Содержание
-
Лицейская Дружба.
-
Для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни. Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете "легкой поэзии" французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении "К студентам" поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного общения: Друзья, досужий час настал, Все тихо, все в покое. Скорее скатерть и бокал, Сюда вино златое! Сердце в будущем живёт, настоящее уныло!
-
В дружеской лирике также воспеваются и сентименталистские ценности. Пушкин призывал всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных призывом: Блажен, кто веселится В покое, без забот... Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей — вот что составляют, по мнению поэта, человеческое счастье. Пушкин ставит это выше общественных и государственных дел: И станут самые цари Завидовать студентам. Привычка свыше нам дана:Замена счастию она.
-
В сердечности и искренности друзей Пушкин видит самое ценное: "Он друг без этикета. Не требует привета Лукавой суеты". Это чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю жизнь. Чувство это присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэты-декабристы видели в дружбе союз людей, скрепленный одной идеей, целью. Но в лирике Пушкина высокая цель не исключает наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и отечеству. Соединение интимного чувства дружбы с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении "К Чаадаеву". Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, а именно как друга. Это подчеркнуто обращениями типа: "мой друг", "товарищ, верь". Юный Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы "третьим компонентом" в ряду "любовь и тайная свобода". В стихотворении "Послание к Горчакову" средоточием этой свободы опять становится "младых повес счастливая семья..., где ум кипит, где в мыслях волен я". Дружеское общение становится как бы почвой этой свободы. Кто жил и мыслил, тот не можетВ душе не презирать людей;
-
Но дружеские пиры происходят все реже и реже. Наступает разочарование и в гражданских идеалах. Во время южной ссылки Пушкин оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна. Романтик никогда не ищет счастья в друзьях, он порывает со своим прошлым. Малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение "Дружба". Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, что станет основным настроением его лирики. Теперь друзьями Пушкина становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что шум этот как "друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час". Уже само по себе стихотворение "К морю" является прощальным. Южные романтические настроения поэта сменяются внутренним самосозерцанием. Душевная буря сменяется гармонией и покоем. Но наследие романтического периода — свобода — не оставляет поэта. В лирике этого периода звучит тема внутренней свободы. Дружеские чувства не зависят от политики, — в них мы более свободны, чем в гражданских. В стихотворении "19 октября 1827", написанном к годовщине открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны: и те, кто на "царской службе", и те, кто в "мрачных пропастях земли". "Я гимны прежние пою", — говорит поэт в стихотворении "Арион". Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам. Он поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь "Во глубине сибирских руд...". В этом стихотворении нет ни строчки о политическом перевороте, оно целиком наполнено дружеским участием. Под мечом, упоминающимся в конце стихотворения ("И братья меч вам отдадут"), подразумевается, как мне кажется, не новое восстание, а символ дворянской чести. "Слыхал я истину бывало:Хоть лоб широк, да мозгу мало!"
-
Пушкин не разделяет политических взглядов декабристов, но душою он всегда остается с ними. Поэтому в своем посвящении юбилею Лицея в 1825 году он пишет: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа, неразделим и вечен. Но в этом стихотворении, открывающем цикл стихотворений, посвященных лицейским годовщинам, уже четко просматривается тема одиночества. Поэту больно от того, что с ним нет его друзей: Печален я: со мною друга нет, С кем долгую запил бы я разлуку. Со временем эти настроения все больше и больше завладевают поэтом, и каждое последующее стихотворение, посвященное лицейской годовщине, все более мрачно окрашено. Стихотворение 1836 года, посвященное празднованию последней в жизни Пушкина лицейской годовщины, отличается настроением "не мальчика, но мужа": Теперь не то: разгульный праздник наш С приходом лет, как мы, перебесился, Он присмирел, утих, остепенился, Стал глуше звон его заздравных чаш... В начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается с грустью потерь... Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: "И мнится, очередь за мной". Стихотворение "Чем чаще празднует лицей..." тоже наполнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив "бурь порыв мятежный", поэт возвращается к лицейской теме, но насколько иначе она звучит! Лицей становится в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья — идеальной аудиторией его поэзии, хранителями культа дружбы, как отмечают биографы поэта. Тему дружбы Александр Сергеевич Пушкин пронес почти через все свои стихотворения от юности до последнего периода жизни и творчества. Труден первый шагИ скучен первый путь.
-
Иван Иванович Пущин (1798–1859)
-
Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797–1846)
-
Антон Антонович Дельвиг (1798–1831)
-
Петр Андреевич Вяземский (1792–1878)
-
Павел ВоиновичНащокин (1801–1854)
-
Василий Андреевич Жуковский (1783–1852)
-
Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856)
-
Павел Иванович Пестель (1793–1826)
-
Иван Иванович Козлов (1779–1840)
-
Петр Александрович Плетнев (1792–1865)
-
Иван Дмитриевич Якушкин (1793–1857)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.