Презентация на тему "«Листок», «Утес»"

Презентация: «Листок», «Утес»
Включить эффекты
1 из 67
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.8
20 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Листок", "Утес" представляет краткий анализ поэтического текста, образы лирических героев, особенности лексики стихотворения, изобразительно-выразительные средства, мотивы одиночества, странничества, обобщение информации и лексическое значении.

Краткое содержание

  1. Поэтическая разминка
  2. Узнай стихотворение
  3. Лексическое значение
  4. М.Ю.Лермонтов
  5. Цели урока
  6. Словарная работа
  7. Эпиграф
  8. Терминологический диктант
  9. Особенности лексики стихотворения

Содержание

  • Презентация: «Листок», «Утес»
    Слайд 1

    «Листок», «Утес»

    Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова.

  • Слайд 2

    Поэтическая разминка

    - прочитайте строчки,- назовите автора- название стихотворения

  • Слайд 3

    1. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом2. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна.3. Выхожу один я на дорогу…

  • Слайд 4

    4. Но остался мокрый след в морщине

    Старого утёса. ОдинокоОн стоит, задумался глубоко.

  • Слайд 5

    Узнай стихотворение

    5. Один и без цели по свету ношуся давно я6.“На севере диком стоит одиноко..."7. Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить…

  • Слайд 6

    Лексическое значение

    • Одиноко
    • одинокий
    • один
    • одиночество
  • Слайд 7

    М.Ю.Лермонтов

    Автопортрет (в мундире Нижегородского драгунского полка).

    Акварель. 1837 г.

  • Слайд 8

    (в вицмундире лейб – гвардии Гусарского полка).

    Художник Ф.О.Будкин 1834 г.

  • Слайд 9

    (в вицмундире лейб – гвардии Гусарского полка).

    Художник Ф.О.Будкин 1834 г.

  • Слайд 10

    Проверка ДЗ

    • Что же было задано на сегодня?
    • Кто желает продекламировать стихотворение «Тучи»?
  • Слайд 11

    Цели урока

    - выявить ключевые образы стихотворений- роль изобразительно-выразительных средств языка- дать интерпретацию поэтического текста

  • Слайд 12

    - попытка проникнуть в творческую лабораторию- сформулировать авторскую позицию и свое отношение к ней

  • Слайд 13

    Словарная работа

    • Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.
    • Лейтмотив – основной мотив, главный, ведущий в произведении.
  • Слайд 14

    Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова:

    • мотивдействия и подвига;
    • мотив странничества;
    • мотивизгнанничества;
    • мотивсна;
    • мотивпамяти и забвения;
    • мотив одиночества…
  • Слайд 15

    Тема урока:

    «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова».

  • Слайд 16

    Эпиграф

    • И скучно, и грустно, и некому руку подать.В минуту душевной невзгоды…

    М .Ю.Лермонтов

  • Слайд 17

    Никто не дорожит мной на земле;И сам себе я в тягость, как другим.Тоска блуждает на моём челе,Я холоден и горд,И даже злым в толпе кажусь…(М. Ю. Лермонтов)

  • Слайд 18

    Терминологический диктант

    • Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.
    • Необычный порядок слов в предложении.
    • Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли.
    • Повторение однородных согласных звуков.
    • Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
    • Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления.
    • Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов.
  • Слайд 19

    «ключ»

    • Композиция.
    • Инверсия.
    • Антитеза.
    • Аллитерация.
    • Эпитет.
    • Олицетворение.
    • Метафора.
  • Слайд 20

    Краткий анализ поэтического текста

    • Какова композиция стихотворения?
    • Как называется противопоставление образов, настроений?
    • Для чего автор именно так выстроил композицию?
    • Каков мотив?
    • Какие тропы использует автор для раскрытия мотива?
  • Слайд 21

    «Утес»

    Ночевала тучка золотаяНа груди утёса – великана,Утром в путь она умчалась рано,По лазури весело играя;Но остался влажный след в морщинеСтарого утёса. ОдинокоОн стоит, задумался глубоко,И тихонько плачет он в пустыне

  • Слайд 22

    Творческая лаборатория

    • «…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…» Велимир Хлебников
  • Слайд 23

    Образы, характеры героевлирических героев

    - Какие качества, свойства олицетворяют образы тучки и утеса?

  • Слайд 24

    Качества, свойства

    • «Тучка», – воплощение легкости, легкомыслия, беспечности, беззаботности
  • Слайд 25

    Роль эпитетов

    - Какова роль эпитетов в стихотворении?

  • Слайд 26
    • Эпитет «золотая» придает образу привлекательность, подчеркивает красоту.
    • Эпитет «старый» одухотворяет образ, придает ему основательности, мудрости.
  • Слайд 27

    «Утес»

    • «Утес» – воплощение мощи, суровости, одиночества, неприступности, неподвижности
  • Слайд 28

    Энциклопедическая страничка

    Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар., возвыш.); природная светло – синяя краска, оттенок синего цвета.

  • Слайд 29

    О цвете

    • Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину.
    • В христианской культуре синий цвет ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной.
    • У многих народов он символизировал небо и вечность.
    • Как правило, романтики с синим цветом отождествляли свои мечты и тоску по неземному идеалу.
  • Слайд 30

    Образы, герои, характеры

    • КАК СООТНОСЯТСЯ ЭТИ ОБРАЗЫ, ТО ЕСТЬ КАКОВЫ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ?
    • МОГУТ ЛИ «ТУЧКА» и «УТЕС» БЫТЬ ВМЕСТЕ?
  • Слайд 31

    «Тучка» и «утес»

    • Две противоположные стихии, это определяет невозможность их соединения, подчеркивается одиночество старого утеса. С помощью антитезы подчеркивается основной мотив стихотворения – мотив одиночества.
  • Слайд 32

    Позднее творчество

    • «Листок» 1841 год
  • Слайд 33

    Мироощущение двух поэтов

    - Каким настроением проникнуто стихотворение?

    - В чем различия между настроением стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и стихотворения Лермонтова «Листок»

  • Слайд 34

    Композиция

    - Как построено это стихотворение?- Какова композиция стихотворения?- Сколько строф в стихотворении?

  • Слайд 35

    Антитеза

    - стихотворение построено на антитезе.

    Противопоставление – антитеза – оборот речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера лирических героев.

  • Слайд 36

    Композиция

    • Первая строфа рассказывает о судьбе гонимого «жестокою бурей» листка
    • Вторая – о благополучном «райском» существовании молодой чинары
    • Третья и четвертая - диалог
  • Слайд 37

    Особенности лексики стихотворения

    • В чем особенности лексики стихотворения и каково ее значение?
  • Слайд 38

    Листок

    • « оторвался от ветки родимой
    • « жестокою бурей гонимый»
    • « засох, увял он от холода, зноя и горя»
    • « приюта молит»
    • « странник прижался»
    • « бедный листочек»
    • « до срока созрел»
  • Слайд 39

    Изобразительно - выразительные средства языка

    - Найдите изобразительно - выразительные средства языка и определите их роль в раскрытии авторской позиции?

  • Слайд 40

    Листок

    • « оторвался от ветки родимой - олицетворение
    • « жестокою бурей гонимый» - олицетворение
    • « засох, увял он от холода, зноя и горя» - метафора
    • « приюта молит» - олицетворение
    • « странник прижался» - олицетворение
  • Слайд 41
    • «докатился до Черного моря»
    • «вырос в отчизне суровой»
    • «один и без цели»
    • «пришелец»
  • Слайд 42
    • Погибающий
    • Бесприютный
    • Страдающий
    • Одинокий
    • Несчастный
    • Одиночество
  • Слайд 43

    Чинара

    • «молодая», « с ней шепчется ветер»
    • «ветви лаская»
    • «поют ей райские птицы»
    • «листья изумрудные»
  • Слайд 44

    Изобразительно - выразительные средства

    - Назовите изобразительно- выразительные средства языка и их роль в раскрытии авторской позиции ?

  • Слайд 45

    Творческая лаборатория

    • «молодая» - эпитет
    • «с ней шепчется ветер» -олицетворение
    • «ветви лаская» -олицетворение
    • «поют ей райские птицы» - олицетворение
  • Слайд 46

    Изобразительные средства

    • «Листья изумрудные» - эпитет
    • «сынам свежим» - метафора
    • «солнцем любима» - олицетворение
  • Слайд 47

    Чинара

    • Бесчувственная
    • Самовлюбленная
    • Самодовольная
    • Равнодушная
    • Радость бытия. Счастливая.
  • Слайд 48

    Листок и чинара

    • Противопоставлены бесприютное одиночество, скитальчество в образе дубового листка и спокойное самодовольство в образе красавицы - чинары.
  • Слайд 49

    Аллегория

    • Образ листка - это аллегория.
  • Слайд 50
    • Иносказание.
    • Выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения).
  • Слайд 51

    Краткий анализ поэтического текста

    • Какова композиция произведения (каково его построение)?
    • Какие тропы используются М.Ю.Лермонтовым в данном стихотворении?
    • Каков мотив стихотворения?
  • Слайд 52
    • Как показаны одиночество и бесприютность героя?
  • Слайд 53

    Инверсия - обратный порядок слов

    • « оторвался от ветки родимой
    • « жестокою бурей гонимый»
    • « засох, увял он от холода, зноя и горя»
  • Слайд 54

    Инверсия

    • « приюта молит»
    • « бедный листочек»
    • « до срока созрел»
    • « докатился до Черного моря»
  • Слайд 55

    Ключевые слова

    • Значимые слова вынесены в конец строки и зарифмованы
  • Слайд 56

    Стихотворение «Листок»

    • Стихотворение пронизано чувством тоски и одиночества. Образ листка, гонимого бурей, был для Лермонтова символом судьбы политического изгнанника и напоминал читателю о судьбе самого поэта.
  • Слайд 57

    Значение образа моря

    - Что символизирует море?- Почему чинара отказывается приютить странника?- Какие мотивы звучат в этом стихотворении»

  • Слайд 58

    Море

    • Море символизирует край света, оно сулит гибель листка
  • Слайд 59

    Мотивы одиночества, странничества

    - В каких стихотворениях М.Ю.Лермонтова мы можем увидеть мотивы одиночества и странничества?

  • Слайд 60
    • «Парус»
    • «Тучи»
    • «На севере диком»
    • «Утес»
  • Слайд 61

    Литературная гостиная

  • Слайд 62

    Обобщение информации

    • Чем вы сегодня пополнили свой «багаж знаний»?
    • С каким новым термином познакомились?
    • Каков же лейтмотив произведений М.Ю.Лермонтова, изученных сегодня?
    • Что удалось повторить, закрепить?
    • Каково ваше впечатление от сегодняшнего урока?
    • На сколько каждый из вас поработал?
  • Слайд 63

    Лексическое значение

    • Одиноко
    • одинокий
    • один
    • одиночество
  • Слайд 64

    Домашнее задание:

    • Выучить наизусть стихотворение «Утёс» (с.168), проиллюстрировать его; « Листок»- выразительное чтение.
    • Повторить литературоведческие термины.
    • Инд..: подготовить сообщение о пребывании М.Ю. Лермонтова на Кавказе. ( Лене)
  • Слайд 65

    Индивидуальное творческое задание:

    Кириллу, Рите

    – Напишите сочинение - миниатюру на тему: «Что произошло с дубовым листком после встречи с чинарой?»

  • Слайд 66

    Индивидуальное творческое задание: (Наташе)

    - проиллюстрировать судьбу дубового листка после встречи с чинарой

  • Слайд 67

    Значение эпиграфа

    Никто не дорожит мной на земле;И сам себе я в тягость, как другим.Тоска блуждает на моём челе,Я холоден и горд,И даже злым в толпе кажусь…

    (М. Ю. Лермонтов)

Посмотреть все слайды

Конспект

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Теоретическое обоснование

1.Организационный

момент.

(0,5 мин.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличие необходимых принадлежностей.

(1 слайд с музыкальным сопровождением)

Наша речь полна величья, гордой простоты,

В ней прекрасных слов богатство, сила красоты.

Потому поэта слушай, будь прилежен впредь,

Чтоб могучей русской речью, хорошо владеть.

- Сегодня на уроке литературного чтения мы будем слушателями, художниками, исследователями.

Самопроверка.

Дети слушают учителя и музыку П. И. Чайковского: «Времена года».

Воспитание культуры учебного труда, дисциплины.

Цель: Организация внимания. Быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Положительный эмоциональный настрой детей на серьёзную, вдумчивую работу в доброже-

лательной обстановке.

Мотивация на рабочий ритм.

2. Проверка

домашнего

задания.

(7 мин.)

2.1 Речевая разминка.

(2 слайд)

- Для чего проводим речевую разминку?

-Прочитайте скороговорку 3 раза, каждый раз быстрее, чем предыдущий:

Ляля – плакса,

В тетради – клякса.

На горе, на горке

Горько ревёт Егорка.

-Прочитайте эти же скороговорки с вопросительной и восклицательной интонацией.

2.2 Выразительное чтение стихотворений А.А.Блока.

-Что было задано на дом?

(3 слайд)

-Приготовили оценочные листочки №1.(Прилагаются)

Опрос домашнего задания. (3 ученика)

-Молодцы.

Научиться правильно и чётко говорить.

Дети читают хором.

-Выразительное чтение стихотворений А.А.Блока: «Сны», «Ветхая избушка», «Ворона».

Три ученика читают эти стихи

Дети оценивают чтение, высказывают свои мнения.

Цель: Совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции, для отработки правильной артикуляции гласных и согласных.

Цель: Установление правильности и осознанности выполнения дом. задания, выявление пробелов и их коррекция, совершенствуя при этом ЗУН.

Сочетание контроля, самоконтро- ля и взаимоконтроля.

Похвала повышает интерес к дальнейшей деятельности.

3. Актуализация

знаний.

(3 мин.)

4.Тема и цель урока.

Мотивация: для

чего?

(2 мин.)

- Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов начала xx века. Имя поэта одного из самых известных и любимых не только в нашей стране, вы должны угадать сами, послушав о нём стихотворение.

- Если вы сомневаетесь в своём ответе, то можете посоветоваться тихонечко с соседом.

(4 слайд с музыкальным сопровождением)

В этом имени слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёз и синь-рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут - ………….

Всей России встают черты…(Н.Браун)

(5 слайд)

- Сегодня на уроке мы прикоснёмся к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого вы уже были знакомы.

-Вспомните, какие стихи С. Есенина мы уже читали и учили наизусть?

(6 и 7 слайд)

- Русский народный поэт родился в 1895 году под Рязанью, в селе Константиново, на берегу красивой реки Оки.

- Ребята, почему в народе этого поэта называют «певцом русской природы»?

- В раннем детстве полюбил С.Есенин родную русскую природу. Он чувствовал себя частью этой природы и

воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Они очень мелодичны и многие из них композиторы положили на музыку. И сейчас они звучат как песни.

- Перед вами выставка книг С.Есенина. В них напечатаны великолепные стихи о природе, о Родине. Советую взять и почитать.

(8 слайд)

- Какое растение изображено на этом слайде?

Одна из первых я цвету

В садах стою я вся в цвету

И белый мой наряд,

И горький запах всех влечёт:

-Гляди, черёмуха цветёт!-

Все люди говорят.

- Как выяснили учёные, этот аромат убивает микробов. Поэтому чтобы сделать питьевой не очень чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую веточку черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.

- Давайте попробуем сформулировать тему урока.

(9 слайд)

- Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

- Для чего вам это нужно?

- Итак, что нужно знать и уметь по теме урока?

(10 слайд)

Знать:

содержание стихотворения «Черёмуха»;

правила выразительного чтения.

Уметь:

выразительно читать стихотворение;

отвечать на вопросы;

рисовать словесные картины;

работать самостоятельно и в группах.

Дети слушают учителя и музыку П. И. Чайковского: «Времена года».

Самоосмысление.

(«Сергей Есенин»)

«Ночь», «Берёза», «Поёт зима, аукает…» и др.

Есенин в своих произведени-

ях воспевал красоту русской

природы.

Дети рассматривают выствку.

Черёмуха.

Дети слушают.

Самоосмысление.

С.Есенин: «Черёмуха».

Научиться выразительно читать, находить в стихотворении красивые слова. Узнать, почему Есенин написал это стихотворение.

Чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и чтобы приятно было слушать другим.

Читают хорошо читающие дети.

Цель: Обеспечение стимулирова -ния и мотивации, актуализация опорных знаний и умений.

Создание проблемной ситуации

активизирует детей на восприятие нового материала, развивает творческое мышление.

Метод стимулирования и мотивации.

Операционный компонент УД (развитие операций логического мышления: анализа, сравнения, синтеза, обобщения).

Регулирующий компонент УД (развитие самооценки и самоконтроля на основе взаимооценки и взаимоконтроля, развитие итогового самоконтроля.

Красивая мелодия развивает эстетический вкус. Межпредметная связь приобщает к искусству.

Стихотворная форма создаёт благоприятный фон, а так же несёт заряд занимательности.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятель- ности на основе опорных знаний.

Словесный и наглядный методы обучения.

ИКТ активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, воображение.

Метод наблюдения и анализа произведений.

Метод стимулирования интереса к учению.

Привитие интереса к творчеству

писателя.

Цель: Обеспечение мотивации. Организовать и направить к цели учебно-позновательную деятель- ность учащихся.

Межпредметная связь.

Мотивационный компонент УД.

Развитие познавательной мотивации через эмоционально-социальную мотивацию.

Постановка перед учащимися проблемной ситуации.

Операционный компонент УД.

Развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность.

Метод – беседа.

Беседа способствует активизации умственной работы учащихся, поддержанию внимания, интереса к теме урока.

Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

Операционный компонент УД:

чёткая постановка перед учащимися учебной проблемы.

Формируется умение выделять и удерживать те учебные задачи, которые необходимо решить на уроке.

Регулирующий компонент УД.

Отработка планирующего самоконтроля (умение планировать свою деятельность).

5. Усвоение новых знаний и способов действий.

(10 мин.)

5.1 Погружение в урок.

(11 слайд)

- Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое – голубое, воздух – прозрачен, чист, влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черёмухи.

5.2 Визуализация. Первичное чтение учителем.

- Стихотворение Есенина «Черёмуха» мне очень понравилось своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое.

- Сейчас я буду читать стихотворение, а вы закройте глазки, можете лечь на парту и постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

(Учитель читает стихотворение под музыку)

5.3 Обмен впечатлениями.

- Скажите, какой увидел черёмуху поэт? Поделитесь своими мыслями.

- Какое настроение хотел передать нам Есенин? Выберите. Обоснуйте свой выбор.

(12 слайд)

ликующее

восторженное

шутливое

печальное

весёлое

праздничное

радостное

спокойное

грустное

мечтательное

- Какие чувства возникли в вашем сердце?

(13 слайд)

изумление

спокойствие

радость

сожаление

восторг

печаль

ликование

грусть

- Что отражают лирические стихи?

- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?

- Какие краски вы бы использовали, чтобы передать на картине это настроение?

5.4 Самостоятельное чтение стихотворения.

- Открываем учебники на странице 56.

- Вспомним правила выразительного чтения.

(14 слайд)

читайте медленно. Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины;

после каждой строчки надо делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания;

постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

- Читаем в полголоса и отмечаем непонятные слова и выражения.

5.5 Физкультминутка. (15 слайд)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем. Поморгаем.

И работать начинаем.

5.6 Чтение стихотворения в слух.

- Кто попробует прочитать стихотворение выразительно, с паузами.

Дети слушают.

Самоосмысление.

Дети слушают учителя и музыку П.И. Чайковского:

«Симфония №2».

Самоосмысление.

Дети делятся мыслями.

Радостное, ликующее, весёлое, восторженное т.к. начинается весна, природа просыпается и это всё радует поэта.

Самоосмысление.

Радость, изумление, восторг, ликование.

Самоосмысление.

Лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.

Дети рисуют словесные картины.

Белую, светло-зелёную, голубую, жёлтую, светло-коричневую.

Дети слушают.

Дети читают самостоятельно и работают с карандашом.

Дети выполняют физкультминутку совместно с учителем.

Самоутверждение.

Читают 1-2 ученика.

Учащиеся высказывают свои мнения, пожелания, советы.

Цель: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Мотивационный компонент УД:

создать соответствующую эмоциональную атмосферу.

Принцип целенаправленности.

Обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению.

Снятие мышечного напряжения, утомления.

Эмоциональное восприятие художественного произведения.

Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Операционный компонент УД:

развитие логического мышления (анализа, сравнения, синтеза, обобщения); умение делать выводы и заключения.

Операционный компонент УД (развитие логического мышления, умение делать выводы и заключения).

Учить детей представлять в своём воображении картины природы.

Развитие коммуникативной культуры учащихся, умение слушать друг друга.

Принцип внимательного отношения к тексту.

Формирование навыка самостоятельного чтения.

Самостоятельная деятельность учащихся, выполняет важную воспитательную функцию: приучает учащихся к сам. работе без учителя, выполнению заданий без побуждения и контроля и идет отработка способа действия (совершенствуется навык выразительного чтения0.

Снятие мышечного напряжения, переутомления, поднятие эмоционального тонуса.

Регулирующего компонента УД:

Развитие самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки.

6. Закрепление

знаний и способов

действий.

(10 мин.)

6.1 Работа по развитию речи.

- Какие непонятные слова вам встретились?

(16 слайд)

(толкование непонятных слов по словарю Ожегова)

роса медвяная - ароматная, с запахом мёда;

зелень пряная – с острым, ароматным запахом;

проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля;

волна гремучая – издающая громкие звуки;

обдаёт – обливает со всех сторон;

вкрадчиво – осторожно; тихо;

под кручею – под обрывом.

6.2 Анализ лирического стихотворения.

- Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?

- Выберете ответы.

(17 слайд)

чтобы сообщить о том, что расцвела черёмуха;

чтобы передать свою радость;

чтобы привлечь внимание к красоте природы;

чтобы вызвать взаимное сопереживание.

6.3 Работа над литературоведческими понятиями.

- Чем привлекла внимание поэта черёмуха?

- Какие слова помогли поэту создать яркую картину сияющего денька?

- Но Есенин хотел, чтобы мы не только увидели, но и почувствовали, - «представили запахи».

- Какими словами поэт говорит о запахах?

- Какой приём использует поэт?

(18 слайд)

- Зачем Есенин использует эпитеты?

- Придумайте свои эпитеты к слову черёмуха.

.

- А теперь обратите внимание на словосочетания: «сияет зелень в серебре», «зелень горит».

- Как называется этот приём?

(19 слайд)

Да, поэт уловил сходство между предметами и передал его с помощью переносных значений.

- Ребята, черёмуха это центральный или второстепенный образ в стихотворении?

- Докажите.

- Прочитайте строчки к этой иллюстрации.

- О ком можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит?

- Какой приём использует поэт?

(20 слайд)

- Какой образ олицетворяет черёмуха?

- А кто в стихотворении представляется юношей?

- Найдите строчки и прочитайте.

- Найдите строчки, где есть и олицетворение и сравнение.

- Вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов: расцвела, завила, сияет, струится, стоит, горит, обдаёт, поёт.

Дети сначала сами пытаются объяснить значение непонятных слов и выражений, а затем видят объяснение слов по словарю Ожегова.

Самоосмысление.

Дети выбирают ответы.

Своей необыкновенной красотой.

Ветки золотистые, ручей серебряный.

Душистая, медвяная, пряная.

Эпитеты.

Эпитеты делают нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной.

Пушистая, белоснежная,

Весёлая, весенняя.

Метафоры.

Дети решают проблему.

Название и иллюстрация.

Выборочное чтение.

О девушке.

Олицетворение.

Образ красивой, кудрявой девушки.

Ручей.

Выборочное чтение.

«Ветки золотистые, что кудри завила»

Цель: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Глубокое понимание текста через практическую деятельность.

Постановка проблем, активизация познавательной деятельности учащихся.

Операционный и регулирующий компонент УД (развитие логического мышления, развитие контроля и самоконтроля, обратная связь).

Расширение кругозора.

Обогащение словарного запаса.

Развитие зрительно - слухового восприятия.

Создание проблемной ситуации:

углубить восприятие произве-дения, освоение идеи произве-дения.

Операционный компонент УД.

Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями.

Формируется умение анализи-ровать поэтический текст, умение видеть образные языковые средства художественной выразительности.

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний.

Операционный компонент УД :

развитие логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), умение делать выводы и заключения.

Форма работы - беседа.

7. Обобщение

изученного

материала.

(7 мин).

7.1 Осмысление. Выводы.

- Итак, какие приёмы использует поэт, чтобы мы смогли представить картину: почувствовать, увидеть, услышать?

- Только ли о природе это стихотворение?

7.2 Коллективное чтение стихотворения. Работа над выразительностью.

- Как будем читать это стихотворение: быстро или медленно неторопливо?

- Какие строчки, по вашему мнению, можно читать чуть быстрее?

-Давайте попробуем прочитать вместе.

7.3 Самостоятельное чтение.

- Предлагаю поработать в парах используя памятку.

(21 слайд)

Памятка:

правильно ставь ударение;

соблюдай паузы;

выбери силу голоса;

определи темп;

читай эмоционально;

покажи интонацией своё отношение к произведению.

Оцени товарища!

- Кто желает прочитать стихотворение? (используем элемент конкурсного чтения)

-В исполнении какого ученика передалась мелодия стихотворения?

Дифференцированное задание.

(Детям раздаются карточки с вопросами по уровням сложности. Они сами выбирают уровень сложности.)

(Вопросы прилагаются)

-Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок? (2 уровень)

-Можете ли вы определить характер музыки, которая могла бы сопровождать это стихотворение? (3 уровень)

- Прочитайте понравившиеся строки. (1 уровень)

-С каким чувством надо читать стихотворение?

(2 уровень)

-Что удивляет автора? (3 уровень)

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья. О том, что всё живое наполнено любовью: и природа и люди.

Медленно неторопливо, с любованием.

Про ручей.

Совместное хоровое чтение.

Работают самостоятельно используя знания по теме.

Самоутверждение.

Учащиеся высказывают свои мнения, пожелания, советы.

Работают самостоятельно, опираются на знания по теме.

Природа.

Лирическая песня.

Дети читают.

Радости, восторга.

Красота природы.

Цель: Обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения.

Операционный компонент УД.

Умение сделать логические выводы.

Принцип целостности.

Совершенствуется навык выразительного чтения.

Организация самостоятельной работы школьников, формирование у учащихся навыков самообразования

Принцип внимательного отношения к тексту.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний. Формируются навыки самообразования.

Дифференциация по степени сложности даёт возможность отработать учащимся разных групп различные виды самоконтроля, самооценки на основе взаимоконтроля и взаимооценки – регулирующий компонент УД.

8. Домашнее задание.

(1 мин.)

9. Подведение

итогов.

(2.5 мин.)

(22 слайд)

(Дети выбирают)

Выучить наизусть стихотворение Есенина «Черёмуха»;

Нарисовать картины, которые возникли в вашем воображении;

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

Что на вас произвело большее впечатление?

Какие задания вам показались наиболее интересными?

Для чего нужна такая работа со стихотворением?

Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

Дети выбирают, записывают в дневник.

Самоосмысление.

Ответы детей.

Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Дифференцированный подход к домашнему заданию. Принцип учёта потребности ребёнка.

Цель: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Операционный компонент УД.

Создаю ситуацию успеха. Подведение итогов помогает учащимся глубже осознать своё продвижение вперёд, осмыслить свои достижения и проблемы.

10. Рефлексия .

(2 мин.)

- Взяли оценочные листы №2. (Прилагаются)

Раскрасьте тот листочек, кем вам больше понравилось быть: слушателями, художниками, исследователями.

- Среди нас есть и внимательные слушатели, и талантливые художники, и любознательные исследователи.

- А теперь раскрасьте один из листочков: стихотворение Есенина вам понравилось, не понравилось или вы сомневаетесь.

- И в заключении (звучит тихая музыка и горит свеча).

У русских людей есть традиция: «Всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча». Пожелайте в душе самым близким, дорогим и любимым людям, того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё. И пусть всё задуманное сегодня исполнится.

Мне было очень приятно сегодня работать с вами.

(23 слайд: «Спасибо за работу»)

Самореализация.

Самостоятельно раскраши-вают листочки

Дети слушают музыку и загадывают желания.

Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельнос- ти, общения).

Регулирующий компонент УД:

Развитие самоконтроля и самооценки.

Урок заканчивается на эмоциональном подъёме.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Теоретическое обоснование

1.Организационный

момент.

(0,5 мин.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличие необходимых принадлежностей.

(1 слайд с музыкальным сопровождением)

Наша речь полна величья, гордой простоты,

В ней прекрасных слов богатство, сила красоты.

Потому поэта слушай, будь прилежен впредь,

Чтоб могучей русской речью, хорошо владеть.

- Сегодня на уроке литературного чтения мы будем слушателями, художниками, исследователями.

Самопроверка.

Дети слушают учителя и музыку П. И. Чайковского: «Времена года».

Воспитание культуры учебного труда, дисциплины.

Цель: Организация внимания. Быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Положительный эмоциональный настрой детей на серьёзную, вдумчивую работу в доброже-

лательной обстановке.

Мотивация на рабочий ритм.

2. Проверка

домашнего

задания.

(7 мин.)

2.1 Речевая разминка.

(2 слайд)

- Для чего проводим речевую разминку?

-Прочитайте скороговорку 3 раза, каждый раз быстрее, чем предыдущий:

Ляля – плакса,

В тетради – клякса.

На горе, на горке

Горько ревёт Егорка.

-Прочитайте эти же скороговорки с вопросительной и восклицательной интонацией.

2.2 Выразительное чтение стихотворений А.А.Блока.

-Что было задано на дом?

(3 слайд)

-Приготовили оценочные листочки №1.(Прилагаются)

Опрос домашнего задания. (3 ученика)

-Молодцы.

Научиться правильно и чётко говорить.

Дети читают хором.

-Выразительное чтение стихотворений А.А.Блока: «Сны», «Ветхая избушка», «Ворона».

Три ученика читают эти стихи

Дети оценивают чтение, высказывают свои мнения.

Цель: Совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции, для отработки правильной артикуляции гласных и согласных.

Цель: Установление правильности и осознанности выполнения дом. задания, выявление пробелов и их коррекция, совершенствуя при этом ЗУН.

Сочетание контроля, самоконтро- ля и взаимоконтроля.

Похвала повышает интерес к дальнейшей деятельности.

3. Актуализация

знаний.

(3 мин.)

4.Тема и цель урока.

Мотивация: для

чего?

(2 мин.)

- Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов начала xx века. Имя поэта одного из самых известных и любимых не только в нашей стране, вы должны угадать сами, послушав о нём стихотворение.

- Если вы сомневаетесь в своём ответе, то можете посоветоваться тихонечко с соседом.

(4 слайд с музыкальным сопровождением)

В этом имени слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёз и синь-рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут - ………….

Всей России встают черты…(Н.Браун)

(5 слайд)

- Сегодня на уроке мы прикоснёмся к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого вы уже были знакомы.

-Вспомните, какие стихи С. Есенина мы уже читали и учили наизусть?

(6 и 7 слайд)

- Русский народный поэт родился в 1895 году под Рязанью, в селе Константиново, на берегу красивой реки Оки.

- Ребята, почему в народе этого поэта называют «певцом русской природы»?

- В раннем детстве полюбил С.Есенин родную русскую природу. Он чувствовал себя частью этой природы и

воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Они очень мелодичны и многие из них композиторы положили на музыку. И сейчас они звучат как песни.

- Перед вами выставка книг С.Есенина. В них напечатаны великолепные стихи о природе, о Родине. Советую взять и почитать.

(8 слайд)

- Какое растение изображено на этом слайде?

Одна из первых я цвету

В садах стою я вся в цвету

И белый мой наряд,

И горький запах всех влечёт:

-Гляди, черёмуха цветёт!-

Все люди говорят.

- Как выяснили учёные, этот аромат убивает микробов. Поэтому чтобы сделать питьевой не очень чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую веточку черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.

- Давайте попробуем сформулировать тему урока.

(9 слайд)

- Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

- Для чего вам это нужно?

- Итак, что нужно знать и уметь по теме урока?

(10 слайд)

Знать:

содержание стихотворения «Черёмуха»;

правила выразительного чтения.

Уметь:

выразительно читать стихотворение;

отвечать на вопросы;

рисовать словесные картины;

работать самостоятельно и в группах.

Дети слушают учителя и музыку П. И. Чайковского: «Времена года».

Самоосмысление.

(«Сергей Есенин»)

«Ночь», «Берёза», «Поёт зима, аукает…» и др.

Есенин в своих произведени-

ях воспевал красоту русской

природы.

Дети рассматривают выствку.

Черёмуха.

Дети слушают.

Самоосмысление.

С.Есенин: «Черёмуха».

Научиться выразительно читать, находить в стихотворении красивые слова. Узнать, почему Есенин написал это стихотворение.

Чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и чтобы приятно было слушать другим.

Читают хорошо читающие дети.

Цель: Обеспечение стимулирова -ния и мотивации, актуализация опорных знаний и умений.

Создание проблемной ситуации

активизирует детей на восприятие нового материала, развивает творческое мышление.

Метод стимулирования и мотивации.

Операционный компонент УД (развитие операций логического мышления: анализа, сравнения, синтеза, обобщения).

Регулирующий компонент УД (развитие самооценки и самоконтроля на основе взаимооценки и взаимоконтроля, развитие итогового самоконтроля.

Красивая мелодия развивает эстетический вкус. Межпредметная связь приобщает к искусству.

Стихотворная форма создаёт благоприятный фон, а так же несёт заряд занимательности.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятель- ности на основе опорных знаний.

Словесный и наглядный методы обучения.

ИКТ активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, воображение.

Метод наблюдения и анализа произведений.

Метод стимулирования интереса к учению.

Привитие интереса к творчеству

писателя.

Цель: Обеспечение мотивации. Организовать и направить к цели учебно-позновательную деятель- ность учащихся.

Межпредметная связь.

Мотивационный компонент УД.

Развитие познавательной мотивации через эмоционально-социальную мотивацию.

Постановка перед учащимися проблемной ситуации.

Операционный компонент УД.

Развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность.

Метод – беседа.

Беседа способствует активизации умственной работы учащихся, поддержанию внимания, интереса к теме урока.

Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

Операционный компонент УД:

чёткая постановка перед учащимися учебной проблемы.

Формируется умение выделять и удерживать те учебные задачи, которые необходимо решить на уроке.

Регулирующий компонент УД.

Отработка планирующего самоконтроля (умение планировать свою деятельность).

5. Усвоение новых знаний и способов действий.

(10 мин.)

5.1 Погружение в урок.

(11 слайд)

- Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое – голубое, воздух – прозрачен, чист, влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черёмухи.

5.2 Визуализация. Первичное чтение учителем.

- Стихотворение Есенина «Черёмуха» мне очень понравилось своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое.

- Сейчас я буду читать стихотворение, а вы закройте глазки, можете лечь на парту и постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

(Учитель читает стихотворение под музыку)

5.3 Обмен впечатлениями.

- Скажите, какой увидел черёмуху поэт? Поделитесь своими мыслями.

- Какое настроение хотел передать нам Есенин? Выберите. Обоснуйте свой выбор.

(12 слайд)

ликующее

восторженное

шутливое

печальное

весёлое

праздничное

радостное

спокойное

грустное

мечтательное

- Какие чувства возникли в вашем сердце?

(13 слайд)

изумление

спокойствие

радость

сожаление

восторг

печаль

ликование

грусть

- Что отражают лирические стихи?

- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?

- Какие краски вы бы использовали, чтобы передать на картине это настроение?

5.4 Самостоятельное чтение стихотворения.

- Открываем учебники на странице 56.

- Вспомним правила выразительного чтения.

(14 слайд)

читайте медленно. Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины;

после каждой строчки надо делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания;

постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

- Читаем в полголоса и отмечаем непонятные слова и выражения.

5.5 Физкультминутка. (15 слайд)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем. Поморгаем.

И работать начинаем.

5.6 Чтение стихотворения в слух.

- Кто попробует прочитать стихотворение выразительно, с паузами.

Дети слушают.

Самоосмысление.

Дети слушают учителя и музыку П.И. Чайковского:

«Симфония №2».

Самоосмысление.

Дети делятся мыслями.

Радостное, ликующее, весёлое, восторженное т.к. начинается весна, природа просыпается и это всё радует поэта.

Самоосмысление.

Радость, изумление, восторг, ликование.

Самоосмысление.

Лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.

Дети рисуют словесные картины.

Белую, светло-зелёную, голубую, жёлтую, светло-коричневую.

Дети слушают.

Дети читают самостоятельно и работают с карандашом.

Дети выполняют физкультминутку совместно с учителем.

Самоутверждение.

Читают 1-2 ученика.

Учащиеся высказывают свои мнения, пожелания, советы.

Цель: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Мотивационный компонент УД:

создать соответствующую эмоциональную атмосферу.

Принцип целенаправленности.

Обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению.

Снятие мышечного напряжения, утомления.

Эмоциональное восприятие художественного произведения.

Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Операционный компонент УД:

развитие логического мышления (анализа, сравнения, синтеза, обобщения); умение делать выводы и заключения.

Операционный компонент УД (развитие логического мышления, умение делать выводы и заключения).

Учить детей представлять в своём воображении картины природы.

Развитие коммуникативной культуры учащихся, умение слушать друг друга.

Принцип внимательного отношения к тексту.

Формирование навыка самостоятельного чтения.

Самостоятельная деятельность учащихся, выполняет важную воспитательную функцию: приучает учащихся к сам. работе без учителя, выполнению заданий без побуждения и контроля и идет отработка способа действия (совершенствуется навык выразительного чтения0.

Снятие мышечного напряжения, переутомления, поднятие эмоционального тонуса.

Регулирующего компонента УД:

Развитие самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки.

6. Закрепление

знаний и способов

действий.

(10 мин.)

6.1 Работа по развитию речи.

- Какие непонятные слова вам встретились?

(16 слайд)

(толкование непонятных слов по словарю Ожегова)

роса медвяная - ароматная, с запахом мёда;

зелень пряная – с острым, ароматным запахом;

проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля;

волна гремучая – издающая громкие звуки;

обдаёт – обливает со всех сторон;

вкрадчиво – осторожно; тихо;

под кручею – под обрывом.

6.2 Анализ лирического стихотворения.

- Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?

- Выберете ответы.

(17 слайд)

чтобы сообщить о том, что расцвела черёмуха;

чтобы передать свою радость;

чтобы привлечь внимание к красоте природы;

чтобы вызвать взаимное сопереживание.

6.3 Работа над литературоведческими понятиями.

- Чем привлекла внимание поэта черёмуха?

- Какие слова помогли поэту создать яркую картину сияющего денька?

- Но Есенин хотел, чтобы мы не только увидели, но и почувствовали, - «представили запахи».

- Какими словами поэт говорит о запахах?

- Какой приём использует поэт?

(18 слайд)

- Зачем Есенин использует эпитеты?

- Придумайте свои эпитеты к слову черёмуха.

.

- А теперь обратите внимание на словосочетания: «сияет зелень в серебре», «зелень горит».

- Как называется этот приём?

(19 слайд)

Да, поэт уловил сходство между предметами и передал его с помощью переносных значений.

- Ребята, черёмуха это центральный или второстепенный образ в стихотворении?

- Докажите.

- Прочитайте строчки к этой иллюстрации.

- О ком можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит?

- Какой приём использует поэт?

(20 слайд)

- Какой образ олицетворяет черёмуха?

- А кто в стихотворении представляется юношей?

- Найдите строчки и прочитайте.

- Найдите строчки, где есть и олицетворение и сравнение.

- Вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов: расцвела, завила, сияет, струится, стоит, горит, обдаёт, поёт.

Дети сначала сами пытаются объяснить значение непонятных слов и выражений, а затем видят объяснение слов по словарю Ожегова.

Самоосмысление.

Дети выбирают ответы.

Своей необыкновенной красотой.

Ветки золотистые, ручей серебряный.

Душистая, медвяная, пряная.

Эпитеты.

Эпитеты делают нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной.

Пушистая, белоснежная,

Весёлая, весенняя.

Метафоры.

Дети решают проблему.

Название и иллюстрация.

Выборочное чтение.

О девушке.

Олицетворение.

Образ красивой, кудрявой девушки.

Ручей.

Выборочное чтение.

«Ветки золотистые, что кудри завила»

Цель: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Глубокое понимание текста через практическую деятельность.

Постановка проблем, активизация познавательной деятельности учащихся.

Операционный и регулирующий компонент УД (развитие логического мышления, развитие контроля и самоконтроля, обратная связь).

Расширение кругозора.

Обогащение словарного запаса.

Развитие зрительно - слухового восприятия.

Создание проблемной ситуации:

углубить восприятие произве-дения, освоение идеи произве-дения.

Операционный компонент УД.

Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями.

Формируется умение анализи-ровать поэтический текст, умение видеть образные языковые средства художественной выразительности.

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний.

Операционный компонент УД :

развитие логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), умение делать выводы и заключения.

Форма работы - беседа.

7. Обобщение

изученного

материала.

(7 мин).

7.1 Осмысление. Выводы.

- Итак, какие приёмы использует поэт, чтобы мы смогли представить картину: почувствовать, увидеть, услышать?

- Только ли о природе это стихотворение?

7.2 Коллективное чтение стихотворения. Работа над выразительностью.

- Как будем читать это стихотворение: быстро или медленно неторопливо?

- Какие строчки, по вашему мнению, можно читать чуть быстрее?

-Давайте попробуем прочитать вместе.

7.3 Самостоятельное чтение.

- Предлагаю поработать в парах используя памятку.

(21 слайд)

Памятка:

правильно ставь ударение;

соблюдай паузы;

выбери силу голоса;

определи темп;

читай эмоционально;

покажи интонацией своё отношение к произведению.

Оцени товарища!

- Кто желает прочитать стихотворение? (используем элемент конкурсного чтения)

-В исполнении какого ученика передалась мелодия стихотворения?

Дифференцированное задание.

(Детям раздаются карточки с вопросами по уровням сложности. Они сами выбирают уровень сложности.)

(Вопросы прилагаются)

-Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок? (2 уровень)

-Можете ли вы определить характер музыки, которая могла бы сопровождать это стихотворение? (3 уровень)

- Прочитайте понравившиеся строки. (1 уровень)

-С каким чувством надо читать стихотворение?

(2 уровень)

-Что удивляет автора? (3 уровень)

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья. О том, что всё живое наполнено любовью: и природа и люди.

Медленно неторопливо, с любованием.

Про ручей.

Совместное хоровое чтение.

Работают самостоятельно используя знания по теме.

Самоутверждение.

Учащиеся высказывают свои мнения, пожелания, советы.

Работают самостоятельно, опираются на знания по теме.

Природа.

Лирическая песня.

Дети читают.

Радости, восторга.

Красота природы.

Цель: Обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения.

Операционный компонент УД.

Умение сделать логические выводы.

Принцип целостности.

Совершенствуется навык выразительного чтения.

Организация самостоятельной работы школьников, формирование у учащихся навыков самообразования

Принцип внимательного отношения к тексту.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний. Формируются навыки самообразования.

Дифференциация по степени сложности даёт возможность отработать учащимся разных групп различные виды самоконтроля, самооценки на основе взаимоконтроля и взаимооценки – регулирующий компонент УД.

8. Домашнее задание.

(1 мин.)

9. Подведение

итогов.

(2.5 мин.)

(22 слайд)

(Дети выбирают)

Выучить наизусть стихотворение Есенина «Черёмуха»;

Нарисовать картины, которые возникли в вашем воображении;

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

Что на вас произвело большее впечатление?

Какие задания вам показались наиболее интересными?

Для чего нужна такая работа со стихотворением?

Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

Дети выбирают, записывают в дневник.

Самоосмысление.

Ответы детей.

Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Дифференцированный подход к домашнему заданию. Принцип учёта потребности ребёнка.

Цель: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Операционный компонент УД.

Создаю ситуацию успеха. Подведение итогов помогает учащимся глубже осознать своё продвижение вперёд, осмыслить свои достижения и проблемы.

10. Рефлексия .

(2 мин.)

- Взяли оценочные листы №2. (Прилагаются)

Раскрасьте тот листочек, кем вам больше понравилось быть: слушателями, художниками, исследователями.

- Среди нас есть и внимательные слушатели, и талантливые художники, и любознательные исследователи.

- А теперь раскрасьте один из листочков: стихотворение Есенина вам понравилось, не понравилось или вы сомневаетесь.

- И в заключении (звучит тихая музыка и горит свеча).

У русских людей есть традиция: «Всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча». Пожелайте в душе самым близким, дорогим и любимым людям, того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё. И пусть всё задуманное сегодня исполнится.

Мне было очень приятно сегодня работать с вами.

(23 слайд: «Спасибо за работу»)

Самореализация.

Самостоятельно раскраши-вают листочки

Дети слушают музыку и загадывают желания.

Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельнос- ти, общения).

Регулирующий компонент УД:

Развитие самоконтроля и самооценки.

Урок заканчивается на эмоциональном подъёме.


Сообщить об ошибке