Содержание
-
Мастер-класс«Работа с художественным произведением на уроках ОРКСЭ как средство формирования личностных УУД»
Исмоилова Анжела Борисовна, учитель начальных классовМКОУ «СОШ №3» п. Ставропольский
-
Целью курса ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и национальных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
-
Основными задачами ОРКСЭ являются: знакомство обучающихся с основами светской этики, развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
-
Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ– культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской ) этике, основанной на конституционных правах и свободах человека и гражданина Российской Федерации. В контексте учебно-методического обеспечения преподавания ОРКСЭ культура понимается как духовное и материальное богатство, воплощённое в образе жизни народов России, российских религий, российского общества.
-
Требования к личностным УУД на уроках ОРКСЭ формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-
Требования к личностным УУД на уроках ОРКСЭ воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
-
Для формирования личностных УУД на уроках ОРКСЭ немаловажную роль играет использование литературных произведений (сказок, рассказов, стихотворений, басен, притчей), рассказывающих о людях, о жизненных ситуациях, в которые они попадают, о нравственно-этических проблемах, о жизненном выборе, который им предстоит сделать. Ситуации, описанные авторами книг, будут близки и понятны современным детям, многим из которых приходилось их переживать или быть их свидетелями.
-
Важной особенностью выбора произведений для обсуждения на уроке, является их соответствие возрастным особенностям младшего школьника. В этой связи важно, что темы уроков дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. Именно сказки по своему сюжету (борьба добра и зла) и по своей идее (победа добра), дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как: трудолюбие, доброта, способность сопереживать, готовности помогать другому.
-
Например, опираясь на содержание сказок «Морозко», «Двенадцать месяцев», у детей развиваются представления о таких нравственных качествах людей, как: трудолюбие, доброта, тактичность и т. д.
-
В русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» важное место занимает взаимодействие брата и сестры, испытание этих отношений жизненными обстоятельствами. Знакомясь со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла, добро всегда вознаграждается, а зло наказывается.
-
С идеями дружной крепкой семьи, теплых родственных отношений без которых не мыслима духовная личность, дети знакомятся на таких произведениях, как: «Еще мама» Андрей Платонович Платонов (о взаимоотношениях сына и мамы). Читая стихотворение Я. Акима «Моя родня» ребята приходят к очень важному выводу: родители, родные - самое дорогое, что есть на свете, с ними нужно дружить и ценить их дружбу.
-
На примере произведений Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского у учащихся развиваются такие важные качества, как дружба, взаимоотношения друзей. Например, рассказ «Друг детства» В. Драгунского учит верности в дружбе, даже если друг - это просто плюшевый медвежонок. Учит доброте: если мальчик сохраняет человеческое отношение к игрушке и не может этого мишку ударить, то можно не сомневаться, что он добр и в отношении к людям.
-
Рассматривая отрывок из сказочной повести Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья», обсуждаются интересные и важные для детей вопросы: что дает дружба и чего она требует от человека, как надо и как не надо общаться с друзьями, как проявлять чуткость к другу и как важно быть вежливым и тактичным. Тактичный человек знает, как поступить в той или иной ситуации, так как он воспитан и внимателен к людям. Он знает золотое правило: к людям нужно относиться так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
-
Использование притч на уроках позволяет ученикам усилить интерес к предмету, к постижению нравственного смысла религиозных преданий, заставить задуматься над содержанием нравственного опыта человечества. Притчи можно использовать как повод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения. Образы притч могут быть и примером для подражания. Притча хорошо запоминается. Полное содержание беседы вряд ли кто может пересказать. А в притче сконцентрирована суть, смысл урока. Дети, приходя, домой, рассказывают ее родным и друзьям. Если ученики ушли с занятий равнодушными, если они не сопереживали услышанному, если им не захотелось его пересказать, то вряд ли что-то доброе посеялось в их душах. Изучение притч, определение их нравственного смысла показало, что обращение к библейским и другим сюжетам позволяет взрослым и детям правильно оценить явления своей жизни.
-
Тема «Православная молитва» Личностные УУД: Способствовать формированию духовной личности ребёнка на основах религиозных ценностей. Воспитание желания быть духовно красивым человеком. 1) Чтение стихотворенияМ.Ю.Лермонтова «Молитва». В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучьи слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко...
-
2) Осмысление прочитанного: - Как вы поняли, почему стихотворение называется «Молитва»? - Какие признаки молитвы вы могли бы выделить в стихотворении? - Когда и почему лирический герой обращается к Богу с молитвой? - Какие переживания испытывает он после «молитвы чудной»? - Как вы думаете, почему? 3) Словарная работа: Благодатная – «хорошая», «несущая благо, довольство». Благодать – это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека. Благодать – это обещание спасения души. Благодатная – это сила, несущая человеку надежду на спасение, знаменует переход от тьмы к свету.
-
4) Самостоятельная работа. а) Прочитай стихотворение Константина Романова. Когда креста нести нет мочи Но если вслед за огорченьем Когда креста нести нет мочи, Нам улыбнется счастье вновь, Когда тоски не побороть, Благодарим ли с умиленьем, Мы к небесам возводим очи, От всей души, всем помышленьем Творя молитву дни и ночи, Мы Божью милость и любовь? Чтобы помиловал Господь. Ответь на вопросы: О каких молитвах идет речь в стихотворении Константина Романова? Как ты понял выражение «Когда креста нести нет мочи»? В чём упрекнул поэт нас, т. е. всё человечество и себя лично?
-
б) Прочитай внимательно христианскую притчу. Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака: - Быстрее, опаздываю на работу! И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом «трудись«. - Зачем это? – спросил он. - Для памяти – ответил рыбак. – Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться. - Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться, - человек махнул рукой, - это не обязательно. Никому это не нужно, зачем терять время на молитву.
-
- Не нужно? – переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте. - Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед. Отсюда понятно: чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках два весла: молиться и трудиться. Ответь на вопросы: Как ты думаешь, верующим ли был рыбак? А его пассажир? Аргументируй свой ответ. Чему учит эта притча?
-
в) Прочитай стихотворение А.С.Пушкина «Отче наш». Я слышал - в келии простой И как прощаем мы людей, Старик молитвою чудесной Так нас, ничтожных пред Тобою, Молился тихо предо мной: Прости, Отец, Своих детей; "Отец людей, Отец Небесный! Не ввергни нас во искушенье, Да имя вечное Твое И от лукавого прельщенья Святится нашими сердцами; Избави нас!.." Да придет царствие Твое, Перед крестом Твоя да будет воля с нами, Так он молился. Свет лампады Как в небесах, так на земли. Мерцал впотьмах издалека, Насущный хлеб нам ниспошли И сердце чуяло отраду Своею щедрою рукою; От той молитвы старика. Ответь на вопросы: Удалось ли автору отразить суть молитвы, ее детали? Какими словами поэт характеризует молитву «Отче наш»? Как вы думаете, почему именно так?
-
5) Рефлексия. Составление синквейна: 1 ряд – «молитва», 2 ряд – «талант», 3 ряд – «Лермонтов».
-
Иван Никитин «Детская молитва» Молись, дитя! Тебе внимает Творец бесчисленных миров, И капли слёз твоих считает, И отвечать тебе готов. Быть может, Ангел твой хранитель Все слёзы эти соберёт И их в надзвёздную обитель К Престолу Бога отнесёт. Молись, дитя! Мужай с годами! И дай Бог – в пору поздних лет Такими ж светлыми глазами Тебе глядеть на Божий свет.
-
Тема «Зачем творить добро?» Личностные УУД: выделение значимых качеств личности. Чтение русской народной сказки: приём «чтение с остановками». - Что могло такое произойти? - Как мог поступить дед? - Как по вашему мнению поступят животные? - Какой напрашивается вывод? - Что было дальше? - Какие присущи старухе, какие старику? Вывод: новое испытание преобразило старуху, самолюбие покинуло её. Она поняла, что значит творить добро.
-
Художественное произведение - это не только картина, но и зеркало, где можно разглядеть самого себя. Вопросы и задания побуждают маленьких читателей всматриваться в окружающую жизнь, получившую отображение в художественном произведении; приложить к себе то, что можно разглядеть в литературных персонажах; поставить себя на место какого-либо героя; мысленно перенестись в ситуацию, описанную в произведении. Таким образом, литература как искусство слова формирует духовно-нравственные ценности человека и оказывает влияние на его мировосприятие и отношение к людям.
-
Спасибо за внимание! Желаю всем творческих успехов!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.