Содержание
-
Проект «Мотив окна в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
-
Окно. Особенность человеческого жилища. Сколько-нибудь просторная комната без него немыслима.
-
Окно. Чудесная выдумка человека. С ним приходит в дом свет, летом — прохлада и ароматы цветов. А если что-то дурное захочет ворваться в наш дом, мы всегда можем закрыть окно.
-
Такая функция и связанные с ней достоинства данного предмета определяют и художественный образ окна
-
Из окна можно смотреть вдаль (следовательно, это символ будущего)
-
Толкователи сновидений утверждают, что видеть во сне открытое окно — к радости, веселью, гостям. Закрытое — к неуспеху, неуверенности
-
Перейдём к тексту романа. Нас будет интересовать, где окно упомянуто просто при описании помещения, где оно играет особую роль (и какую), где оно является центром эпизода. Приведём несколько примеров.
-
Эпизод первый
Эпизод "холостяцкая пирушка" (т. 1, ч. 1, гл. VI). "Человек восемь молодых людей толпились озабоченно около открытого окна" (курсив мой. — О.Р.). Долохов заключает с англичанином Стивенсоном пари (о том, что "выпьет бутылку рома, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами"). События этого эпизода позволяют нам судить о характере Долохова, выигравшего пари (он удачлив, бесстрашен и никого здесь не любит, но презирает), Анатоля ("ему хотелось сломать что-нибудь", и он разбил стекло; так в дальнейшем он разобьёт сердце и судьбу Наташи — ему "захочется" это сделать) и Пьера (в наивной и смешной отваге вскакивает на подоконник; он ещё не граф Безухов, он ещё не определился, он повторяет то, что ему понравилось в других). Долохов улыбается и потакает безумству Пьера. Даны первые намёки на досадное противостояние Пьера и Долохова из-за ненужной никому из них Элен. Долохов дразнит и подзадоривает Пьера
-
Эпизод с окном (т. 2, ч. 3, гл. И) в Отрадном. Князь Андрей отворяет ночью окно. Лунный свет — словно он давно "ждал" этого — ворвался в комнату. Вместе с ним влетают слова Наташи, и возникает новый поворот судьбы, связанный с ней. Весьма характерна вертикальная композиция предметного мира этого эпизода:
-
Окно Наташи выше окна князя Андрея. Она выше него в плане отношения к жизни, в плане веры в будущее и ожидания от будущего чего-то большого и значительного. Но и Андрей скоро поймёт нечто важное и на обратной дороге, взглянув на позеленевший дуб, скажет: "Нет, жизнь не кончена в тридцать один год".
-
Упоминание окна (т. 3, ч. 2, гл. XXXVI). "В одно и то же время послышался взрыв, свист осколков и как бы разбитой рамы..." Всё это послышалось при ранении (смертельном!) князя Андрея. Слово "окно" не употребляется, но "разбитая рама" — символ разбитой жизни
-
Упоминание окна (т. 3, ч. 3, гл. XXXI). Наташа узнала о ранении Андрея. Её отказ посмотреть в окно, как горит Москва, — это отказ смотреть в будущее Через некоторое время (через несколько абзацев) она сама отворит окно в своей комнате — она "готова к будущему"
-
Упоминание окна (т. 1, ч. 3, гл. XV) в сравнении: "Как будточерез растворённое окно вдруг пахнуло свежим полевым воздухомв душную комнату, так пахнуло на невесёлый кутузовский штаб мо-лодостью, энергией и уверенностью в успехе от этой прискакавшейблестящей молодёжи". Это ещё раз подтверждает, что окно у Толстого несёт перемены.
-
Основное значение окна в «Войне и мире» — будущее, перемена, то есть резкая перемена в будущем. Это особенно заметно на судьбах Андрея, Наташи, Долохова, Сони, Марьи и (отчасти) Николая и Ильи Ростовых.
-
Благодарю за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.