Презентация на тему "Лингвистический анализ текстов русской литературы рубежа веков (19-20)на примере стихотворения И.А.Бунина «Одиночество» и рассказа «Господин из Сан-Франциско»" 11 класс

Презентация: Лингвистический анализ текстов русской литературы рубежа веков (19-20)на примере стихотворения И.А.Бунина «Одиночество» и рассказа «Господин из Сан-Франциско»
Включить эффекты
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Лингвистический анализ текстов русской литературы рубежа веков (19-20)на примере стихотворения И.А.Бунина «Одиночество» и рассказа «Господин из Сан-Франциско»"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 21 слайда. Также представлены другие презентации по литературе для 11 класса. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    21
  • Аудитория
    11 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Лингвистический анализ текстов русской литературы рубежа веков (19-20)на примере стихотворения И.А.Бунина «Одиночество» и рассказа «Господин из Сан-Франциско»
    Слайд 1

    Лингвистический анализ текстов русской литературы рубежа веков (19-20)на примере стихотворения И.А.Бунина «Одиночество» и рассказа «Господин из Сан-Франциско»

  • Слайд 2

    Цель урока :

    познакомить со спецификой идиостиля И.А.Бунина ; рассмотреть сюжетную организацию рассказа ; рассмотреть предметную детализацию бунинского текста; выявить основные мотивы и языковые средства и их репрезентации ; определить бунинскую концепцию мира и человека.

  • Слайд 3

    Прочитайте стихотворение И. Бунина « Одиночество»

    И ветер, и дождик, и мгла холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады. Я на даче один. Мне темно За мольбертом, и дует в окно. Вчера ты была у меня, Но тебе уж тоскливо со мной. Под вечер ненастного дня Ты мне стала казаться женой… Что ж, прощай! Как-нибудь до весны Проживу и один — без жены… Сегодня идут без конца Те же тучи — гряда за грядой. Твой след под дождем у крыльца Расплылся, налился водой. И мне больно глядеть одному В предвечернюю серую тьму. Мне крикнуть хотелось вослед:«Воротись, я сроднился с тобой!» Но для женщины прошлого нет: Разлюбила — и стал ей чужой. Что ж! Камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку купить.

  • Слайд 4

    Работа в группах Как представлена в тексте семантика «одиночество»?

    Рассмотрите данную семантику на уровне синтагматики (составление предложений из слов) и парадигматики (выбор одного элемента-слова из множества равнозначных )текста

  • Слайд 5

    Семантика одиночества

    представлена -в названии стихотворения -словами «один»(Я на даче один; Проживу и один..;Мне больно глядеть одному) -через семантику других слов («покинуть» , « оставить», «здесь жизнь до весны умерла», «..до весны опустели сады. «..твой след у крыльца расплылся», «..разлюбила-и стал ей чужой»

  • Слайд 6

    Работа в группах

    -группой лексики, опосредованно содержащей сему «одиночество»и выражающей «внутреннее состояние»: «Мне темно за мольбертом, и дует в окно…» «Но тебе уж тоскливо со мной…» «И мне больно глядеть одному..» «И стал ей чужой…Буду пить…»

  • Слайд 7

    -трансформацией женского образа в тексте(ушедшая возлюбленная заменяется мечтой о собаке как олицетворении преданности и верности) -условным наклонением глагола(«хорошо бы купить..»), что подчёркивает ирреальность мечты и усиливает мотив одиночества героя в настоящем.

  • Слайд 8

    Работа в группахКак представлена группа лексики «явления природы»?

    -усиливает семантику «негативное состояние» лирического «я»: «И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды»…Под вечер ненастного дня.. Сегодня идут те же тучи-гряда за грядой… И мне больно глядеть одному в предвечернюю серую тьму…»

  • Слайд 9

    Делаем выводы

    Использование эпитетов также осуществляет идею автора- показать внутреннее состояние лирического героя(тоску, одиночество). Мотив одиночества является доминирующим в стихотворении И.Бунина

  • Слайд 10

    Задание группам

    Сравните данное стихотворение (1903 г.) с другим одноимённым текстом (1915 г.) определите основные параметры сравнения(состояние лирического «Я»и героини стихотворения); функции образа собаки в тексте; наличие слов с семантикой «одиночество» и лексики, поддерживающей её. Какие ассоциации возникают у вас при прочтении этих стихотворений?

  • Слайд 11

    Домашнее задание

    Является ли мотив одиночества доминирующим в лирике И.Бунина? Докажите это, проанализировав другие тексты стихотворений.

  • Слайд 12

    Рассказ «Господин из Сан-Франциско»(вопросы для обсуждения)

    Время написания рассказа? В чём специфика названия? Какие мотивы представлены в рассказе? Какой мотив, по вашему мнению, является доминирующим и его роль в понимании смысла произведения? Какова роль семантики ключевых слов (детали) в рассказе и выражении основной идее текста?

  • Слайд 13

    Задания для работы в группах

    1группа -Пользуясь методом лингвистического комментирования и компонентного анализа, рассмотрите парадигму с общим смыслом «смерть» (совокупность слов, имеющих сходство с этим понятием) -Сделайте выводы

  • Слайд 14

    Ключ(подсказка)

    Название парохода «Атлантида»(затонувший континент) Трубные звуки(отсылка к трубам ангелов, возвещающих начало Апокалипсиса) Семантика глагола «лежать»(статального глагола),лексика (гроб, могила и др.) Окружение господина и антураж(портрет наследного принца, изображение путешествия, приезд в Неаполь, Везувий)

  • Слайд 15

    Задания для работы в группах

    2группа Выявите социальные мотивы в рассказе, используя семантику слова Атлантида, Старый-Новый свет.(см. словарные статьи) Сделайте выводы

  • Слайд 16

    Ключ(подсказка)

    Корабль «Атлантида»-некая модель государства, отсылка к мифу об «Атлантиде». Семантика верха и низа(верхняя и нижняя палуба)как образ двух миров(старого и нового). Образ Дьявола и Нового человека(сравнение) Вывод:в новой модели мироустройства нет места Богу,его место занимает человек, созданный его гордыней Дьявол,равнодушие .

  • Слайд 17

    Делаем вывод

    В новой модели мироустройства нет места Богу, его место занимает человек, созданный его гордыней Дьявол. Равнодушие окружающих к смерти господина подводит к идее текста, что человек одинок и в жизни, и в смерти. Богатство и роскошь не могут отсрочить смерть, скорее , напротив, приближают его.

  • Слайд 18

    Задания для работы в группах

    3 группа Рассмотрите фонетику текста(доминирование определённых групп гласных и их цветовое значение)

  • Слайд 19

    4 группа Рассмотрите морфологию текста (слова каких частей речи преобладают и как это «работает» на идею текста.

  • Слайд 20

    5 группа *Рассмотрите синтаксис текста (какие типы конструкций и с какой целью использует автор для создания художественных образов)

  • Слайд 21

    Подводим итоги. Рефлексия.

    Вернёмся к цели и вопросам нашего урока, сделаем выводы по проблематике и идее рассмотренных текстов. Что нужно было сделать в вашем задании Какая была цель, что нужно было получить в результате? Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? Какую ты ставишь себе отметку?

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке