Содержание
-
«Листок», «Утес»
Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова.
-
Поэтическая разминка
- прочитайте строчки,- назовите автора- название стихотворения
-
1. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом2. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна.3. Выхожу один я на дорогу…
-
4. Но остался мокрый след в морщине
Старого утёса. ОдинокоОн стоит, задумался глубоко.
-
Узнай стихотворение
5. Один и без цели по свету ношуся давно я6.“На севере диком стоит одиноко..."7. Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить…
-
Лексическое значение
- Одиноко
- одинокий
- один
- одиночество
-
М.Ю.Лермонтов
Автопортрет (в мундире Нижегородского драгунского полка).
Акварель. 1837 г.
-
(в вицмундире лейб – гвардии Гусарского полка).
Художник Ф.О.Будкин 1834 г.
-
(в вицмундире лейб – гвардии Гусарского полка).
Художник Ф.О.Будкин 1834 г.
-
Проверка ДЗ
- Что же было задано на сегодня?
- Кто желает продекламировать стихотворение «Тучи»?
-
Цели урока
- выявить ключевые образы стихотворений- роль изобразительно-выразительных средств языка- дать интерпретацию поэтического текста
-
- попытка проникнуть в творческую лабораторию- сформулировать авторскую позицию и свое отношение к ней
-
Словарная работа
- Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.
- Лейтмотив – основной мотив, главный, ведущий в произведении.
-
Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова:
- мотивдействия и подвига;
- мотив странничества;
- мотивизгнанничества;
- мотивсна;
- мотивпамяти и забвения;
- мотив одиночества…
-
Тема урока:
«Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова».
-
Эпиграф
- И скучно, и грустно, и некому руку подать.В минуту душевной невзгоды…
М .Ю.Лермонтов
-
Никто не дорожит мной на земле;И сам себе я в тягость, как другим.Тоска блуждает на моём челе,Я холоден и горд,И даже злым в толпе кажусь…(М. Ю. Лермонтов)
-
Терминологический диктант
- Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.
- Необычный порядок слов в предложении.
- Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли.
- Повторение однородных согласных звуков.
- Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
- Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления.
- Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов.
-
«ключ»
- Композиция.
- Инверсия.
- Антитеза.
- Аллитерация.
- Эпитет.
- Олицетворение.
- Метафора.
-
Краткий анализ поэтического текста
- Какова композиция стихотворения?
- Как называется противопоставление образов, настроений?
- Для чего автор именно так выстроил композицию?
- Каков мотив?
- Какие тропы использует автор для раскрытия мотива?
-
«Утес»
Ночевала тучка золотаяНа груди утёса – великана,Утром в путь она умчалась рано,По лазури весело играя;Но остался влажный след в морщинеСтарого утёса. ОдинокоОн стоит, задумался глубоко,И тихонько плачет он в пустыне
-
Творческая лаборатория
- «…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…» Велимир Хлебников
-
Образы, характеры героевлирических героев
- Какие качества, свойства олицетворяют образы тучки и утеса?
-
Качества, свойства
- «Тучка», – воплощение легкости, легкомыслия, беспечности, беззаботности
-
Роль эпитетов
- Какова роль эпитетов в стихотворении?
-
- Эпитет «золотая» придает образу привлекательность, подчеркивает красоту.
- Эпитет «старый» одухотворяет образ, придает ему основательности, мудрости.
-
«Утес»
- «Утес» – воплощение мощи, суровости, одиночества, неприступности, неподвижности
-
Энциклопедическая страничка
Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар., возвыш.); природная светло – синяя краска, оттенок синего цвета.
-
О цвете
- Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину.
- В христианской культуре синий цвет ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной.
- У многих народов он символизировал небо и вечность.
- Как правило, романтики с синим цветом отождествляли свои мечты и тоску по неземному идеалу.
-
Образы, герои, характеры
- КАК СООТНОСЯТСЯ ЭТИ ОБРАЗЫ, ТО ЕСТЬ КАКОВЫ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ?
- МОГУТ ЛИ «ТУЧКА» и «УТЕС» БЫТЬ ВМЕСТЕ?
-
«Тучка» и «утес»
- Две противоположные стихии, это определяет невозможность их соединения, подчеркивается одиночество старого утеса. С помощью антитезы подчеркивается основной мотив стихотворения – мотив одиночества.
-
Позднее творчество
- «Листок» 1841 год
-
Мироощущение двух поэтов
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- В чем различия между настроением стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и стихотворения Лермонтова «Листок»
-
Композиция
- Как построено это стихотворение?- Какова композиция стихотворения?- Сколько строф в стихотворении?
-
Антитеза
- стихотворение построено на антитезе.
Противопоставление – антитеза – оборот речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера лирических героев.
-
Композиция
- Первая строфа рассказывает о судьбе гонимого «жестокою бурей» листка
- Вторая – о благополучном «райском» существовании молодой чинары
- Третья и четвертая - диалог
-
Особенности лексики стихотворения
- В чем особенности лексики стихотворения и каково ее значение?
-
Листок
- « оторвался от ветки родимой
- « жестокою бурей гонимый»
- « засох, увял он от холода, зноя и горя»
- « приюта молит»
- « странник прижался»
- « бедный листочек»
- « до срока созрел»
-
Изобразительно - выразительные средства языка
- Найдите изобразительно - выразительные средства языка и определите их роль в раскрытии авторской позиции?
-
Листок
- « оторвался от ветки родимой - олицетворение
- « жестокою бурей гонимый» - олицетворение
- « засох, увял он от холода, зноя и горя» - метафора
- « приюта молит» - олицетворение
- « странник прижался» - олицетворение
-
- «докатился до Черного моря»
- «вырос в отчизне суровой»
- «один и без цели»
- «пришелец»
-
- Погибающий
- Бесприютный
- Страдающий
- Одинокий
- Несчастный
- Одиночество
-
Чинара
- «молодая», « с ней шепчется ветер»
- «ветви лаская»
- «поют ей райские птицы»
- «листья изумрудные»
-
Изобразительно - выразительные средства
- Назовите изобразительно- выразительные средства языка и их роль в раскрытии авторской позиции ?
-
Творческая лаборатория
- «молодая» - эпитет
- «с ней шепчется ветер» -олицетворение
- «ветви лаская» -олицетворение
- «поют ей райские птицы» - олицетворение
-
Изобразительные средства
- «Листья изумрудные» - эпитет
- «сынам свежим» - метафора
- «солнцем любима» - олицетворение
-
Чинара
- Бесчувственная
- Самовлюбленная
- Самодовольная
- Равнодушная
- Радость бытия. Счастливая.
-
Листок и чинара
- Противопоставлены бесприютное одиночество, скитальчество в образе дубового листка и спокойное самодовольство в образе красавицы - чинары.
-
Аллегория
- Образ листка - это аллегория.
-
- Иносказание.
- Выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения).
-
Краткий анализ поэтического текста
- Какова композиция произведения (каково его построение)?
- Какие тропы используются М.Ю.Лермонтовым в данном стихотворении?
- Каков мотив стихотворения?
-
- Как показаны одиночество и бесприютность героя?
-
Инверсия - обратный порядок слов
- « оторвался от ветки родимой
- « жестокою бурей гонимый»
- « засох, увял он от холода, зноя и горя»
-
Инверсия
- « приюта молит»
- « бедный листочек»
- « до срока созрел»
- « докатился до Черного моря»
-
Ключевые слова
- Значимые слова вынесены в конец строки и зарифмованы
-
Стихотворение «Листок»
- Стихотворение пронизано чувством тоски и одиночества. Образ листка, гонимого бурей, был для Лермонтова символом судьбы политического изгнанника и напоминал читателю о судьбе самого поэта.
-
Значение образа моря
- Что символизирует море?- Почему чинара отказывается приютить странника?- Какие мотивы звучат в этом стихотворении»
-
Море
- Море символизирует край света, оно сулит гибель листка
-
Мотивы одиночества, странничества
- В каких стихотворениях М.Ю.Лермонтова мы можем увидеть мотивы одиночества и странничества?
-
- «Парус»
- «Тучи»
- «На севере диком»
- «Утес»
-
Литературная гостиная
-
Обобщение информации
- Чем вы сегодня пополнили свой «багаж знаний»?
- С каким новым термином познакомились?
- Каков же лейтмотив произведений М.Ю.Лермонтова, изученных сегодня?
- Что удалось повторить, закрепить?
- Каково ваше впечатление от сегодняшнего урока?
- На сколько каждый из вас поработал?
-
Лексическое значение
- Одиноко
- одинокий
- один
- одиночество
-
Домашнее задание:
- Выучить наизусть стихотворение «Утёс» (с.168), проиллюстрировать его; « Листок»- выразительное чтение.
- Повторить литературоведческие термины.
- Инд..: подготовить сообщение о пребывании М.Ю. Лермонтова на Кавказе. ( Лене)
-
Индивидуальное творческое задание:
Кириллу, Рите
– Напишите сочинение - миниатюру на тему: «Что произошло с дубовым листком после встречи с чинарой?»
-
Индивидуальное творческое задание: (Наташе)
- проиллюстрировать судьбу дубового листка после встречи с чинарой
-
Значение эпиграфа
Никто не дорожит мной на земле;И сам себе я в тягость, как другим.Тоска блуждает на моём челе,Я холоден и горд,И даже злым в толпе кажусь…
(М. Ю. Лермонтов)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.