Презентация на тему "Отцы и дети"

Презентация: Отцы и дети
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "Отцы и дети" по литературе. Презентация состоит из 19 слайдов. Для учеников 8-10 класса. Материал добавлен в 2016 году. Средняя оценка: 4.2 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.26 Мб.

Содержание

  • Презентация: Отцы и дети
    Слайд 1

    История создания романа «Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями, отраженный в заглавии и лёгший в основу романа.

  • Слайд 2

    Цель: Наблюдение над текстом романа, выяснить причину взаимного неприятия П.П. Кирсанова и Е. Базарова, определить отношение автора к своим героям, отметить средства создания образов, использованные И.С. Тургеневым; работать над развитием монологической речи, умением анализировать

  • Слайд 3

    История создания романа.

    Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе.

  • Слайд 4

    И.С. Тургенев о романе

    «...В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета - и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?»

  • Слайд 5

    Работа над романом была продолжена в Париже в сентябре 1860 года В течение зимы написаны первые главы. В письмах этого времени постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в ее истории - отмены крепостного права. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает уже после нее в своем любимом Спасском. Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. «Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике» (И. С. Тургенев. «По поводу «Отцов и детей»). Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому.

  • Слайд 6

    Расстановка политических сил

    40-е годы XIX века – пора дворян-либералов (западники, славянофилы) 60-е годы XIX века – время разночинцев (революционные демократы, нигилисты)

  • Слайд 7

    изменение социально-политического строя ( конституционная монархия); смягчение или отмена крепостного права; выделение крестьянам небольших наделов земли; национальная самобытность России; Земские соборы - голос народа; единственно верная и нравственная религия - православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма. Этим они объясняли особый путь России. Боролись с поклонением Западу Славянофилы

  • Слайд 8

    Западники

    выступали за развитие России в русле европейской цивилизации; объясняли отличие от Запада исторически сложившейся отсталостью России; отрицали особую роль крестьянской общины; ратовали за широкое просвещение народа. Во всем равнялись на Запад, превозносили Петра I как великого преобразователя России

  • Слайд 9

    Революционные демократы рассматривали крестьянство как главную революционную силу в стране; сочетали идею крестьянской революции с идеями утопического социализма; полагали, что Россия после уничтожения крепостного права путём крестьянской революции, минуя капитализм, придёт через крестьянскую общину к социализму; ратовали за развитие общественных наук, литературы, искусства. Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, А.И.Герцен, Н.П.Огарев Журналы «Современник», «Колокол»

  • Слайд 10

    Представители в литературе : В.Г.Белинский(либерал-западник) А.И.Герцен (либерал-славянофил) Н.Г. Чернышевский (революционер-демократ)

  • Слайд 11

    Итак, роман «Отцы и дети» закончен автором в июле 1861г., опубликован в 1862г. Эти даты, безусловно, важны. Не случайно И.С. Тургенев в самом начале романа приводит целый ряд цифр и дат. Что они могут сказать внимательному читателю? Россия II половины XIX века жила в преддверии огромного социального события – отмены крепостного права, которое для страны должно было стать переломным моментом во всех сферах общественной жизни, включая ломку мировоззрения передовых общественных слоев. Что значит выражение «время раскололось»? II половина XIX века. «Время раскололось», разведя по разные стороны исторического барьера дворян-либералов и «новых» людей России – разночинцев–демократов, «отцов» и «детей».

  • Слайд 12

    Работа с текстом романа. Чтение. Наблюдение. Анализ

    - Как в первых главах романа рисуется противостояние «отцов» и «детей»? Еще ярче противостояние это раскрывается в главе IV, когда на сцене появляется Павел Петрович Кирсанов, старший брат отца Аркадия. Найдите эту сцену. Читаем по ролям. Какие детали привлекли внимание? Какой прием использует автор? В чем его суть? Еще одно действующее лицо романа – автор. По описанию героев, по первому впечатлению можно ли предположить, на чьей он стороне?

  • Слайд 13

    Герои романа «Отцы и дети»

    разночинец либерал Е.Базаров П.П.Кирсанов

  • Слайд 14

    Базаров не спешит поприветствовать отца Аркадия, подчеркивает свое простое происхождение, резко прерывает Николая Петровича, когда тот цитирует строчки из «Евгения Онегина». Мы видим тайное превосходство Аркадия над отцом. Николай Петрович не понимает сына, замечает в нем разительные перемены, не может «наладить» разговор, смущается, робеет, молчит. Автор романа «над схваткой», он одинаково ироничен и в описании Базарова, и в описании П.П. Кирсанова, но схватка обязательно будет, и первое серьезное указание на нее в гл. 5

  • Слайд 15

    Анализ 5 главы

    Снова две центральные фигуры – Павел Петрович и Базаров. Найдите их описание, обратите внимание на прозвучавшее как гром среди ясного неба и озадачившее старших Кирсановых слово «нигилист». - Заметили, как звучит первый вопрос Павла Петровича о Базарове? («Что такое?»). - Чему удивляется Николай Петрович, почему рука Павла Петровича замерла в воздухе? - Сравните толкования слова «нигилист», данные Николаем Петровичем и Павлом Петровичем, в чем разница? - Мастер детали, Тургенев и здесь верен себе, но теперь это другая деталь. Заметили ее? Что подчеркивается с помощью этой детали? - Отношение Павла Петровича к нигилистам в каких фразах звучит? Какой он делает вывод? Понятен ли он вам?

  • Слайд 16

    Евгений Базаров

    Длинный балахон с кистями, «одёжонка»; обнаженная красная рука; представляется как человек из народа: «Евгений Васильев» Н.П. Кирсанову руку «не сразу… подал»;

  • Слайд 17

    Павел Петрович Кирсанов

    Красивая рука с длинными розовыми ногтями; снежная белизна рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом; Базарову «руки не подал и даже положил ее обратно в карман»

  • Слайд 18

    Итоги урока.

    Нам было важно увидеть противостояние старого и нового, отцов и детей, а также определить отношение автора к героям. Удалось ли это? Позже мы увидим, что Тургенев готов понять Павла Петровича, не случайно приводит он историю его жизни, ему старички Кирсановы ближе по духу, чем Базаров, которому тем не менее автор будет искренне сочувствовать, когда «простые» формулы жизни Евгения Базарова начнут разбиваться о «сложные» отношения с Одинцовой. И это еще раз докажет, что автор старается быть «над схваткой», что задача художника – показать правду жизни и навязывать читателю свою оценку он не будет.

  • Слайд 19

    Домашнее задание

    главы VI- X перечитать, составить сравнительную таблицу: взгляды Базарова и Павла Петровича, в которую внести цитаты, характеризующие отношение героев к искусству, любви, русскому народу, природе, аристократизму и либерализму и другим вещам, о которых будут спорить герои. (Желающие могут сделать электронную таблицу) индивидуально: история Павла Петровича и история Базарова (их жизнь до встречи в Марьино); Чувства Павла Петровича и Базарова.(электронная таблица)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке