Содержание
-
Я иду на урок литературы в 5 класс. Изучение предметного мира славян как один из способов постижения поэмы А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" Учитель русского языка и литературы высшей категории лицей №244 Максимова Наталья Александровна
-
Предлагаемый вниманию читателя урок является третьим в изучении творчества А.С.Пушкина в 5 классе. Ему предшествовали уроки: «Детские и лицейские годы А.С. Пушкина», «Знакомство с поэмой «Руслан и Людмила». Тема третьего урока «Изучение предметного мира славян как один из способов постижения поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
-
Цели урока: Обучающие: Формирование у школьников умений отбирать и классифицировать материал, строить высказывание на основе выбранного материала; изучение и закрепление новых литературоведческих понятий; обучение умениям воссоздавать в воображении картины, изображенные писателем; формирование речевых умений и навыков на основе развития воссоздающего воображения; применение ИКТ в процессе подготовки и проведения урока. Воспитательные: Воспитание устойчивого интереса к русской истории посредством знакомства с бытом Древней Руси X-XI веков; формирование языковой культуры на основе исконно русских слов; обогащение опыта самостоятельной работы с разными источниками информации. Развивающие: Развитие коммуникативных способностей, обогащение словарного запаса; стимулирование любознательности, познавательного интереса к предметному миру; развитие умений рассуждать и обобщать.
-
Тип урока Урок-беседа с использованием средств мультимедиа. Форма урока Индивидуальная и групповая. Оборудование для организации урока. персональный компьютер; мультимедийный проектор; экран; раздаточный материал.
-
"Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой..." Так начинает свое повествование А.С.Пушкин, тем самым настраивая читателя на то, что речь в его произведении пойдет о глубокой старине. Мы сегодня так и назовем свой урок, а заниматься будем изучением предметного мира древних славян, чтобы ощутить дух того времени, в котором жили герои поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». - На прошлом уроке мы познакомились с историей создания поэмы, в которой создан мир увлекательных и опасных приключений, похищений, фантастических превращений.
-
Какой жанр напоминает это произведение? (Сказка). Какая сказка? Волшебная.Здесь много сказочных героев: леший, русалка, Баба Яга, страшный колдун. Построение произведения тоже напоминает сказку (Зачин, концовка).
-
Докажите. Каков сюжет поэмы? Почему она так называется? подсказки Положительные и отрицательные герои Где и когда происходит действие поэмы? - Пушкин назвал свое произведение поэмой. Поэма - это крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Согласны? - Это поэма со сказочным сюжетом, в которой тесно переплетаются вымысел и история. - Возникли ли у вас трудности при чтении поэмы? (Обсуждение)
-
- Как оценили поэму современники Пушкина? (А.С. Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою первую поэму «Руслан и Людмила». Он начал ее в Царскосельском лицее и продолжил работать над нею уже в Петербурге. Поэма имела успех необыкновенный. В.А. Жуковский, считавшийся учителем А.С. Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю – ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница»). - Вы прочитали поэму. Понравилась она вам? Что запомнилось особенно? (Обсуждение)
-
Сегодня мы с вами попробуем вдумчиво прочитать первую песнь поэмы и представить мир, в котором живут ее герои. На экране проецируется текст первой песни, в котором пропущены устаревшие слова.Учитель читает текст: Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой. В толпе могучих сыновей, С друзьями, в _____ высокой ______________ пировал; Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана И мед из тяжкого стакана За их здоровье выпивал. Не скоро ели предки наши, Не скоро двигались кругом __________, серебряные С кипящим пивом и вином. Они веселье в сердце лили, Шипела пена по краям, Их важно _______ носили И низко кланялись гостям. Слилися речи в шум невнятный; Жужжит гостей веселый круг; Но вдруг раздался глас приятный И звонких ______ беглый звук; Все смолкли, слушают Баяна; И славит сладостный певец Людмилу-прелесть и Руслана И ______ свитый им венец. Но, страстью пылкой утомленный, Не ест, не пьет Руслан влюбленный; На друга милого глядит, Вздыхает, сердится, горит И, щипля ус от нетерпенья, Считает каждые мгновенья. В унынье, с пасмурным челом, За шумным свадебным столом Сидят три витязя младые; Безмолвны, за ______ пустым, Забыли ________ круговые, И _________ неприятны им; Не слышат вещего Баяна, Потупили смущенный взгляд; То три соперника Руслана; В душе несчастные таят Любви и ненависти яд. Один – Рогдай, воитель смелый, Мечом раздвинувший пределы Богатых киевских полей; Другой – Фарлаф, крикун надменный, В пирах никем не побежденный, Но воин скромный средь мечей; Последний, полный страстной думы, Младой хазарский хан Ратмир. Все трое бледны и угрюмы, И пир веселый им не в пир.
-
- Ребята, куда-то исчезли некоторые слова из текста. Может, их кто-то заколдовал? Что стало непонятно?(Где происходит действие, когда, какой посудой пользуются люди, кто такие Лель и Баян) -Давайте расколдуем эти слова. Помогать мне в этом будет группа исследователей. На экране появляются изображения гридницы, князя Владимира, ковшей, серебряных чаш, гуслей, Баяна, Леля, кубка, кушаний (брашны). ( Дети дают пояснение каждому изображению). Из текста исчезли устаревшие слова. Устаревшие слова Историзмы – слова, которые перестали существовать в результате развития общества. Архаизмы – слова, вышедшие из активного употребления вследствие замены их новыми.
-
Словарь Гридница — палата для гридей, помещение дружины князя. Князь ВладимирСвятославович известен как креститель Руси в Х веке. Ковш - деревянный или металлический сосуд для питья и разлива кваса и других напитков. Чаша - сосуд для питья круглой формы, с широким верхом и узким низом. Баян — 1.Легендарный древнерусский певец-сказитель. 2. Поэт, исполнитель песен, сказаний Лель - название старинного русского божка, сравниваемого с купидоном, амуром; в песенных припевах слышится еще: лель-люли, леля, лелюшки. Лелеять кого, нежить, ласкать, холить. Кубок - питьевой сосуд, имеющий расширяющееся кверху тулово (с крышкой) на ножке или подставке. Брашно - яство, пища, кушанье, еда, ежа, харч, блюдо, приспешное, хлеб-соль, корм, варево, выть, продовольствие, съестное. Гусли - старинный струнный щипковый музыкальный инструмент вроде цитры, на котором играли обеими руками, положив его на колени.
-
Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой. В толпе могучих сыновей, С друзьями, в гриднице высокой Владимир-солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана И мед из тяжкого стакана За их здоровье выпивал. Не скоро ели предки наши, Не скоро двигались кругом Ковши, серебряные чаши С кипящим пивом и вином. Они веселье в сердце лили, Шипела пена по краям, Их важно чашники носили И низко кланялись гостям. Слилися речи в шум невнятный; Жужжит гостей веселый круг; Но вдруг раздался глас приятный И звонких гуслей беглый звук; Все смолкли, слушают Баяна; И славит сладостный певец Людмилу-прелесть и Руслана И Лелем свитый им венец. Но, страстью пылкой утомленный, Не ест, не пьет Руслан влюбленный; На друга милого глядит, Вздыхает, сердится, горит И, щипля ус от нетерпенья, Считает каждые мгновенья. В унынье, с пасмурным челом, За шумным свадебным столом Сидят три витязя младые; Безмолвны, за ковшом пустым, Забыли кубки круговые, И брашна неприятны им; Не слышат вещего Баяна, Потупили смущенный взгляд; То три соперника Руслана; В душе несчастные таят Любви и ненависти яд. Один – Рогдай, воитель смелый, Мечом раздвинувший пределы Богатых киевских полей; Другой – Фарлаф, крикун надменный, В пирах никем не побежденный, Но воин скромный средь мечей; Последний, полный страстной думы, Младой хазарский хан Ратмир. Все трое бледны и угрюмы, И пир веселый им не в пир. Теперь, когда мы расколдовали слова, читаем текст полностью.
-
Практическая работа. Задание: подписать картинки с изображениями устаревших слов. Работа в группах. Работа в группах.
-
Выводы по уроку Читать это произведение мы будем очень внимательно, вникая в смысл незнакомых слов. Устаревшие слова нельзя забывать, так как они нам позволяют представить мир, в котором жили наши предки. На следующих уроках мы продолжим знакомство с замечательной поэмой А.С. Пушкина, в основе которой лежат « дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Но оно интересно нам и сейчас, в XXI веке, так как воспевает торжество верной любви, чувство, которое невозможно победить никаким злом на свете; воспевает добро и красоту, дружбу и верность, воспевает любовь к своей семье, к своему народу.
-
Выставление оценок. Оцениваются исследовательские домашние работы учащихся с учетом точности подбора материала, выразительности речи. Оценивается также участие в беседе на этапе объяснения и закрепления изученного. Работа на практическом занятии учитывается при оценивании будущего домашнего задания. Запись домашнего задания. Прочитать вторую песнь поэмы, продолжить составление словаря, возможно создание презентации. Желающим составить вопросы викторины по второй песне. Подготовить выразительное чтение любого отрывка второй песни. Источники информации: - Толковый словарь В.И. Даля - Словарь литературоведческих терминов - Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа. Н.И. Костомаров - Интернет-ресурсы
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.