Содержание
-
Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК».ТЕМА ДРУЖБЫ В РАССКАЗЕ
Цели урока: проследить по тексту и сопоставить поведение героев в момент неудавшегося очередного побега, сидения в яме; понять, на чем основана дружба Жилина и Дины, почему девочка вызывает симпатию у читателей. Лихо помнится, а добро век не забудется. Пословица
-
Проверка домашнего задания
«Жилин готовится к побегу» План: Знакомство с жизнью татарского аула. Работа над подкопом. Поиски дороги. Путь побега - только на Север. Внезапное возвращение татар. Побег.
-
V глава
Читатель понял, что инициатором побега является Жилин. Именно он: узнал местность, подготовил лаз под стеной, прикормил собаку, запасся лепешками. Проследим и сопоставим, как вели себя Жилин и Костылин на свободе.
-
Сравнительная характеристика героев.
-
-
-
-
-
Почему же все-таки побег не удался?
Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге. В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою.
-
«говорящие» фамилия героев
От каких слов образованы фамилии героев? Жила - сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный - сильный, упругий; Костыль - палка для хромых, безногих. Часто говорили про стОящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Или «подкостыливает» - плетется помаленьку.
-
Татарская девочка Дина
Что заставляет Дину помогать Жилину? Почему девочка относится к пленному хорошо, старается облегчить его положение в отличие от других горцев? В какой момент и почему она перестает видеть в нем врага? (Только ли оттого, что он сделал и подарил ей куклу?)
-
Дина
Можно ли назвать Дину смелой, решительной? Чем вызвала Дина симпатию у Жилина и у вас, читателей? Применима ли пословица «Лихо помнится, а добро век не забудется» к отношениям Жилина и Дины?
-
Спасительница Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?» Все поглядывает вверх. Звезды видны, а месяц еще не всходил. Вдруг на голову ему глина посыпалась; глянул кверху — шест длинный в тот край ямы тыкается. Потыкался, спускаться стал, ползет в яму. Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил — шест здоровый. Он еще прежде этот шест на хозяйской крыше видел. Поглядел вверх,— звезды высоко на небе блестят; и над самою ямой, как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся. Нагнулась она лицом на край ямы и шепчет: «Иван, Иван!» — а сама руками у лица все машет,— что «тише, мол».
-
Какие пословицы применимы к содержанию прочитанного?
Нет друга - ищи, а нашел - береги. Друга на деньги не купишь. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось. Иноходец в пути не товарищ. Двум шпагам в одних ножнах не ужиться. Береги честь смолоду, а кафтан снову. Лучше пропасть, чем терпеть чужую напасть. Распутья бояться, так и в путь не ходить.
-
«Кавказский пленник» - любимый рассказ Л. Н. Толстого.
Автор писал о рассказе так: «Это образец тех приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших», «работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно».
-
Подготовка к написанию сочинения.
Темы: 1. Друзья и враги главного героя. 2. Жилин и Костылин: разные судьбы. Подумайте и выберите тему сочинения. Какую из пословиц можно выбрать в качестве эпиграфа к вашей работе? Почему? Сочинение состоит из вступительной части, в которой автор сообщает, о чем хочет говорить с читателем; основной части,где раскрывается главная мысль работы (идея); заключения, где приводятся выводы по работе и личное мнение о прочитанном. Что такое «рассуждение».
-
Домашнее задание
Написать сочинение.
-
Библиография
Текст «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого «Литература. 5 класс». Поурочные планы к учебнику КоровинойВ.Я. http://pptcloud.ru/kartinki/literatura/Kavkazskij-plennik/Kavkazskij-plennik-Tolstogo.html http://gana4vas.moy.su/publ/l_tolstoj_quot_kavkazskij_plennik_quot/6-1-0-63 http://www.uroki.net/docrus/docrus106.htm
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.