Содержание
-
Лермонтов в воспоминаниях современников
Автор проекта: Учениця 9 А класу Панасюк Тетяни
-
Некоторые характеризуют его как человека злого, тщеславного и мстительного, с уродливым лицом и маленькими злыми глазками. Другие же видят его в совершенно ином свете. Его гений скрашивает черты лица, а сам Лермонтов становится добрым и отзывчивым.
-
Сравним
-
Например, родственник поэта М.Н.Лонгинов писал, что на портрете, написанном художником А.Челышевым, изображён истинный Лермонтов: круглое лицо, высокий лоб, добрые карие глаза, прямой нос и щёгольские усики над пухлым ртом.
-
Но разве возможно согласовать этот портрет с гравюрой художника В.А.Фаворского на дереве, где Лермонтов изображен с болезненным лицом, неправильными чертами, узеньким подбородком, коротким, вздернутым носом?
-
И не только художники, но и простые люди видели внешность поэта по-разному.
-
Современник Лермонтова, М.Е.Меликов, писал:
”Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти, умные, с черными ресницами, делавшими их ещё глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны”.
-
Даже о глазах Лермонтова во всех складывалось свое впечатление:
Одних поражали большие глаза поэта Других - выразительное лицо с необыкновенно быстрыми маленькими глазками Третьим глаза поэта кажутся большими и неподвижными Четвертые вообще считают, что у Лермонтова вместо глаз две щели, наполненные злобой и умом
-
Тот же самый Меликов пишет:
“Мужчина во цвете сил, с пламенными, но грустными по выражению глазами, приветливыми, с душевной теплотой…”
-
А, например, А.И. Тургенев считал, что его глаза никогда не смеялись, даже когда сам он смеялся. Разногласия о внешности касались не только глаз. Е.П. Ростопчиной он казался мало симпатичным, однако М.Б. Лобанов-Ростовский считает, что хоть поэт некрасив и мал ростом, у него очень милое лицо. Сардоническая улыбка, что-то зловещее и трагическое в фигуре, задумчивая презрительность, сумрачная и недобрая сила, тяжелый взор – всё это вызывало неприятное отношение у вышеупомянутого Тургенева.
-
Кстати, и Ростопчина впоследствии поменяла своё мнение. Теперь она считала, что "эта некрасивость уступила силе выражения и почти исчезала, когда гениальность преобразила простые черты его лица”.
-
характер
-
Мысли о Лермонтове
Не только внешность, но и характер современники изображают так несхоже, что временами кажется, что речь идет о двух Лермонтовых! Ростопчина упоминает в письме к Дюма, что двух дней было довольно, чтобы связать их дружбой, А.В. Васильев и А.А. Столыпин в один голос твердят про то, что поэт никогда не лгал, про то, что ложь была чужда ему, про его настойчивость и доброжелательность. Николай I думает про Лермонтова с отвращением. Двоюродный брат М.А. Пожогин-Отрашкевич говорил, что Лермонтов был добрый, чувствительный, услужливый и настойчивый.
-
А.В.Дружининупоминает, что, умея любить, Лермонтов также умел глубоко ненавидеть. Очень важно мнениеЕ.А. Сушковой, который поэт клялся в любви до того момента, как она сама в него влюбилась И ведь что странно: она считала его некрасивым, низким и самовлюбленным, и лишь из-за его характера она смогла в него влюбиться.
-
Ярче всего мы видим разногласия в отзывах современников по поводу смерти Лермонтова. “Все плакали, как малые дети”, - говорил С.А. Раевский. “Вы думаете, все плакали? – с раздражением рассказывал много лет спустя священник В.Д.Эрастов, отказавшийся совершать обряд отпевания Лермонтова. – Все радовались”. А.Я.Булгаков, А.В.Дружинин, П.А.Вяземский, В.Г.Белинский и Ростопчина сетовали о том, что он убит – и убит не черкесом, не чеченцем на войне, а убит русским на дуэли.
-
М.Ю. Лермонтов на смертном одре. 1841 г. Холст, масло. Р.К. Шведе близкий друг поэта Раевский Святослав Афанасьевич
-
Впрочем, есть книги, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую лермонтовскую характеристику. И это его сочинения, в которых он отразился весь. Читая лирические стихи и бурные романтические поэмы, драматические и прозаические произведения, такие как ”Маскарад”, “Герой нашего времени”, мы видим, что главные герои схожи с самим поэтом. Лермонтов принадлежит к числу поэтов, которых принято называть субъективными. Его произведения отражают прежде всего его собственный внутренний мир, его надежды и разочарования и частые контрастные смены душевных состояний.
-
Герои Лермонтова – часть его самого, его стихотворения – самая полная его биография. Поэтому его лучшие современники – это его книги.
-
А.А. Столыпин А.И. Тургенев М.Б. Лобанов-Ростовский Художник В.А.Фаворский
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.