Содержание
-
ИоганнВольфгангфонГёте Johann Wolfgang von Goethe 1749 - 1832 "Что такое я сам? Что я сделал? Я собрал и использовал все, что я видел, слышал, наблюдал. Мои произведения вскормлены тысячами различных индивидов, невеждами и мудрецами, умными и глупцами; детство, зрелый возраст, старость - все принесли мне свои мысли, свои способности, свои надежды, свою манеру жить; я часто снимал жатву, посеянную другими, мой труд - труд коллективного существа, которое носит имя – Гёте“ И.-В. Гёте
-
Содержание: Ранние годы Эпоха «Бури и натиска» 1770 - 1775 «Страдания молодого Вертера» Возвращение из Лейпцига Гёте и государство Веймарский период классицизма 1786 - 1794 «Ифигения в Тавриде» … Римские элегии «Эгмонт» «Торквато Тассо» Гёте и наука Гёте и философия Эпохальные произведения Гёте «Вильгельм Мейстер» «ФАУСТ» «Западно-Восточный Диван» Гёте и современность Годы жизни Источники
-
Гёте родился в старом немецком торговом городе, Франкфурте на Майне, в семье зажиточного бюргера Иоганна Каспара Гете 28 августа 1710 г. Отец его был имперский советник, бывший адвокат, мать — дочь городского старшины. Гёте получил хорошее домашнее образование. Первенец и единственный сын в высоко образованной и интеллигентной семье, Гете превосходно знал музыку, искусство и литературу и в совершенстве владел шестью языками, когда в 1765 году он покинул родительский дом, чтобы стать юристом по окончании учебы в Лейпцигском университете. В университете Гете, молодой человек с приятной внешностью и огромными темными глазами, вел довольно богемный образ жизни. Занятие юриспруденцией мало привлекало Гёте, гораздо более интересовавшегося медициной (этот интерес привел его впоследствии к занятиям анатомией и остеологией) и литературой. Писать начал Гёте рано. Однако его ранние произведения отмечены чертами подражательности. Франкфурт-на-Майне Ранние годы
-
Эпоха «Бури и натиска» «ГёцфонБерлихинген» (1773) — «Gottfried von Berlichingen mit der eisernen Hand» «О, какой небесный воздух! Свобода, свобода!» «Страдания молодого Вертера» или «Страдания юного Вертера» (1974) – «Die Leiden des jungen Werther» «Дурное настроение сродни лени, оно, собственно, одна из ее разновидностей. От природы все мы с ленцой, однако же, если у нас хватает силы встряхнуться, работа начинает спориться, и мы находим в ней истинное удовольствие.» 1770 - 1775
-
«Страдания юного Вертера» Короткий роман, принесший автору мировую славу роман, проникнут духом и идеями Гердера и Руссо. Герой произведения Вертер – даровитый молодой человек с передовыми взглядами и устремлениями. Он глубоко страдает от бесправного положения. Стремясь уйти из общества, Вертер уезжает в далекую провинцию. Здесь он влюбляется в молодую девушку, но она уже невеста другого. Личная и общественная драма Вертера приводит его к самоубийству. Книга потрясла Германию. Наверное, потому, что любовь к невесте друга, метания от чувства к долгу, болезненный надрыв и экзальтация, бегство - все, что и легло в основу сюжета романа - было в равной мере символично и для самого Гёте, и для его эпохи. «Люди, - кто их знает, почему они так созданы, - люди страдали бы гораздо меньше, если бы не развивали в себе так усердно силу воображения, не припоминали бы без конца прошедшие неприятности, а жили бы безобидным настоящим.» Гёте, «Страдания юного Вертера»
-
Возвращение из Лейпцига… Дом Гёте в Веймаре Высшее общество во Франкфурте приняло Гёте после возвращения из Лейпцига с распростертыми объятиями. А в 1775 году герцог Веймара пригласил его на службу при дворе. После нескольких месяцев отдыха и развлечений с веселым 18-летним герцогом Гёте занялся серьезным делом. Он был назначен главным министром герцогства. Он написал в Веймаре все свои литературные шедевры, руководил местным театром и проводил научные исследования.
-
Гёте и государство "Можно ли познать себя? Не путем созерцания, но только путем деятельности. Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть".И.-В. Гёте Гёте стал тайным советником герцога Карла-Августа в 25 лет, через полгода после своего появления в Веймаре. Еще через несколько месяцев он был назначен на пост министра. В первое Веймарское десятилетие, 1775-1785 года, административная работа увлекала Гёте более всего. При этом наряду с разработкой общей стратегии тех или иных работ министр вникал и в совершенные мелочи - например, именно он заказывал определенного размера поддоны для Ботанического сада или определял меню герцогской праздничной трапезы. Гёте брался даже за совершенно незнакомые дела без смятения, полагая, что он в силах решить любую задачу. И эту свою ипостась- министра - воспринимал как равнозначную литературе. Здесь "дело", "делание" обретало характер культа, в противовес пустым размышлениям. Гёте отдавался административной работе со страстью - так же, как науке или поэзии.
-
Веймарский период классицизма «Томясь душой по Греции любимой, И вторят волны горестным стенаньям Одними лишь раскатами глухими. » Римские элегии «Здесь я у древних учусь... На этой классической почве нынешний век и минувший понятнее мне говорят», V элегия 1786 - 1794 «Эгмонт» (1789) – «Egmont» «Ифигения в Тавриде» (1787) «Торквато Тассо» (1791) - «Torquato Tasso» «... я крепко за тебя хватаюсьобеими руками. Так за скалу хватается пловец, которая разбить его грозила» «Словно гонимые незримыми духами, проносятся солнечные кони времени с легкой колесницей судьбы нашей, нам остается только, смело схватив, крепко держать вожжи и тут от камня, там от обрыва прочь направлять колеса. Куда летим - кто знает?»
-
«Ифигения в Тавриде»… … единственное крупное произведение Гёте, написанное на сюжет античного мифа. Скупо отобран состав участников действия: Ифигения и Тоас, царь Тавриды. По ходу действия появляются Пилад ц Орест, гонимый Эриниями, жаждущий очищения, освобождения от тяжелой вины. В ходе несложного развития конфликта сталкиваются жестокий обычай и новая гуманная мораль. Царь Тавриды настаивает на выполнении старинного установления: казнить прибывающих на полуостров иноземцев. Ифигения убеждает Тоаса в неразумности и негуманности этого обычая. В финале царь не только позволяет уехать Оресту — он отпускает и победившую его жрицу... … самое яркое воплощение Веймарского варианта просветительского гуманизма. Великий поэт не отвлекается от почвы современной ему Германии. Но именно здесь полнее и резче всего раскрывается противоречивость Веймарского гуманизма Гёте. Гуманизм «Ифигении» порождал иллюзии, оставляя благородного героя абсолютно беззащитным перед силами зла. И потребуются многие десятилетия суровых испытаний, прежде чем будет понято и осмыслено, что подлинная трагедия — именно в этой беззащитности героини, а значит, и в бессилии абстрактного гуманизма.
-
И дышит медь, и мрамор говорит! Римские элегии Центральный образ «Элегий» — поэт (Гёте), преисполненный языческой радостью жизни, приобщающийся к миру античной культуры, видящий мир глазом скульптора («Гляжу осязающим глазом, зрящей рукой осязаю», V элегия). Он отдается радостям чувственной любви, но любовь теперь истолковывается не как сила, сближающая человека со смертью, но как явление, свидетельствующее о прочности земных связей. Герой «Элегий» берет у жизни все, что она может ему дать, не порывается к недоступному.
-
«Эгмонт» Содержание основано на реальных событиях восстания в Нидерландах против испанского правления, которое тоже имеет революционное значение. Исторический Эгмонт был фламандским дворянином XVI века. В то время Голландия находилась под пятой испанского деспотизма. Одаренный и храбрый воин, Эгмонт боролся на стороне испанцев в Войнах Карла V, и был даже назначен испанцами губернатором Фландрии. Но несмотря на все свои заслуги перед испанской Короной, он попал под подозрение и был казнен в Брюсселе 5 июня 1568 года. На тему «Эгмонта» сочинил музыку Л. Бетховен (1810). Памятник Эгмонту и Горну в Брюсселе Одной лишь любовьюБлаженна душа.Радостей,Горестей,Дум полнота!Стремлений,ТомленийИ мук череда:То неба восторги,То смерти тоска…Одной лишь любовьюБлаженна душа. (Эгмонт, перевод Тургенева)
-
«Торквато Тассо» В 1791 Гёте оканчивает драму «Торквато Тассо», в которой показано столкновение двух натур: поэта Тассо, не умеющего подчинить себя законам окружающей среды (обычаям и нравам Феррарского двора), и придворного Антонио (статс-секретаря герцога Феррары), добровольно следующего этим законам, нашедшего душевный мир в отказе от посягательств на нормы придворного быта. Попытки Тассо воле двора противопоставить волю своего независимого «я» оканчиваются потрясающей Тассо неудачей, которая вынуждает его в финале пьесы признать житейскую мудрость Антонио. Драма вводит нас в психический мир самого Гёте — бывшего министра, подчинившегося законам Веймарского двора.
-
Гёте и наука «Лучшее счастье мыслящего человека - познать познаваемое и спокойно чтить непознаваемое» И.-В. Гёте Уважение к научному методу познания мира было присуще Гёте с юности. Еще во время обучения по юридической специальности в университетах Лейпцига и Страсбурга он много времени проводил со студентами естественнонаучных факультетов. Гёте даже посещал занятия студентов-медиков. Первое целенаправленное исследование Гёте предпринял в области физиогномики - учения о взаимозависимости внешнего облика человека и его душевных качеств. Гёте выступил соавтором Лафатера - известный богослов и физиогномист- книги "Физиономические фрагменты для содействия познанию людей и любви к ним" (1774 г.) Вероятно, именно во время работы над этим пособием для определения характера человека по его лицу мог зародиться интерес к строению черепа , да и к остеологии вообще.
-
Гёте и наука Интерес к прочим наукам коренится в разнообразии прикладной деятельности и житейских нужд Гёте. Химия стала занимать его во время долгой болезни в 1770-1771 гг., когда он сам готовил себе лекарства по старинным рецептам. Разбивка парков и организация лесничеств преобразовались в занятия ботаникой, а необходимость реанимации старинных шахт в рудном массиве Ильменау - в занятия геологией и минералогией. Интерес к метеорологии объясняется тем, что состояние здоровья Гёте сильно зависело от перемен атмосферного давления. Даже исследования Гёте в области хроматики считают результатом занятий ткацким производством, в частности, вопросами окраски тканей. Несмотря на это, в истории развития биологического миропонимания Гёте принадлежит одно из самых значительных мест. И наибольший интерес представляет здесь как раз формальная сторона его вклада в эту область - выработка новых точек зрения, новых методов, закладка фундамента для нового мировоззрения. Причем по своим взглядам он гораздо ближе к науке 20 столетия с ее пониманием биосферы. "Гёте был натуралистом прошлого, на этот путь вступивший раньше времени", - писал о нем В.И. Вернадский.
-
Гёте и наука "Скрытое родство различных наружных частей растений, как листьев, тычинок, развивающихся друг за другом и вместе с тем как бы друг из друга, в общем, давно известно исследователям, и тот процесс, посредством которого один и тот же орган оказывается многообразно измененным, назвали метаморфозом растений."Метаморфоз растений". 1790 г.
-
Гёте и философия "Сущее не делится на разум без остатка".И.-В. Гёте Сам Гёте писал: "Для философии в собственном смысле у меня нет органа". Однако во всех исканиях им руководила "потребность понять жизнь и связь вещей, доработаться до цельного мировоззрения". И его картина мира, его философская система оказали весьма сильное ввлияние на Европу. Показательно хотя бы то, что, не будучи автором какого-либо значительного философского трактата, Гёте включен во все философские словари и энциклопедии. Основной вопрос философии Гёте разрешал следующим образом: "Вначале было Дело!". Формально философская система Гёте называется пантеизмом. Пантеизм - (греч. pan - все, theos - бог) - философское учение, согласно которому бог - это безличное начало, тождественное с природой.
-
Эпохальные произведения Гёте «Вильгельм Мейстер» (1777 - 1796) - «Wilhelm Meister » «Что я такое по сравнению со Вселенной?Как я могу противопоставлять себя ей или ставить себя в её средоточие?.. Может ли человек противопоставлять себя бесконечному, иначе как собрав в глубочайших глубинах своего существа все духовные силы, обычно рассеянные по всем направлениям…» «Фауст» (1774 – 1831) - «Faust» «Я лишь желал, желанья совершал И вновь желал. И так пробежал Всю жизнь - сперва неукротимо, шумно, Теперь живу обдуманно, разумно. Достаточно познал я этот свет, А в мир другой для нас дороги нет. Слепец, кто гордо носится с мечтами, Кто ищет равных нам за облаками! Стань твердо здесь - и вкруг следи за всем: Для мудрого и этот мир не нем!»
-
«Вильгельм Мейстер» «Вильгельм Мейстер», состоящий из нескольких частей, создавался более 20 лет и был закончен лишь за три года до смерти Гёте. Также как и «Вертер», «Мейстер» - роман в большой мере автобиографический. Насколько Гёте 90-х годов отличен от Гёте 70-х, настолько волевой и действенный оптимист Мейстер отличается от чувствительного неврастеничного пессимиста Вертера. Вся эволюция жизненных идеалов автора отразилась в этом романе. "На подмостках образованный человек такая же блестящая личность, как и представитель высшего класса" . «Ученические годы Вильгельма Мейстера» И. В. Гете в Кампании. 1787 г. «Вильгельм Мейстер» - самый значительный из романов, написанных на грани XVIIII и XIX вв. Это произведение заключает в себе черты обоих столетий. Не случайно, что окончательный текст романа относится к 1793-1795 гг., т. е. к тому времени, когда революционный кризис, разделяющий обе эпохи, достиг своего кульминационного пункта.
-
«ФАУСТ» Пусть чередуются весь век Счастливый рок и рок несчастный. В неутомимости всечасной Себя находит человек. (Фауст) Самое загадочное из произведений Гёте. Глубина психологических характеристик заставляет предполагать и ее автобиографичность. Однако, Гёте невозможно отождествить ни с одним из героев. Скорее всего, он - и Фауст, и Мефистофель. Сталкивая героев, он преодолевает и собственную двойственность. Предыстория этой пьесы очень любопытна. Маг и чернокнижник Иоганн Фауст - личность историческая, но окруженная целым ореолом страшноватых мифов. Фигура Фауста, ученого, продавшего душу дьяволу в обмен на знания, прочно заняла место в европейской литературе XVI-XVII веков.
-
«ФАУСТ» Эта пьеса - дело всей жизни Гёте. Работа над ней началась, когда Гёте было двадцать лет. Чуть меньше, чем через 20 лет, в 1790 году, Гёте впервые опубликовал отрывки из "Фауста", которые не были оценены критикой. Последние исправления были внесены в пьесу за несколько месяцев до смерти поэта, спустя более 60 лет с начала работы над ней. Писатели "Бури и натиска" возродили интерес к этому герою, усмотрев в плуте из народных пьесок бунтарский характер и неуемное - вопреки всем чертям ада - стремление к познанию. Таким Фауст и достался Гёте. В его руках демонический характер Фауста стал развиваться по собственным законам. Э. Делакруа серия литографических иллюстраций
-
«ФАУСТ» Им не понять, как детям малым, Что счастье не влетает в рот. Я б философский камень дал им, - Философа недостает. (Мефистофель)
-
«Западно-Восточный Диван» … еще одна маска многоликого Гёте. В стихах этого сборника вдруг заискрился роскошный азиатский слог. Это своего рода диалог с великим персом Гафизом - знакомство с его стихами побудило Гёте вновь стилизовать свою речь под язык другого народа. Гете вступает в сложные отношения с господствующим направлением эпохи — романтизмом. Гете спорит с ним, отвергает его и вместе с тем испытывает постоянное воздействие на себя художественных открытий новой эпохи, как об этом свидетельствует «Западно-восточный диван».
-
Гёте и современность "Все наши мысли и дела, имеющие общее значение, принадлежат миру, и все то из усилий индивидов, что он может использовать, он и доводит сам до зрелости".И.-В. Гёте Литературное наследие Иоганна Вольфганга фон Гëте было включено в реестр «Memory of the World» как значительный документ мировой литературы. Коллекция, которая хранится в архивах трудов Гëте и Шиллера Фонда Веймарской классики, содержит важнейшие рукописи благородного поэта, в том числе чистовик «Фауста», а также рукописитаких произведений, как «Годы странствий Вильгельма Мейстера», «Итальянское путешествие» и «Поэзия и правда». Ядром наследия является архив, начатый самим Гëте. К наследию, включающему в себя около 500 архивных стеллажей, относятся несколько тысяч писем, дневники, записи по естественнонаучной тематике, а также трактаты по теории искусства. Жизнь Гёте в веках, влияние его культурного и научного наследий – одна из интереснейших тем. Многогранное, необычайное по широте и универсальности творчество Гёте явилось зеркалом, отразившим величие и противоречия переходной исторической эпохи. Важнейшие вопросы национальной жизни Германии конца XVIII-начала XIX столетия в его произведениях оказались тесно связанными с социальными и философскими проблемами общеевропейской значимости. Художник-новатор, Гёте широко раздвинул границы просветительского искусства. Его эстетические идеи вдохновляли творчество многих выдающихся писателей и просветителей последующей эпохи.
-
28 августа 1749 г. - родился во Франкфурте-на-Майне. 1765 г. - поступил в Лейпцинский университет на юридический факультет. 1768 г. - возвращение во Франкфурт по болезни. 1770 г. - Поступление в Страсбургский университет на юридический факультет. 1771 г. - получение степени лиценциата прав. Возвращение во Франкфурт, адвокатская практика. Участие в движении "Буря и натиск", создание фрагментов "Фауста" 1772 г. - практика в Вецларе. 1773 г. - пьеса "Гец фон Берлихинген". 1774 г. - роман "Страдания молодого Вертера". Знакомство с Лафатером. 1775 г. - поездка в Швейцарию. Переезд в Веймар. 1776 г. - Получение должности тайного легационного советника в Веймаре. 1777 г. - Пробуждение интереса к геологии и ботанике. Начало совместных работ с профессорами Иенского университета. 1778 г. - создание драмы "Ифигения в Тавриде". 1779 г. - Путешествие в Швейцарию. Начало занятий остеологией. 1784 г. - открытие межчелюстной кости у человека. 1786 г. - отъезд в Италию. Изучение античного искусства. Занятия живописью, ботаникой. 1789 г. - возвращение в Веймар. Знакомство с Христианой Вульпиус, будущей женой. Создание драмы "Эгмонт". 1790 г. - публикация "Метаморфоза растений". Написание "Опыта о форме тела животных". 1791 г. - начало руководства театром в Веймаре. Окончание драмы "Торквато Тассо". Начало занятий хроматикой. Печать первой статьи по оптике. 1792 г. - Участие в военном походе во Францию. 1793 г. - осада Майнца. 1794 г. - начало дружбы с Шиллером. Участие в журналах "Оры", "Пропилеи". Публикация "Опыта общей остеологии". 1795 г. - Работы в области сравнительной анатомии. Окончание романа "Ученические годы Вильгельма Мейстера". 1797 г. - третье путешествие в Швейцарию. Создание баллад "Коринфская невеста", "Бог и баядера". 1799 г. - Изучение истории хроматики и продолжение опытов в этой области. 1801 г. - занятия низшими растениями. 1806 г. - подготовка научного архива к печати. Окончание 1 части "Фауста". 1808 г. - встреча с Наполеоном I. Занятия геологией. Издание фрагмента "Фауста". 1809 г. - Работа над романом "Избирательное сродство", драматическим фрагментом "Пандора". 1810 г. - Издание "Очерка учения о цвете". Начало занятий акустикой. 1811 г. - написание 1 части автобиографии "Поэзия и правда". 1814 г. - роман с Марианной Виллемер. Занятия химическими индикаторами. 1815 г. - занятия метеорологией. Поездка к Виллемерам. Работа над стихами "Западно-Восточного дивана". 1816 г. - смерть Хрисианы Вульпиус, жены Гёте. 1820 г. - печать нескольких научных работ, написанных ранее, в т. ч. "О межчелюстной кости у человека". 1823 г. - неудачное сватовство к Ульрике фон Левецов. Создание "Мариенбадской элегии". 1826 г. - публикация фрагмента 2 части "Фауста". 1828 г. - изучение регенерации у растений. 1830 г. - смерть Августа, сына Гёте. Статьи о книге "Основы философии зоологии" Сент-Илера. 1831 г. - окончание 2 части "Фауста". 1832 г. - статья "О радуге". 22 марта 1832 г. - смерть Гёте. Годы жизни "Смысл и значение моих произведений и всей моей жизни - это триумф чисто человеческого"И.-В. Гёте
-
Несмотря на все их недостатки, люди больше всего достойны любви. И.-В. Гёте
-
Источники: История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н.А. Соловьевой. – М., 2000 Зарубежная литература XX века. Учебник / Под ред. Л.Г. Андреева. – М., 1999 Якушева Г.В. Фауст и Мефистофель. – М., 1998 Холодковский Н.А. И.В. Гете. «Фауст, человек стремления»– Чел-к, 1996. Духовнонаучные комментарии Р.Штейнера к "Фаусту" Гёте. Том II Фауст в переводе Бориса Пастернака Афоризмы и цитаты из произведений Гете Гете И.В. Статьи и мысли об искусстве. М.-Л., 1936 Федоров Н.Ф. «Фауст» Гете и народная легенда о Фаусте. В сб. «Контекст-1975», И.В. Гете. Страдания юного Вертера. Фауст. Стихотворения М., 1977 Людвиг ван Бетховен.Увертюра «Эгмонт» Шарль Гуно. Вальс "Фауст" Автор проекта: Базылева Николь 10-А
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.