Содержание
-
Вклад Ломоносова М.В в развитие языкознания.
-
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765 гг.) — русский учёный, поэт, историк, просветитель, энциклопедист. Первый русский учёный-естествоиспытатель, языковед и литературовед, поборник отечественного просвещения и развития самостоятельной российской науки. Учился в Славяно-греко-латинской академии в Москве (с 1731 г.), затем в Академическом ун-те в Петербурге, с 1736 по 1741-й гг. — в Германии. В 1742 г. назначен адъюнктом АН по физическому классу, в 1745 г. стал первым русским учёным, избранным на должность профессора (академика) химии. В 1746 г. впервые в академии стал читать лекции на русском языке. В середине 40-х гг. наряду с исследованиями в области точных и естественных наук систематически занимался изучением проблем филологии.
-
Гуманитарная область занимает в творчестве Ломоносова значительное место. В ней имеет смысл выделить три основных элемента: языкознание, литературу и историю. Что касается языкознания, то его можно с полным правом рассматривать как одно из важнейших направлений научной деятельности Ломоносова.
-
В «Российской грамматике» (1755), выдержавшей пятнадцать изданий и остающейся одним из наиболее значимых источников для изучения русского литературного языка XVIII века, Ломоносов разработал понятия о частях речи, систематизировал проблемы русской орфографии и пунктуации. Это первая подлинно научная грамматика русского языка, носила нормативный характер. Она закрепляла живые нормы словоупотребления, отбрасывала устаревшие формы и конструкции. Ломоносов унифицировал орфографические правила, орфоэпические нормы, очертил морфологическую структуру русского литературного языка, разработал учение о глагольной системе. Этот труд показал, что учёный понимает язык как исторически изменяющуюся категорию.
-
«Российская грамматика» М.В. Ломоносова состоит из шести глав, или «наставлений»: «Наставление первое. О человеческом слове вообще», «Наставление второе. О чтении и правописании российском», «Наставление третие. О имени», «Наставление четвертое. О глаголе», «Наставление пятое. О вспомогательных или служебных частях слова», «Наставление шестое. О сочинении частей слова» (в последнем случае речь идёт о синтаксисе). Вопросы синтаксиса у М.В. Ломоносова наименее разработаны. Выделяются лишь правила сочетания слов по принципу согласования и управления.
-
Ломоносов – создатель теории «трёх штилей» («Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»), которая надолго определила развитие стиля русской поэзии. Он описал основные принципы взаимодействия церковнославянского и русского элементов в составе русского литературного языка, систематизировал литературные стили и жанры и установил общий принцип их взаимодействия: каждому «штилю» должны соответствовать свои жанры («высокому» – героические поэмы, оды, трагедии; «среднему» – драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии; «низкому» – комедии, эпиграммы, песни, басни)
-
В "Предисловии о пользе книг церковных в российском языке" (1758) Ломоносов поставил три проблемы: проблему сосуществования в составе литературного языка церковнославянских "обветшалых" слов и русских народных просторечных элементов; проблему разграничения литературных стилей (теория трёх штилей) и проблему классификации литературных жанров. В этом трактате проводится мысль, что основной частью русского литературного языка должна быть речь народа, из книжных источников и из церковнославянского языка в литературном должно остаться то, что понятно народу и что освоено им в процессе многовековой практики. Ломоносов высказал гипотезу об устойчивости основного словарного фонда русского языка, об особенностях его истории, о большой спаянности диалектов русского языка. Большую роль в становлении языковых норм русского национального языка сыграло собственное литературное и научное творчество Ломоносова. В своих естественнонаучных произведениях и переводах Ломоносов многое сделал для развития и становления русской научной терминологии.
-
С именем Ломоносова связан важнейший этап формирования силлабо-тонической системы стихосложения в России: в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739) он доказал, что русский язык даёт возможность писать как двусложными, так и трёхсложными размерами, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их, что силлабо-тоническое стихосложение следует распространять на стихи любой длины; именно Ломоносов создал классический русский четырёхстопный ямб.
-
Ломоносов занимался также вопросами сравнительно-исторического языкознания, он выдвинул понятие "сродственных" и "несродственных" языков, чётко определил семью славянских языков и наметил деление их на юго-восточную и северо-западную группы, отличал древнерусский язык от старославянского, занимался также вопросами лексикографии — составления словарей.
-
Ломоносов писал трагедии («Тамира и Селим», «Демофонт»), идиллии («Полидор»), поэмы («Петр Великий»), анакреонтические и сатирические стихотворения. Наибольший успех имели его опыты в жанрах торжественной и духовной оды, воспринятые многими поколениями русских поэтов как образцовые. Поэзия Ломоносова оказала влияние на Державина, Пушкина, Тютчева и многих других русских поэтов XVIII-XIX вв., а в начале ХХ века своеобразно отозвалась в творчестве Маяковского и некоторых других поэтов Серебряного века.
-
Итоги :
«Российская грамматика» Закрепляла живые нормы словоупотребления Унифицировал орфографические правила, орфоэпические нормы, очертил морфологическую структуру русского литературного языка, разработал учение о глагольной системе Разработки в синтаксической системе языка Разграничения литературных стилей (теория трёх штилей) Формирования силлабо-тонической системы стихосложения в России Развития и становления русской научной терминологии. Создал классический русский четырёхстопный ямб. Составления словарей. Трагедии , оды, стихи.
-
Спасибо за внимание!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.