Презентация на тему "Роды и жанры литературы Ломоносова"

Презентация: Роды и жанры литературы Ломоносова
1 из 6
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.5
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по литературе, посвященная литературному гению Михаила Васильевича Ломоносова. Автор рассказывает о том научном вкладе, который сделал этот гений из народа, буквально перевернув литературные уклады того времени, а также с его произведениями. 

Краткое содержание

  • Учение о «трёх штилях»
  • Типы «штилей
  • Реформа стихосложения
  • Поэтическая деятельность Ломоносова
  • Значение Ломоносова в истории литературы

Содержание

  • Презентация: Роды и жанры литературы Ломоносова
    Слайд 1

    Труды Ломоносова в области языка и литературы

    Очень важное значение имеют научные труды Ломоносова в области языка и теории поэзии Этими работами Ломоносов произвёл существенную реформу в области русского литературного языка и утвердил систему стихосложения, которая стала основной в XVIII и XIX веках и дошла до наших дней.

  • Слайд 2

    Учение о «трёх штилях» в рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке»

    К первому относятся слова, которые являются общими и для славянского и для русского языка, например: слова, рука, ныне, почитаю Ко второму принадлежат такие славянские слова, которые хотя и редко употребляются, особенно в разговорной речи, но понятны грамотному человеку, например: отверзаю,господень, насаждённый, взываю. «Неупотребительные и весьма обветшалые отсюда выключаются, напр., обаваю(очаровываю), рясны(ожерелье), овогда (иногда), свене (кроме)» К третьему относятся слова, которых нет в церковнославянских книгах, например: говорю, ручей,который, пока, лишь, т.е. слова чисто русские. От различного сочетания слов этих трех групп рождаются три «штиля» - «высокий», «средний» (Ломоносов называл его «посредственным») и «низкий».

  • Слайд 3

    Штили

    «Высокий штиль» составляется из слов первой и второй групп. Это стиль торжественный, величественный, важный. Им должно писать героические поэмы, оды, а в прозе - ораторские речи «о важных материях» «Средний штиль» должен состоять преимущественно из русских слов, т, е. слов первого и третьего рода, к которым можно присоединить слова славянские, т. е. второго рода, но делать не надо с большой осторожностью, «чтобы слог не казался надутым». Этим стилем нужно писать трагедии, стихотворные дружеские письма, элегии, сатиры, а в прозе - исторические, сочинения «Низкий штиль» состоит исключительно из русских слов, которых нет в славянском языке. Им надо писать комедии, эпиграммы, песни, а в прозе - письма, «описания обыкновенных дел»

  • Слайд 4

    Реформа стихосложения

    В 1739 году Ломоносов написал «Письмо о правилах Российского стихотворства» В нем он доказал (и теоретически, и отрывками из своих поэтических произведений), что русский язык даёт возможность писать не только хореем и ямбом, но и анапестом, и сочетанием ямбов с анапестами, и хореев с дактилями, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их Ломоносов считал, что силлабо-тоническое стихосложение следует распространять на стихи любой длины - восьмисложные, шестисложные, четырёхсложные, а не только на одиннадцати и тринадцати сложные

  • Слайд 5

    Поэтическая деятельность Ломоносова

    Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года Ода на день рождения Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, самодержицы всероссийския, 1746 года Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года «Утреннее размышление о божием величестве» (1743) Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния (1743) «Я знак бессмертия себе воздвигнул» (1747) «Ночною темнотою покрылись небеса…» (1747) «Лишь только дневной шум замолк…» (1747) Письмо к его высокородию Ивану Ивановичу Шувалову 18 августа 1750 Письмо о пользе стекла к высокопревосходительному господину генералу-поручику, действительному её императорского величества камергеру, Московского университета куратору и орденов Белого Орла, Святого Александра и Святыя Анны кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову, писанное 1752 года Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии, быв много раз прежде за тем же Гимн бороде (1757) Разговор с Анакреоном (между 1758 и 1761) Надпись к статуе Петра Великого Неоконченная героическая поэма о Петре Великом «Петрида»

  • Слайд 6

    Значение Ломоносова в истории литературы

    Ломоносов выполнил огромную работу в деле развития русского литературного языка на народной основе Ломоносов содействовал созданию русского классицизма, прогрессивного по тому времени направления, и был отцом той торжественной оды, которая после него становится популярным жанром в русской литературе XVIII – XIX века. Поэзия Ломоносова, глубоко идейная, патриотическая, граждански направленная, значительно способствовала быстрому и успешному развитию русской литературы

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке