Содержание
-
Исследовательская работа по русскому языку на тему:
«Лексикон учащихся 5-11 классов моей школы». МБОУ Самагалтайская общеобразовательная школа №1 Работу выполнила: Аракчаа Буяна, ученица 9 класса Руководитель: Ондар М.С., учитель русского языка и литературы
-
Цель исследования:
проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определение путей пополнения словарного запаса учащихся моей школы.
-
Область исследования:
жаргонизмы и молодежный сленг как слой лексики, тесно связанный с жизнью современного школьника Объектисследования: устная речь учащихся моей школы
-
Гипотеза:
в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг,жаргонизм - часто употребляемые средства в речи школьников, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников.Так ли это?
-
Задачи проекта:
Определить, какое место занимает необщеупотребительная лексика- диалектизмы и профессионализмы в речи учащихся. Определить понятия "жаргон" и "сленг". Провести социологическое исследование среди учащихся среднего звена школы с целью определения : круга наиболее употребительных жаргонных слов; частоты употребления жаргонизмов; причин употребления школьниками жаргонизмов. Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах. Систематизировать материал. Сделать выводы по теме исследования
-
употребляется свободно, неограниченно не вошло в состав свободно употребляемой лексики Общеупотребительная лексика Профессио-нальная лексика Диалект-ная лексика Жаргонная лексика ЛЕКСИКА Если слово в современном русском языке
-
Причины редкого употребления диалектизмов школьниками:
диалектизмы- это лексика старшего поколения, людей пожилого возраста; в наши дни использовать диалектизмы неактуально, смешно и «старомодно». Примеры диалектизмов: курчата (цыплята), кошелка (корзина), цибарка( ведро), буряк ( свекла), дите (ребенок) и др.
-
Лексикаограниченного употребления Профессионализмы Термины синтаксис, неравенство, климат, остров, монитор, подлежащее и другие . карбюратор, штемпель, товарооборот, скальпель аккумулятор, радиатор, коробка передач, севооборот
-
Что такое сленг?
Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим. Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка. Молодёжный сленг —это социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской.
-
Практические исследования
Вопросы анкеты для учащихся: Что такое молодежный сленг? Знаешь ли ты слова молодежного сленга? ( да, нет) Да-25 чел. Нет -4 чел. Используешь ли ты эти слова в своей речи? часто- 19чел., редко-6 чел., никогда- 4 чел.) Напишите известные вам жаргонные слова.
-
Анкетирование показало, что учащиеся активно используют молодежный сленг
-
-
-
С какой целью используете сленг в речи?
-
Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?
-
Стараетесь ли вы обойтись без них?
-
Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?
-
Вывод:
гипотеза, которую я выдвигала,верна- в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика. Наша задача- учиться уместно использовать ограниченную лексику в соответствии с ситуацией общения. Знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния ограниченной в употреблении лексики, надо хорошо знать нормы литературного языка- нормы произношения, ударения, словоизменения.
-
Список использованной литературы:
С. И. Ожегов. – Словарь русского языка. - (под редакцией Н. Ю. Шведовой), - М.: «Русский язык», 1989 В.В.Волина Я познаю мир, русский язык.- М.: АСТ, 1998. Д. Э. Розенталь М. А. Теленкова – Словарь лингвистических терминов (электронный вариант). Л.И. Скворцов . Жаргоны / русский язык: энциклопедия.- М., 1979. О.Л.Соболева. Справочник школьника. 5-11 классы. Русский язык/ М.: АСТ. 2003. В.В.Соколова. Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение, 1995. Материалы Интернет
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.