Содержание
-
Изображение жизни и слово в искусстве романтизма
М.Ю. Лермонтов, «Демон», «Мцыри». В.А.Жуковский, стихотворения. Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №3» г.Сарова Нижегородской области. 2010
-
Своеобразие произведений романтизма.
Поэтическое слово у романтиков служит передаче исключительного по силе и яркости чувства. Романтики изображают необыкновенных героев, людей с сильными страстями, готовых на всё ради достижения своей цели.
-
С романтизмом связано творчество Жуковского, Батюшкова, поэтов-декабристов, Пушкина, Лермонтова Одоевский Лермонтов Батюшков Жуковский Пушкин
-
Герои действуют в необычной обстановке – в горах Кавказа, степях Молдавии, в замке, в монастыре. Герои находятся в конфликте с обществом, томятся в неволе душных городов.
-
Любовь романтического героя грандиозна, страдания не могут сравниться с бедами толпы людской. Люблю тебя не здешней страстью, Как полюбить не можешь ты: Всем упоением, всей властью Бессмертной мысли и мечты… «Демон», М.Ю.Лермонтов
-
Человек в романтических произведениях предстаёт одержимым одной страстью.
О Мцыри мы знаем немного – только то, что имеет отношение к его мечте. (Какой?) Всё, что его окружает, несёт на себе печать его личности. Одни предметы усиливают, повторяют черты героя – так природа в начале его пути испытывает те же чувства, что и Мцыри, и он говорит о дружбе краткой, но живой меж бурным сердцем и грозой. Другие предметы оттеняют черты героя по принципу контраста – это монастырь-тюрьма, где томится герой, это природа в конце его пути.
-
Вспомните, какие черты отличают героев романтических произведений.
Герой романтиков – сильная личность, не похожая на обычных людей толпы. Это человек высокой страсти, живущий стремлением к свободе. Нередко героем оказывается индивидуалист, мечтающий о власти, жестокий мститель, нарушающий нормы человеческого поведения.
-
Страсть, по мнению романтиков, достойна оправдания.
Демон Лермонтова презирает весь род людской и считает себя вправе убить жениха Тамары и подчинить её своей власти, потому что он её любит. И эта любовь предстаёт как прекрасное и высокое чувство.
-
Идеал романтиков противостоит действительности. Обыкновенная жизнь – мир неволи, мелочности, пошлости. Прекрасное вне этого мира. Ах! Не с нами обитает Гений чистой красоты; Лишь порой он навещает Нас с небесной высоты; Он поспешен, как мечтанье, Как воздушный утра сон; Но в святом воспоминанье Неразлучен с сердцем он. В.А. Жуковский, ст. «Лалла Рук»
-
Идеал, по мнению романтиков, даётся свыше и живёт в сердце художника. Поэтому в романтизме существует культ творца, поэта, художника, живущего своими мечтами, противостоящего толпе.
-
Романтики-живописцы также стремятся нарисовать человека яркого, возвысить его. Таков портрет Пушкина, созданный художником О.А.Кипренским. Художнику удалось запечатлеть само вдохновение, высокий строй чувств поэта. Столь же одухотворённым предстаёт Кипренский на автопортрете: это человек, живущий напряжённой внутренней жизнью, эмоционально воспринимающий всё происходящее вокруг него.
-
Поэтические открытия В.А.Жуковского
Прочитайте отрывок из стихотворения В.А.Жуковского «Невыразимое» . Сие столь смутное, волнующее нас, Сей внемлемый одной душою Обворожающего глас, Сие к далекому стремленье, Сей миновавшего привет (Как прилетевшее незапно дуновенье От луга родины, где был когда-то цвет, Святая молодость, где жило упованье), Сие шепнувшее душе воспоминанье О милом радостном и скорбном старины, Сия сходящая святыня с вышины, Сие присутствие создателя в созданье — Какой для них язык?.. Горе́ душа летит, Все необъятное в единый вздох теснится, И лишь молчание понятно говорит.
-
Сие столь смутное, волнующее нас, Сей внемлемый одной душою Обворожающего глас, Сие к далекому стремленье, Сей миновавшего привет (Как прилетевшее незапно дуновенье От луга родины, где был когда-то цвет, Святая молодость, где жило упованье), Сие шепнувшее душе воспоминанье О милом радостном и скорбном старины, Сия сходящая святыня с вышины, Сие присутствие создателя в созданье — Какой для них язык?.. Горе́ душа летит, Все необъятное в единый вздох теснится, И лишь молчание понятно говорит. Что говорит Жуковский о возможностях поэтического слова? Поэт-романтик Жуковский говорит о том, что слово легко может передать яркие внешние признаки предметов, но ему неподвластно то, что слито с сей блестящей красотою, таинственные движения души.
-
Как В.А.Жуковскому удалось выразить в своих стихотворениях неуловимые движения души, того, что скрыто за поверхностным?
Жуковский находил для выражения всех нюансов внутренней жизни человека особые языковые средства. Отбор не предметных, а отвлечённых существительных (душа, глас, привет, воспоминанье, стремленье, святыня), создающих эмоциональный колорит – особое высокое чувство.
-
Языковые особенности стихотворения Жуковского Прилагательные и причастия употреблены в роли существительных Употребление антонимов, объединённых общим эпитетом, поэтому являющихся также и синонимами. О милом радостном и скорбном Обворожающего глас, миновавшего привет, к далёкому стремленье Всё это обозначает зыбкие, неопределимые, трудноуловимые душевные движения.
-
Особенности поэзии Жуковского
Это поэзия эмоциональная, суггестивная, её задача – внушить читателю настроение. Изображение субъективно: слово не столько изображает объективный предмет, сколько выражает таинственную жизнь души, неопределённые и зыбкие ощущения, вызванные предметом. Здесь музыка слов и ритма говорит больше, чем лексическое значение слов. Это стиль, использующий многозначность слова. далее
-
Словарь
Суггестивная поэзия (от. лат. suggestio– внушение) – поэзия, основанная не столько на предметно-логических значениях слов, сколько на дополнительных смыслах, ассоциациях, возникающих из звучания слов, ритма, интонации, особенностей синтаксиса.
-
Обобщим сказанное
Сентименталисты и романтики нашли языковые средства для изображения внутреннего мира человека. В лирике Жуковского ослаблено предметное значение слов и на первый план выдвинуто эмоциональное, то, что открывается именно в этом словосочетании. Слово, благодаря своей многозначности, не столько изображает предмет, сколько выражает таинственные движения души, вызванные этим предметом.
-
Литература
Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.