурге.
-
Тютчев - самый натурфилософский из всех русских поэтов
Примерно пять шестых его творческого наследия составляют стихи, посвященные природе. Важнейшая тема, введенная поэтом в русское художественное сознание, - хаос, заключенный в глубине мироздания, жуткая, непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека.
-
День и ночь
На мир таинственный духов, Над этой бездной безымянной, Покров наброшен златотканый Высокой волею богов. День - сей блистательный покров День, земнородных оживленье, Души болящей исцеленье, Друг человеков и богов! Но меркнет день - настала ночь; Пришла - и с мира рокового Ткань благодатную покрова Сорвав, отбрасывает прочь... И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами -Вот отчего нам ночь страшна!
-
И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами...
У Лермонтова буря есть проявление первозданной гармонии природы. Тютчев же глубже вглядывается, точнее, вслушивается в "хаос", шевелящийся под этими бурями, в ту пучину мировой ночи, где тонут все краски, формы, созвучия. Тютчев – тайновидец природы, поэт ее роковых, мучительных состояний, перед которыми цепенеет рассудок и оживает в самом человеке "дикое, неразгаданное, ночное". Но вслед за бурями и грозами неизменно поступает “успокоение”, озаренное солнечным сиянием и осененное радугой. Буря и грозы потрясают и внутреннюю жизнь человека, обогащая ее многообразием чувств, но чаще оставляя после себя боль утраты и душевную опустошенность.
-
Тема "дня и ночи"
Благодаря Тютчеву в русской поэзии закрепились и обрели философскую значимость образы гроз, зарниц ("демоны глухонемые"), ночного ветра, наконец, самой ночи - разнообразные свидетельства демонической сокровенной силы природы. Тема "дня и ночи" знаменует собой двуполярность бытия: день - золотой покров, наброшенный над пропастью. 10 стихотворений поэта, принадлежащих к лучшим его созданиям (в том числе - "Как птичка, раннею зарею...", "Святая ночь на небосклон взошла...", "День вечереет, ночь близка..."), раскрывают трагическую диалектику "дня" и "ночи" в природе и в человеческой душе.
-
День вечереет, ночь близка… 1 ноября 1851
День вечереет, ночь близка, Длинней с горы ложится тень, На небе гаснут облака... Уж поздно. Вечереет день. Но мне не страшен мрак ночной, Не жаль скудеющего дня,- Лишь ты, волшебный призрак мой, Лишь ты не покидай меня!.. Крылом своим меня одень, Волненья сердца утиши, И благодатна будет тень Для очарованной души. Кто ты? Откуда? Как решить, Небесный ты или земной? Воздушный житель, может быть,- Но с страстной женскою душой.
-
Поэзия вечерних сумерек
Тютчева (более чем кого-либо из предшественников) привлекает круговорот времени в сутках, тончайшие смещения и переходы от ночи ко дню и обратно, особенно поэзия вечерних сумерек "Летний вечер", (1828); "Осенний вечер", (1830); "Тени сизые сместились..." (1835).
-
Летний вечер
Уж солнца раскаленный шар С главы своей земля скатила, И мирный вечера пожар Волна морская поглотила. Уж звезды светлые взошли И тяготеющий над нами Небесный свод приподняли Своими влажными главами. Река воздушная полней Течет меж небом и землею, Грудь дышит легче и вольней, Освобожденная от зною. И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы, Как бы горячих ног ея Коснулись ключевые воды.
-
Тютчевская природа – не столько пейзаж, сколько космос…
Тютчевская природа - не столько пейзаж, сколько космос, в ней живут и действуют не конкретные лица (лирический герой, возлюбленная, ямщик и т.п. - как у Пушкина, Вяземского), но сверхличные силы и закономерности, которые и выступают как предмет поэтического размышления. "Светлость" осенних вечеров и "певучесть" морских волн, "огневая лазурь" неба и "вещая дремота" леса - это чистые проявления природы как таковой, выделенные из конкретности пейзажа и возведенные в ранг вечных сущностей, представшие не только взору, но и мысли.
-
Мимолетность человеческой жизни – основа тютчевских сравнений
Часто используется структура притчи, уподобляющая человеческую жизнь явлениям природы ("Фонтан", [1836]; "Как дымный столп светлеет в вышине!...", ; "Как неожиданно и ярко...", 1865). В отличие от Г.Державина, аллегорически представляющего в образах природы отвлеченные человеческие качества (тщеславие, легкомыслие), и М.Лермонтова, запечатлевшего в них романтически пережитую ситуацию одиночества ("Листок", "Утес"), внутренней темой тютчевских сравнений выступает призрачность, мимолетность человеческой жизни, откуда и соответствующий ряд образов: фонтан, радуга, дым.
-
Идея тождества природы и человека
Идея тождества природы и человека проникает собою лирику Тютчева, определяя некоторые основные особенности его поэзии. Для него природа - такое же одушевленное, “разумное” существо, что и человек. В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.
-
Образный параллелизм
Образный параллелизм, которым охотно пользуется Тютчев, осуществляется им по-разному. Не редко представление о тождестве явлений внешнего мира и мира внутреннего он подчеркивает самой композицией стихотворения. Вспомним “Фонтан”, “Поток сгустился и тускнеет...”, “Еще земли печали вид ...”. Каждое стихотворение состоит из двух равных строф: в первой дается образ природы, во второй раскрывается его иносказательный смысл.
-
ФОНТАН
Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной – И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден. О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая Твой луч упорный, преломляя, Свергает в брызгах с высоты.
-
“В душном воздуха молчание ...”.
В душном воздуха молчанье, Как предчувствие грозы, Жарче роз благоуханье, Резче голос стрекозы... Чу! за белой, дымной тучей Глухо прокатился гром; Небо молнией летучей Опоясалось кругом... Некий жизни преизбыток В знойном воздухе разлит! Как божественный напиток В жилах млеет и горит! Дева, дева, что волнует Дымку персей молодых? Что мутится, что тоскует Влажный блеск очей твоих? Что, бледнея, замирает Пламя девственных ланит? Что так грудь твою спирает И уста твои палит?.. Сквозь ресницы шелковые Проступили две слезы... Иль то капли дождевые Зачинающей грозы?.. Стихотворение разделено на две равные части. В первых трех строфах изображается приближение грозы, в трех остальных - душевное волнение молодой девушки, ощущающей наплыв еще незнакомого ей чувства любви.
-
Человек проходит, природа остается...
Обычно природы изображается поэтом через глубоко эмоциональное восприятие человека, стремящегося слиться с нею, ощутить себя частицей великого целого, вкусить “благодать” “земного самозабвения”. Но Тютчеву были ведомы и минуты мучительного сознания, что между природой и человеком существует и трагическое отличие. Природа вечна, неизменима. Не таков человек - “царь земли” и в то же время “мыслящий тростник”, быстро вянущей “злак земной”.
-
Философская подоснова не делает тютчевскую лирику природы абстрактной.
Некрасов восхищался умением поэта воссоздавать в глазах читателя “пластически верное” изображение внешнего мира. Пользуется ли Тютчев всеми красками своей поэтической палитры, прибегает ли к словесным полутонам и оттенкам, он всегда вызывает в нашем представлении точные, зримые и верные действительности образы. И как бы ни была идеалистична его философия природы, ее художественное воплощение дорога нам тем, что поэт превосходно умел передавать в своих стихах жизнь природы в ее вечной смене явлений. Эту жизнь он улавливал в бурливом гомоне великих вод, в трепетании молодых березовых листьев “с новорожденною их тенью”, в переливах зреющих нив, в “блеске движения” моря, в ”легком шелесте” осенних деревьев.
-
“Чудную жизнь” природы Тютчев ощущал даже под сказочным покровом “Чародейки Зимы”.
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой... Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой – В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. 31 декабря 1852
-
Смотри, как на речном просторе: Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева
Смотри, как на речном просторе, По склону вновь оживших вод, Во всеобъемлющее море За льдиной льдина вслед плывет. На солнце ль радужно блистая, Иль ночью в поздней темноте, Но все, неизбежимо тая, Они плывут к одной мете. Все вместе - малые, большие, Утратив прежний образ свой, Все — безразличны, как стихия,- Сольются с бездной роковой!.. О нашей мысли обольщенье, Ты, человеческое Я, Не таково ль твое значенье, Не такова ль судьба твоя?
-
Столкновение пантеистического мировоззрения с преклонением перед человеческим "я" в стихотворении.
Это стихотворение философское: в нём звучит важнейшая и мучительнейшая для поэта проблема личности, в нём тютчевская картина мира, столкновение пантеистического мировоззрения с преклонением перед человеческим "я". Несмотря на "речной простор", "ожившие воды", несущие "во всеобъемлющее море" за льдиной льдину, солнце и ночь, упомянутые в этом стихотворении, речь здесь, конечно же, идёт не о весеннем половодье (как у Баратынского: Взревев, река несёт На торжествующем хребте Поднятый ею лёд), не о природе в том смысле, в котором мы привыкли её понимать.
-
Пафос стихотворения - грусть, горечь и боль поэта, несмотря на гармоничность картины мира.
В четвёртой строфе Тютчев прямо говорит о человеческом "я", отбросив ненужную ему больше аллегорию - льдину, причём называет его не более чем "нашей мысли обольщеньем" и приходит к печальному выводу, что всё значение человеческой жизни только в том и заключается, чтобы, "неизбежимо" таять и наконец раствориться в бездне роковой. С этим душа Тютчева отказывалась смириться, и поэтому в вопросе-возгласе: "Не таково ли твоё значенье, не такова ли судьба твоя?" - мы слышим всю его боль и все мучительные попытки поэта найти ответ, понять, так ли это действительно.
-
Композиционный приём
Характерный для Тютчева композиционный приём –начать с описания пейзажа, какого-то глубокого чувства или сильного впечатления, а в последней строфе высказать ту поэтическую мысль, которая пронизала всё стихотворение. Это принцип развёртывания, или погружения: сначала мы видим общую картину (природы, на первый взгляд), но в последующих строках поэт ведёт читателя всё глубже и глубже, и нам, как в ночном небе, открываются всё новые и новые звёзды по мере всматривания. Так постепенно Тютчев погружает нас в философский контекст своего стихотворения.
-
Жизнь человеческая – песчинка в невозмутимом строе мироздания…
Сквозные образы тютчевской лирики – образ всеобъемлющей и роковой бездны, а также человеческого "я", ведущего призрачное существование, свершающего свой подвиг бесполезный, чтобы бесследно исчезнуть во всепоглощающей бездне. Также проходящей через творчество Тютчева является идея о том, что жизнь человеческая, мимолётная, бесполезная, призрачная, грёза природы, - всего лишь одна песчинка в этом невозмутимом строе мироздания или очередная льдинка, коих ещё миллионы в этом нескончаемом потоке.
-
"Всеобъемлющее море" – сквозной образ тютчевской лирики, символ всепоглощающей бездны.
В первой строфе автор предлагает нам посмотреть, "как на речном просторе, // По склону вновь оживших вод, // Во всеобъемлющее море // За льдиной льдина вслед плывёт". Но сразу чувствуется, что не полюбоваться весенним пейзажем приглашает нас поэт. Подобный вывод можно сделать лишь на основании первых двух строк. "Всеобъемлющее море" же, являясь сквозным образом тютчевской лирики, символизируя всепоглощающую бездну, сразу наводит нас на мысль о том, что и льдины, поочерёдно плывущие "по склону вод" "на речном просторе" и поглощаемые в конце концов морем - бездной, - это аллегория людей, жизнь которых также находится во власти стихии (рока, судьбы, неких непреложных законов, согласно пантеистическому учению). Следующая строка: "За льдиной льдина вслед плывёт" - несёт особую смысловую нагрузку. Поэтому ключевые слова Тютчев снабжает яркими и точными эпитетами. Например, не назови он море всеобъемлющим, возникла ли бы ассоциация его с бездной?
-
Противопоставление Бытия и Небытия
Лирика Тютчева антиномична, и в этом стихотворении мы встречаем характерное для творчества поэта противопоставление Бытия и Небытия. Тютчев не случайно, говоря о водах, употребил слово "оживших": ведь жизнь людей (или льдин), пусть краткосрочная, призрачная и бесполезная, но всё-таки это жизнь, Бытие. Бездна же, это безликое, бездушное, мёртвое море, поглощающее всё и вся, - это Небытие. Вторая строфа пессимистична. Как бы человек ни прожил эту жизнь - блистая ("на солнце ль радужно блистая") или будучи в тени ("иль ночью, в поздней темноте"), прославившись или пребывая в безвестности, испытывая счастье или, наоборот, страдая, - что бы судьба ни преподнесла ему, на всей его жизни лежит роковой отпечаток: "неизбежимо тая", он будет приближаться к концу - "к одной мете".
-
Антитеза дня и ночи
Употребляя вместо "дня" слово "солнце", поэт уточняет, что именно символизируют понятия "день" и "ночь". Ведь солнце – круг – универсальный поэтический символ в поэзии Тютчева, обозначающий полноту и насыщенность жизни. И поэтому солнце в этом стихотворении символизирует те счастливые моменты нашей жизни, когда мы ощущаем всю полноту Бытия. Ночь же, также являясь символом, здесь не означает Небытие. Это, скорее, пограничное состояние между Бытием и Небытием. В лирике Тютчева ночь часто является дорогой в Небытие, она открывает путь в бездну. С другой стороны, ночь ассоциируется со сном, когда человек живёт, но неполной жизнью, как бы пребывая в состоянии анабиоза. Поэт говорит о свете и темноте в жизни человеческой, о дне и ночи, но подчёркивает (не случайно после второй строки стоит тире), что всё это неважно по сравнению с тем роком, что довлеет над каждым: смерть неизбежна ("неизбежимо тая") и всех ждёт одна судьба ("они плывут к одной мете").
-
Проблема человеческой личности в стихотворении.
В третьей строфе звучит проблема человеческой личности. Как льдины - "малые, большие", так и все люди - индивидуальности, все - разные. Тютчев преклоняется перед величием "мыслящего тростника", но в этом стихотворении он уничтожает личность. Оставаясь верным своему пантеистическому мировоззрению, он мог бы расширить индивидуальное бытие до мира ("Всё во мне и я во всём"), но он обезличивает людей ("Утратив прежний образ свой") и сливает, отождествляет их с безразличной стихией, а затем - отдаёт во власть небытия ("сольются с бездной роковой").
-
Неужели же действительно у каждого человека и у всего рода людского одна судьба?..
В последней строфе создаётся впечатление, что человеческой личности, индивидуальности он вообще отказывает в праве на существование, называя человеческое "я" "нашей мысли обольщеньем". «Обольщенье" , наверное, означает здесь то, что человеческая жизнь призрачна, всего лишь "грёза природы" и каждая льдинка мало значит сама по себе. Какая разница - есть она или нет... Они ничего не значат в отдельности, значим в данной картине мира лишь весь их поток, вся образуемая ими "безразличная стихия". Человеческое "я", упомянутое Тютчевым, так же обобщённо, как и эта безразличная стихия. Неужели же действительно у каждого человека и у всего рода людского одна судьба, одно значение - то, которому посвящено это стихотворение?
-
Фоника стихотворения.
Тютчев начинает своё стихотворение со слова "смотри", а чтобы читателю легче было увидеть эту картину природы, поэт, используя приём аллитерации, вызывает у нас определённые ассоциации с реальными природными явлениями. Например, в первой строке ("Смотри, как на речном просторе...") режет слух звук "р". Мы сразу представляем себе этот ревущий речной простор с несущимися льдинами, сталкивающимися и раскалывающимися. Ассонанс во второй строке ("По склону вновь оживших вод") передаёт текучесть, плавность, мелодичность. Обилие разных согласных во 3-ей строчке ("всеобъемлющее море")неприятно режет слух, но именно такое впечатление и должно оставить у читателя первое столкновение с бездной. А дальше, в четвёртой строке, опять аллитерация: на этот раз повторяется звук "л", да другого и не может быть, если вся строчка посвящена льдинам.
-
Ты, человеческое Я,Не таково ль твое значенье,Не такова ль судьба твоя?
Прочитав это стихотворение, невольно тоже задаёшься тем же вопросом, что и Тютчев: "Не таково ли твоё значенье, не такова ли судьба твоя?!" - и так же, как и он, начинаешь осознавать этот разлад в душе. А мой ответ…
-
Выводы
Важнейшая тема, введенная поэтом в русское художественное сознание, - хаос, заключенный в глубине мироздания, жуткая, непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека. Тютчев - поэт ее роковых, мучительных состояний. Для него природа - такое же одушевленное, “разумное” существо, что и человек. Тема "дня и ночи" знаменует собой двуполярность бытия. Образный параллелизм отражает представление о тождестве явлений внешнего мира и мира внутреннего. Философская подоснова не делает тютчевскую лирику природы абстрактной.
-
Тютчевская картина мира – столкновение пантеистического мировоззрения с преклонением перед человеческим "я". Характерный для Тютчева композиционный приём – приём погружения. Образ всеобъемлющей и роковой бездны, а также человеческого "я", ведущего призрачное существование, свершающего свой подвиг бесполезный, чтобы бесследно исчезнуть во всепоглощающей бездне, - сквозные образы тютчевской лирики. Лирика Тютчева антиномична, для творчества поэта характерно противопоставление Бытия и Небытия.
-
Марина Лидерс, 11-й классГимназия №1514 (52), Москва (учитель - М.М. Бельфер). Литературное приложение газеты "Первое сентября".
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.