Содержание
-
-
Средний тестовый балл в 2019 г. составил 62,9, что сопоставимо с аналогичным показателем 2018 г. (62,1). Наиболее многочисленными являются группы экзаменуемых, получивших от 41–60 и 61–80 т.б. (31,8% и 42,7% участников соответственно). Группа высокобалльников составляет около 15,5% от общего числа участников.
-
Особо следует отметить, что самый низкий процент выполнения задания 17 приходится на критерии К2 («Привлечение текста произведения для аргументации») и К5 («Соблюдение речевых норм»).
-
Своеобразным заменителем добросовестно прочитанного текста выступает шаблон, схема, некий литературный «слоган» типа «Онегин – лишний человек», «Катерина – луч света в темном царстве» и т.п. В итоге вместо глубокого, живого осмысления проблематики произведения текст развернутого ответа представляет собой сухой, схематичный отчет о непрочитанном произведении, а точнее, о прочитанном где-то разборе, кратком пересказе, комментарии к этому произведению. Результат – приведенное ниже сочинение выпускника 2019 г. на тему «Что меняется в отношении автора к Евгению Онегину в ходе развития сюжета?»
-
«Что меняется в отношении автора к Евгению Онегину в ходе развития сюжета? (приводится пример плохое сочинение)
-
КРИТИКА! НЕУДАЧНОЕ СОЧИНЕНИЕ!!! «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. Данное произведение занимает центральное место в творчестве писателя, так как несет в себе новаторский характер. А.С. Пушкин создавал роман 8 лет: с 1823 по 1831 год. В 1833 году «Евгений Онегин» вышел в свет. - НЕТ ТЕЗИСА к вопросу в теме!!!! Центральным героем является тот самый Онегин. Автор в чем-то сопоставляет себя с ним, но относится с иронией к его поступкам и всегда может указать на отличие себя с Евгением. В начале мы видим человека, уставшего от жизни, эгоиста, но хорошо образованного. Его не интересует что-то духовное, он не умеет и не хочет любить. Это видно в отношении Онегина к Татьяне Лариной, которая буквально с первого взгляда прониклась к Евгению огромной симпатией. Он же в свою очередь не знает сам, чего хочет, и отвергает Ларину. Спустя какое-то время, перебравшись в Петербург после дуэли с Ленским, Онегин встречает на балу свою старую поклонницу, но уже с мужем. Тут исчезает его черствость, и он влюбляется, говорит об этом Татьяне в своем любовном письме. Но та его отвергает, так как не способна предать семью. Она по-прежнему любит Онегина, но не позволит себе отказ от принципов. В этот момент Евгений становится лишним человеком во всей этой истории. На протяжении всего произведения хорошо прослеживается отношение автора к главному герою и его поступкам. В самом начале А.С. Пушкин описывает Онегина как типичного представителя эпохи. Он не знает в чем смысл жизни, поэтому находится в постоянном поиске. Автор показывает нам перевоплощение героя от «романтического деспота»; и, как называл его критик В.Г. Белинский, «страдающего эгоиста» и «эгоиста поневоле»; до живого человека, способного любить. Но как только Евгений таким становится – уже слишком поздно. Тем не менее Пушкин оставляет финал открытым и предлагает читателю самому додумать концовку и судьбу Онегина. Автор не осуждает поступки героя, но указывает на то, чего ему не хватает в определенных ситуациях как типичному представителю времени.
-
Эксперты: работа несет в себе все признаки схематизации материала: краткий сухой экскурс в событийную канву романа, не менее краткие выводы и, главное, отсутствие опоры на текст, читательского отношения, «подключения» к нему. Последнее сказывается и на уровне речевого оформления сочинения, соотносимого с бедностью его содержания. Формально работа ориентирована на тему, но качество текста, логика осмысления главной коллизии романа («В этот момент Евгений становится лишним человеком во всей этой истории») низводят его до уровня бытового пересказа.
-
В качестве противовеса «формалистическому» подходу к сочинению-размышлению приведем фрагмент работы «Фольклорные образы в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
-
Фольклорные образы, типичные для древнерусской литературы и присутствующие в «Песне…», напоминают о былинах про отважных богатырей. Рассмотрим главного героя – удалого купца Калашникова. Узнав о том, что честь его жены посрамлена, он тут же бросает обидчику вызов. Калашникова не беспокоит тот факт, что обидчик является царским опричником, за чьё убийство его наверняка казнят. Данные действия свидетельствуют о безграничной смелости и мужестве героя, высокой чести и благородстве. Стоит отметить еще один важный момент: когда Иван Васильевич пытается выяснить причину поединка, купец не рассказывает ему правды. Ему стыдно упоминать имя жены в таком свете, он не хочет опорочить её честь еще раз, позволив людям сплетничать и посмеиваться. Таким образом, своим поведением и характером купец Калашников напоминает славных русских богатырей. Жена Калашникова, Алена Дмитриевна, представляет собой образ истинно русской женщины, любящей матери и верной жены. Она сразу же бросилась мужу в ноги после того, что с ней случилось, и честно во всем призналась. Женщина все равно чувствует за собой некоторую вину, хотя беда произошла с ней не по её воле. Покорность и верность мужу, неумение врать – эти качества были присущи русским женщинам не только в фольклоре, но и в жизни. «Молодой опричник», посягнувший на честь и достоинство женщины, тем более замужней и имеющей детей, представляет образ злодея, быть может даже Змея Горыныча, похищавшего девиц в древнерусских легендах. Хотя в начале произведения, при прочтении диалога опричника с царем, чувствуется жалость к нему. Несчастная любовь не делала лучше жизнь ни одного человека, но тот способ, который Кирибеевич избрал для заполучения любимой во что бы то ни стало, мгновенно меняет мнение о герое. Бахвальство Кирибеевича, вседозволенность, эгоизм и безрассудная смелость стали причиной его гибели. ( Это орывок из хорошего сочинения!!!)
-
Эксперт: несмотря на частные речевые погрешности и неточность выражений, качество этого текста убеждает в том, что его автор не только знает текст произведения, но и способен рассмотреть его в определенном заданном ракурсе. Безусловно, речь идет о двух участниках экзамена с различным уровнем предметной подготовки.
-
задания 9 и 16. Среди ответов на «контекстные» задания можно встретить работы, в которых не хватает второго произведения для сопоставления (в читательском багаже экзаменуемого просто нет больше одного аналога для сопоставления). Есть и другие случаи: отвечающий проводит одно сопоставление, но другое уже дается ему с трудом. Приведем конкретные примеры:
-
9). Во многих произведениях отечественных писателей отображен конфликт между представителями разных поколений. Рассмотрим, в чем эти произведения можно сопоставить с пьесой Островского «Гроза».Например, в романе Тургенева «Отцы и дети» конфликт поколений является ключевым. Автор на примере Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова показывает идеологическое противостояние нигилистов, чьи идеи были распространены среди молодых разночинцев в период написания произведения, к аристократии. И через роман «Отцы и дети» и через пьесу «Гроза» конфликт поколений проходит красной нитью. Но в «Грозе» Островского противостояние связано с традициями, по которым жили люди, а в «Отцах и детях» - с разным мировоззрением. Также стоит отметить, что в «Грозе» конфликт поколений является неразрешимым, а в романе «Отцы и дети» Базаров к концу произведения осознает ошибочность своих идей. Конфликт между представителями разных поколений отображен и в пьесе Фонвизина «Недоросль». «Недоросль» и «Гроза» относятся к одному литературному роду, к драме. Также Митрофан и Тихон становятся недалёкими людьми по вине своих матерей. Но, в отличии от Митрофана, Тихон Кабанов представлен в пьесе «Гроза» уже взрослым человеком. Таким образом, многие писатели отображали в произведениях конфликт между представителями разных поколений, но каждый раскрывает его по-своему».
-
Эксперт: во-первых, следует сказать о неравноценном привлечении текстов, во-вторых, о слабом знании текста художественного произведения, а главное, о неумении при правильном выборе текста опереться на факты или события, соотнесенные с вопросом.Можно говорить о том, что второй текст соотнесен с исходным, но заданное в вопросе направление анализа в нем дано крайне поверхностно.
-
9). «Лопахин – и правда, человек предприимчивый. Он живет так, как ему выгодно. Как известно, где деньги – там и чиновничество, а где чиновничество – там неискренность и бесконечный обман. Купца Лопахина можно сопоставить с Хлестаковым из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Здесь предполагаемый «ревизор» демонстрирует свою предприимчивость, пользуясь случаем: путем обмана (т.е. выдачи себя за другого человека) он наживается на других чиновниках. Тем самым опускаясь до их уровня. Это можно назвать умением приспособиться к обстоятельствам и той самой предприимчивостью. В рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» герой Порфирий, узнав, что его друг детства Миша – тайный советник, резко меняет к нему своё отношение. В его поведении можно проследить то, как он принижает себя перед другом. И все это делается по причине существования того же (Р) чинопочитания. Можно прийти к выводу, что практически все богатые чиновники – предприимчивые люди. Они принижают тех, кто стоит ниже их. Именно в этом можно сопоставить их с Лопахиным».
-
Эксперт
В ответе текст одного выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания образов и микротем, а при привлечении текста другого произведения не проведено сопоставление с исходным. Работы выпускников с высоким уровнем подготовки демонстрируют понимание и качественное выполнение требований, сформулированных в задании. Приведем соответствующий пример:
-
Образы исторических личностей присутствуют во многих произведениях русской литературы. Мы можем вспомнить роман – эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир», поэму А.С.Пушкина «Медный всадник» и его же роман «Капитанская дочка». «Капитанскую дочку» можно сопоставить с «Медным всадником», потому что в обоих этих произведениях образы исторических личностей двойственные, неоднозначные. В «Медном всаднике» мы видим Петра I в качестве героя. С одной стороны, правитель восхваляется Пушкиным, с другой – осуждается. Пушкин уважает и одобряет намерения Петра «дать отпор» соседям и «в Европу прорубить окно». Пушкин буквально признается в любви к городу, который построил правитель: «Люблю тебя, Петра творенье». Но во второй части поэмы Петр I предстает совершенно иначе: «высокомерным и надменным человеком, которого не волнует судьба «маленьких людей». Так же неоднозначен и образ Пугачева: он зачинщик восстания, в ходе которого погибло очень много людей, поэтому его можно считать отрицательным героем, однако, с другой стороны, Пугачев справедлив, помогает Петру и Маше. Более того, он, зная, что его ждет смерть, не теряет свою честь, не унижается ни перед кем. Разница образов в том, что Пугачев напрямую принимает участие в событиях, взаимодействует с героями, а Петр I – нет. Евгений говорит с памятником Петру, а памятник же «гонится» за потерявшим рассудок героем. Пушкин использует элементы фантастики для создания образа Петр I. «Капитанскую дочку» можно сопоставить и с романом – эпопеей Л.Н. Толстого «Война и мир», потому что в обоих произведениях герои - исторические личности, влияют на судьбы центральных персонажей. Так, в «Войне и мире» князь Андрей Болконский хотел быть похожим на Наполеона Бонапарта, мечтал о своем «Тулоне», поэтому пошел в действующую армию. Более того, осознав, как Наполеон жалок, Болконский изменился, перестал быть эгоистичным, превратился в человека, который хочет защищать свою Родину. Так и Пугачев оказал большое влияние на судьбу Гринева: сначала он спас ему жизнь, потом – помог вызволить Машу Миронову из плена. Как и отношение князя Андрея к Наполеону, отношение Гриневу к Пугачеву меняется: после вторжения Пугачева в Белогорскую крепость Гринев ненавидел его, а к концу произведения мы видим, что Петр уважает и жалеет восставшего.
-
Эксперты справедливо оценили данный ответ высшим баллом: автор работы сумел многоаспектно сопоставить выбранные им для анализа произведения, продемонстрировав при этом хорошее знание их проблематики. ЕГЭ по литературе – экзамен по выбору, а значит, выбирать его должны соответствующим образом подготовленные выпускники.
-
Как получить высокие баллы на ЕГЭ по литературе
Прежде всего нужно освежить знание произведений. Для того чтобы ответ по литературе был глубоким и полноценным, надо хорошо знать текст: сюжет, особенности образов героев, может быть, короткие, но яркие цитаты, характеризующие их.
-
Особые пожелания — учить стихи. Пусть не целиком, важно выучить хотя бы отдельные строфы стихотворений, даже строки, чтобы на экзамене аргументированно отвечать на поставленные вопросы, держать в голове этот материал для анализа.
-
На экзамене в ответе на вопрос нужно писать не то, что хочется сказать по этому поводу, а ровно то, что прописано в вопросе. Надо хорошо знать направление заданий, критерии оценивания по каждому из них и внимательно читать формулировку. Очень часто вопрос — это подсказка к ответу. =ДАЙ ПРЯМОЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС! Вы перестали, девочки, ЭТО ДЕЛАТЬ!!!
-
Например, тема сочинения звучит так: «Какую роль играют монологиЧацкого для раскрытия образа героя?» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»). Очень часто выпускники видят, что в теме обозначен образ Чацкого, и пишут всё, что они могут сказать о герое, забывая, что формулировка на самом деле довольно сложная, литературоведческая. Она предполагает раскрытие такого термина, как «монолог», и задача — показать, как монолог в качестве одного из средств создания образа способствует раскрытию героя. Если ребёнок упустил этот нюанс в формулировке темы, то потеряет баллы уже по первому критерию. Поэтому нужно очень внимательно отнестись к выбору темы, найти ту, которая будет максимально понятна и по которой легко ориентироваться в тексте произведения.
-
Бывают очень интересные работы, которые показывают неординарную, яркую личность, и их всегда интересно читать, но важно при этом вписаться в критерии, по которым работы оцениваются. На экзамене нужно играть по правилам, чтобы иметь возможность поступить в вуз и реализовывать там свои творческие планы.
-
Сочинение по литературе — это мини-научное высказывание, где самое главное не презентовать себя и свою оригинальность, а показать, как ты умеешь выявлять авторскую позицию. Для этого надо хорошо знать эпоху, к которой принадлежал автор произведения, особенности художественного метода, в котором писатель себя проявлял, знать традиции, которым он следовал, и т. д. Здесь задача — показать свое умение понимать другого.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.