Содержание
- 
              
            
Л.Н. Толстой "Акула"
Л.Н. Толстой
Урок чтения
"Акула"
 - 
              
            
Цели урока
- Образовательные:развивать технику чтения, учить составлять характеристику героя, продолжать знакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого.
 - Развивающие:развивать умение анализировать художественное произведение, развивать произвольное внимание, мыслительные операции (анализ, синтез) через составление характеристики героев.
 - Воспитательные:воспитывать интерес к чтению художественных произведений, через составление характеристики героев, воспитывать смелость, решительность.
 - Оборудование:географическая карта мира, предметные картинки с изображением корабля, пушки.
 
 - 
              
            
Л.Н. Толстой
Л.Н. Толстой
 - 
              
            
Ход урока
Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого, познакомимся с очень интересным захватывающим рассказом «Акула», автором которого и является Л.Н. Толстой.
Ход урока
 - 
              
            
Проверка домашнего задания
Проверка домашнего задания.
Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого.
 - 
              
            
Для этого вернемся к рассказу«Детство» Л.Н.Толстого.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- В какой семье рос Л.Н. Толстой? Как появились «Муравейные» братья»?
 - Прочитайте, в чем состояла тайна?
 - Как это характеризует братьев?
 - А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение?
 
 - 
              
            
Сейчас я вам расскажу про такой замечательный материк , как Африка. Слушайте внимательно.
Африка, второй по величине после Евразии материк. Его площадь 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня – Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом +20 – 25 градусов, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (10 – 16 градусов).
В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи, кроме того, у них есть много рядов острых, загнутых назад зубов.
 - 
              
            
- Африка
 - Пустыня Сахара
 
 - 
              
            
Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим как описывают Африку Толстой в своем рассказе «Акула»
Словарная работа.
Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, поучимся использовать их в речи. Для этого мы проведем словарную работу.
 - 
              
            
- Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
 - Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.
 - Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.
 
 - 
              
            
- Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.
 - Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.
 
 - 
              
            
Сейчас я прочитаю рассказ, вы меня послушайте внимательно и скажите в какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего?
 - 
              
            
Итак, в какой момент вы всего переживали за мальчиков?
- Когда заметили акулу с палубы?
 - Когда мальчики старались уплыть от акулы?
 - Когда артиллерист выстрелил?
 
 - 
              
            
Давайте потренируемся в чтении трудных слов из рассказа для того, чтобы при самостоятельном чтении вы не допустили ошибок.
1. Прекрáсный - прéкрасный – прекрасныʹй.
Топлéнной – тóпленной – топленнóй.
Послыʹшался – послышáлся – послышалсяʹ.
2. оба
закат
отставать
наперегонки
 - 
              
            
Для этого составим таблицу:
Сейчас мы будем читать рассказ по частям, отвечать на вопросы и составлять характеристику одного из героев – артиллериста.
Для этого составим таблицу:
 - 
              
            
Итак, читаем 1 часть:
- Кто герой данного рассказа?
 - Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца?
 - Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, «что вздумали» , что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали. Итак мальчики стали плавать в открытом море, на них смотрел старый артиллерист. Как вы думаете: как он относился к своему сыну? Докажите текстом.
 
Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду? Перечитайте 1 абзац. Какие авторские слова предвещали этот момент?
Читаем вторую часть:
- Как автор передает неожиданность, внезапность, появления акулы?
 - Как Толстой называет акулу?
 - Почему?
 
 - 
              
            
Итак, акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? Насколько эффективно было это решение? Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист?
Что почувствовали мальчики когда увидели акулу? А как автор это передает?
Как понимаете, «визг разбудил артиллериста, почему автор использует именно это выражение? Что автор хотел передать словами «сорвался с места?» А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии?
 - 
              
            
- Что автор хотел показать этими словами?
 - Какой из этого можно сделать вывод?
 - Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый?
 
Читаем четвертую часть:
- Почему артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками?
 - Сразу ли стало ясно помог ли артиллерист мальчикам?
 
Анализ иллюстрации.
Сейчас мы с вами поучимся анализировать иллюстрацию к тексту и выделять в ней то, что художник привнес своего.
Внимательно рассмотрите иллюстрацию на стр. 129
- Как вы думаете к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию?
 - Почему вы так решили?
 
 - 
              
            
- Как вы думаете, что художник нарисовал ориентируясь на текст произведения, а что принес своего?
 
Читаем пятую часть:
- Почему Толстой пишет, что сначала послышался тихий ропот, потом ропот стал сильнее и наконец, со всех сторон раздался громкий радостный крик?
 - Что можете в этот момент сказать об артиллеристе?
 - Что он в это время чувствовал?
 
 - 
              
            
Сейчас мы поучимся составлять характеристику героя и формировать основную мысль произведения.
- Давайте вернемся к таблице, что можете сказать об артиллеристе? Каким он был?
 - Какие черты характера помогли артиллеристу в экстремальной ситуации?
 
 - 
              
            
 - 
              
            
Домашнее задание:
В чем же тогда заключается основная мысль рассказа?
домашнее задание:
Составить план.
 - 
              
            
Подведение итогов урока:
- Есть ли в наше время необходимость в таких людях?
 - Сегодня мы прочитали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков.
 
 
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.