Презентация на тему "Культура конспектирования" 9 класс

Презентация: Культура конспектирования
Включить эффекты
1 из 27
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Культура конспектирования" для 9 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 27 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по литературе в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    27
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Культура конспектирования
    Слайд 1

    Культура конспектирования

    Выполнила: учитель русского языка и литературы Колесникова Вероника Владимировна

  • Слайд 2

    Конспектирование

    относится к числу наиболее важных общеучебных умений. На него опирается весь учебный процесс, так как и школьникам, и студентам постоянно приходится использовать для подготовки к занятиям конспектирование лекций учителя или преподавателя, учебного параграфа или дополнительной литературы

  • Слайд 3

    Конспектирование-

    процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта.

  • Слайд 4

    Конспект нужен для того, чтобы:

    - научиться перерабатывать любую информацию, придавая ей иной вид, тип, форму; - выделить в письменном или устном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или научной задачи; - создать модель проблемы (понятийную или структурную); - упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами; - накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, дипломной работы, диссертации, статьи, книги

  • Слайд 5

    Видыконспектов

    С точки зрения объема (степени сжатия) конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику - интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания.

  • Слайд 6

    В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов: конспект-план, конспект-схема, текстуальный конспект.

  • Слайд 7

    Подготовка конспекта включает следующие этапы:

    Этап 1. Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок.

  • Слайд 8

    Этап 2. В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы.

  • Слайд 9

    Этап 3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.

  • Слайд 10

    Этап 4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема).

  • Слайд 11

    Этап 5. Дополнительная информация приводится при необходимости.

  • Слайд 12

    Работая над конспектом, необходимо помнить следующие правила:

    Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей) и его выходные данные. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его. Составить план - основу конспекта. Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении. Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

  • Слайд 13

    Если вы на лекционном занятии...

  • Слайд 14

    Наиболее приемлемо тезисное конспектирование. Тезисы – это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Обращать внимание на места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую лектор выделяет интонационно, например, «это важно», «отметьте, что...», «важнейшее в данном случае...», «необходимо записать» и т.п. Нередко необходимо «свернуть» текст, чтобы успеть записать основное, например: Не следует писать: мы видим, таким образом, что в целом ряде случаев…; по последним подсчетам зарубежных социологов…; имеющиеся данные показывают, что Следует писать: в ряде случаев…; по подсчетам…; по данным...; представляет; чтобы; сближаются.

  • Слайд 15

    Варианты сокращений:

    1. При записи существительных можно отбрасывать середину слова (гос-во, рев-ция, уч-ся, кол-ва, пед-ка, псих-гия, образ-ние). 2. Целесообразно применять общепринятые условные сокращения и аббревиатуры: абс. – абсолютный; авт. – автономный; АН– Академия наук; общепринятые знаки: # – то-то не есть то-то, > – больше,

  • Слайд 16

    3. Часто встречающиеся окончания можно обозначить волнистой линией. Например, в словах «значение», «изменение», «движение», «течение» и прочих подобных можно вместо одинакового суффикса нарисовать волнистую линию. В словах «компетентность», «общительность», «обаятельность» конечное «-ность» обозначить Ђ: компетеЂ, общительЂ и т.п. 4. Вместо обычных сокращений, гораздо более эффективно использовать такие приемы, как гипераббревиатура (вместо целого слова используется начальная буква, обведенная линией), пиктографию и иероглифику (использование рисунков), специальные способы записи окончаний. Вместо длинного слова «революционная» (борьба) можно используем букву «Р», заключенную в кружок.

  • Слайд 17

    5. Использовать индивидуальные сокращения, которые могут быть понятны лишь самому автору конспекта. Так, интересны сокращения, встречающиеся в дневниках Н. Г. Чернышевского: ЖЗ – жизнь и Х – если. 6. Если вы владеете стенографией, она в этом деле вам очень пригодится.

  • Слайд 18

    7. Считается, что легче конспектировать технический текст, так как в точных науках существует множество общепринятых символов и знаков. Но символы и знаки точных наук можно использовать для конспекта на любую тему. Например, ∑ – сумма, 1/2 – половина, √ – корень, ∞ – бесконечность и многие другие. 8. Можно завести свой словарик сокращений на последнем листе конспекта, чтобы после не тратить времени на разгадывание смысла значков. Используя общепринятые сокращения и придумывая свои, в скором времени вы приблизите скорость вашего письма к скорости речи преподавателя.

  • Слайд 19

    Конспектирование осуществляется по этапам: прием информации; переформулирование и фиксация.

    Прием информации – восприятие учебной информации из уст лектора, который осуществляется слуховым анализатором. На осмысление услышанного влияют: – уровень общей культуры конспектирующего; – уровень его профессиональных (специальных) знаний; – уровень языковой культуры. Поэтому каждому обучающемуся необходимо развивать как общую культуру, так и уровень профессиональных знаний и языковую культуру. Переформулирование (трансформация) – обработка информации с целью быстрой записи. Подобная переработка информации приводит к уменьшению ее объема за счет исключения ненужных слов и подробностей, всевозможных повторов, частностей, лишних деталей и т.п.

  • Слайд 20

    На лекционном занятии целесообразно применять линейно-последовательный способ конспектирования, при котором применяют плакатно-оформительские средства:

    Отмечайте степень важности информации. Вертикальный штрих по правому краю с надписью: │NB! или ОЧ ВАЖН позволит вам не тратить время на подчеркивание всего абзаца. │ПРОЦИТ будет значить, что надо выучить и процитировать при ответе на семинарском занятии весь абзац целиком. │ПРОЦИТ. СВ. – указание, в каком месте ответа должна появиться эта цитата. Помечайте все места, к которым собираетесь вернуться. При первом перечитывании лекции некоторые места могут вам показаться неясными. Их пока оставьте в покое и напишите на полях ПЕРЕЧИТ. Разберетесь с ними, когда чтение остальных текстов поможет прояснить идеи.

  • Слайд 21

    Выделение цветом и объёмом

    Выделяйте жирным (или другим) шрифтом особо значимые слова. Пользуйтесь разными цветами. Возьмите тонкие фломастеры. Пусть цвет, который вы выбрали, что-либо обозначает. Например, красный – выделение основной мысли, зеленый – выводы и др. Кроме того, можно: использовать маркеры; применять подчеркивание; заключать в рамку главную информацию; сдвигать текст конспекта по горизонтали; сдвигать текст конспекта по вертикали.

  • Слайд 22
  • Слайд 23

    Конспекты

    плановые текстуальные (из цитат) свободные тематические.

  • Слайд 24

    Плановый конспект

    Плановый конспект легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения. При этом план или специально составляется для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и короткого плана-конспекта. Самый простой конспект – схематический плановый конспект - составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе подготовки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.

  • Слайд 25

    Текстуальный конспект

    Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном, из отрывков подлинника – цитат. Текстуальные выписки могут быть связаны между собой цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора. Текстуальный конспект – прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Текстуальные конспекты целесообразно применять при изучении научных трудов, литературной критики. Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он не активизирует внимание и память. Бывает так, что учащийся или студент написал конспект, а материала глубоко не проанализировал, не запомнил содержания произведения, не усвоил его. Ему помешало автоматическое переписывание цитат.

  • Слайд 26

    Свободныйконспект

    Свободный конспект. Иногда текстуальный конспект при последующей разработке его или даже в процессе создания «переходит» в свободный конспект. Своеобразие свободного конспекта заключается в том, что он представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов; часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, в высшей степени способствует лучшему усвоению материала. Здесь вы на деле можете продемонстрировать свое умение активно использовать все типы записей: планы, тезисы, выписки.

  • Слайд 27

    Тематический конспект

    Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала) на поставленный вопрос-тему. Поэтому он получил название тематического. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он может не отображать содержания каждого из используемых произведений в целом. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. К обзорному тематическому конспекту можно отнести хронологический конспект. Как говорит само название, основное, чему посвящена вся запись, это становление хронологической последовательности событий на фоне отражения самих событий. В отличие от обзорного конспекта на эту же тему, хронологический конспект значительно более краткий.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке