Содержание
-
Н. А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»)
-
Я задумал изложить в связном рассказе всё, что знаю о народе, всё, что пришлось мне услышать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея народной жизни. (Н.А.Некрасов)
-
Поэ́ма — крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Эпопея - крупное произведение эпического жанра, повествующее о значительных исторических событиях
-
Эпопея – наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Народная книга. (О народе и для народа. Опыт многолетней дружбы поэта с крестьянами Ярославской, Костромской и Владимирской губерний.) Стиль поэмы имеет глубокие народные истоки: литературный русский язык, разговорная речь крестьянства, фольклорные элементы.
-
-
КОМПОЗИЦИЯ«календарная» «Пролог» - весна(птицывьютгнёзда, кукуеткукушка) «Поп» - «А времяужнераннее,подходитмесяцмай» «Сельскаяярмонка» - «ЛишьнаНиколувешнегопогодапоуставилась» (9 маяпостаромустилю) «Последыш» - «Петровки.Времяжаркое. В разгаресенокос»(12 июля)
-
«Пирнавесьмир» - сенокос кончается (ранняяосень) «Крестьянка» - жатва Задуманнаяпетербургскаячастьдолжнабылапроисходить в зимнеевремя
-
Подтянутаягуберния Терпигоревуезд Пустопорожняяволость Названиягуберний, уездов,волостей, деревеньговорят о бедственномположении народа:Заплатово, Дырявино… Художественное пространство
-
Заплатово Разутово Горелово Дырявино Знобишино Неелово Неурожайка селоКузьминское «Сельскаяярмонка» Вахлаки «Последыш» Наготино Клин «Крестьянка» «Пир на весь мир» Маршрут путешествия Столбовая дорога
-
В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Так начинается поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». ПРОЛОГ
-
Идейно-художественная роль «Пролога»
Обозначает время действия. Мужики временнообязанные (обязанные после отмены крепостного права выкупить свою землю у помещиков). Выявляет главную проблему произведения. Проблема счастья. Поэма-спор, поэма – диспут (представители разных слоёв населения высказывают своё мнение о счастье, говорят о своей жизни). Намечает схему, по которой должен развиваться сюжет. Фольклорные истоки произведения.
-
Основной вопрос поэмы: «Кому живется весело,Вольготно на Руси»?
Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому! - Сказали братья Губины, Иван и Митродор. Старик Пахом потужился И молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину, Министру государеву. А Пров сказал: царю...
-
За спором мужики не замечают. Что дали крюк в тридцать верст. Домой возвращаться поздно, они разводят костер и за водкой продолжают спор, который перерастает в драку. Но и драка не помогает разрешить волнующий вопрос.
-
Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки. Пусти на волю птенчика! За птенчика за малого Я выкуп дам большой!
-
1.Помещик 2.Чиновник 3.Поп 4.Купец 5.Вельможа 6.Министр 7.Царь СЧАСТЛИВЫЕ
-
Развитие основной мысли
Встреча со священником. Разговор с помещиком. «Счастливые» в крестьянской среде. Сатирическое обличение холопства (дворовый с подагрой, холоп примерный Яков верный). Крестьяне – носители лучших качеств народного характера – Яким Нагой, ЕрмилГирин, Матрёна Тимофеевна, Савелий, богатырь святорусский.
-
Глава «ПОП»
-
Глава «СЕЛЬСКАЯ ЯРМАРКА»
-
ЯкимНагой В деревнеБосове ЯкимНагойживёт, Ондосмертиработает, Дополусмертипьёт! -такопределяетсебясамперсонаж. В поэмеемудовереновыступить в защитународаотименинарода. Живёт — с сохоювозится, А смертьпридётЯкимушке — Каккомземлиотвалится, Чтонасохеприсох... ...у глаз , у рта Излучины, кактрещины Навысохшейземле... ...шеябурая, Какпласт, сохойотрезанный, Кирпичноелицо. Глава «ПЬЯНАЯ НОЧЬ»
-
-
Глава «СЧАСТЛИВЫЕ»
-
1. Дьячокуволенный В благодушестве… Кольобогреетсолнышко Дапропущукосушечку
-
2. Старухастарая Что у неепоосени Родилосьрепдотысячи Нанебольшойгряде
-
3. Солдат с медалями В двадцатисражениях Я был, а неубит! Ходилнисыт, ниголоден, А смертинедался! Запровинностинещаднобит, А хотьпощупай – жив!
-
4. Каменотес-олончанин Колипроснусьдосолнышка Даразогнусь к полуночи Такгорусокрушу!
-
5. Мужик с одышкою … посчастию И я добрелнародину,.. И легчесталомне
-
6. Дворовыйчеловек Я быллюбимыйраб, Жена – рабалюбимая
-
7. Крестьянин-белорус А счастьенаше в хлебушке: Жую – ненажуюсь
-
8. Мужиксоскулойсвороченной Троихмоихтоварищей Сломалимишуки, А я живу, богмилостив!
-
9. Оборванныенищие Нас у порогалавочник Встречает с подаянием
-
ВЫВОД Эй, счастиемужицкое! Дырявое с заплатами, Горбатое с мозолями..
-
Реальныйпрототипэтогоперсонажа - крестьянинА.Д.Потанин (1797 — 1853), управляющийподоверенностиимениемграфини Орловой, котороеназывалиОдоевщиной (пофамилиибывшихвладельцев — князей Одоевских), а крестьянеперекрестили в Адовщину. Потанинпрославилсянеобычайной справедливостью. НекрасовскийГиринсвоейчестностьюстал известенодносельчанамещё в тепятьлет, чтослужилписарем в конторе Худуюсовестьнадобно - Крестьянину с крестьянина Копейкувымогать. ЕРМИЛА ГИРИН
-
Особенносталлюбнароду, когдавзял в аренду мельницу. Когдажемельницурешилипродать, Гиринвыигралторги, но у негонеоказалось денегвнестизадаток. И тогда «чудо сотворилося»: Гирнавыручиликрестьяне, к которымонобратилсязапомощью. Крестьянствораскошелилось, НесутЕрмилуденежки, Дают, кточембогат. Черезнеделювремени Ермилнаэтойплощади Рассчитывалнарод.
-
Глава «Крестьянка»
.
-
Своеобразным поискам счастливого человека посвящено одно из лучших произведений Н.А.Некрасова – поэма «Кому на Руси жить хорошо». Герои поэмы путешествуют по земле русской. На их пути встречаются люди разных сословий: крестьяне, помещики, представители духовенства. После главы «Помещик» наши странники решили: «Не всё между мужчинами Отыскивать счастливого, Пощупаем-ка баб!»- Решили наши странники И стали баб опрашивать…
-
Предстает перед странниками Матрена Тимофеевна. Особое место в поэме, на мой взгляд, занимает встреча с крестьянкой Матреной Тимофеевной. Автор дает довольно подробное описание этого персонажа. Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми. Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. На ней рубаха белая, Да сарафан коротенький, Да серп через плечо.
-
До замужества
Мне счастье в девках выпало: У нас была хорошая, Непьющая семья. За батюшкой, за матушкой, Как у Христа за пазухой, Жила я, молодцы.
-
Замужем
А выискался суженый, На горе –чужанин! Филипп Корчагин – питерщик, По мастерству печник. Муж был хороший непьющий, с профессией (печник).
-
Семья мужа
Семья была большущая, Сварливая... попала я С девичьей холи в ад! В работу муж отправился, Молчать, терпеть советовал: Не плюй на раскаленное Железо - зашипит!
-
Савелий, богатырь святорусский.
Из всей семейки мужниной Один Савелий, дедушка, Родитель свекра-батюшки, Жалел меня…
-
«Клеймёный, да не раб»
-
Демушка
Из-за сына Матрена стала меньше работать. Свекровь потребовала отдать Демушку деду. Заснув, дед недоглядел ребенка, его съели свиньи. Приехавшая полиция обвиняет Матрену в том, что она специально убила ребенка. Ее объявляют сумасшедшей. Демушку хоронят в закрытом гробу. Заснул старик на солнышке, Скормил свиньям Демидушку Придурковатый дед!
-
ВОЛЧИЦА
После смерти сына Матрена все время проводит на его могиле, не может работать. Савелий тяжело переживает трагедию и уходит в Песочный монастырь на покаяние. Через три года у Матрены умирают родители. На могилке сына Матрена встречается с дедом Савелием, который пришел помолиться за ребенка. Восьмилетнего сына Матрены Федота посылают стеречь овец. Одну овцу украла голодная волчица. Федот, после долгого преследования, настигает волчицу и отбирает у нее овцу, но, увидев, что скотина уже мертвая, возвращает ее волчице — та страшно исхудала, видно, что она кормит детей. За поступок Федотушки наказывают мать. Матрена считает, что всему виной ее непослушание, она покормила в постный день Федота молоком.
-
ТРУДНЫЙ ГОД
Когда пришла бесхлебица, свекровь во всем обвинила Матрену. Ее бы убили за это, если бы не муж-заступник. Мужа Матрены забирают в рекруты. Жизнь ее в доме свекра и свекрови стала еще тяжелее. Был страшный год... Волчицу ту Федотову Я вспомнила — голодную, Похожа с ребятишками Я на нее была!
-
ГУБЕРНАТОРША
Беременная Матрена отправляется к губернатору. Отдав лакею два рубля, Матрена встречается с губернаторшей, просит у нее защиты. Матрена Тимофеевна рожает в доме губернаторши ребенка. У Елены Александровны нет своих детей; она ухаживает за ребенком Матрены как за своим. Посланник во всем в селе разобрался, мужа Матрены вернули.
-
БАБЬЯ ПРИТЧА
Матрена рассказывает странникам о своей теперешней жизни, говорит, что среди баб они счастливую не найдут. Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У бога самого!
-
Глава «Пир, на весь мир»
Четвертая часть поэмы, названная автором “Пир на весь мир,” состоит из четырех частей. 1.Горькое время – горькие песни. 2.Странники и богомольцы. 3.И старое и новое. 4.Доброе время – добрые песни.
-
Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова, сына батрачки и полунищего дьячка. Если бы не доброта и щедрость крестьян, Гриша и его брат Савва могли бы умереть с голоду. И юноши отвечают крестьянам любовью. Любовь эта с ранних лет заполнила сердце Гриши и определила его путь: ... лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка
-
Путь Гриши - типичный путь демократа-разночинца: голодное детство, семинария, "где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно", но где он много читал и много думал... А дальше? Дальше известно: Ему судьба готовила Путь славный, Имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.
-
Гриша обрел истинное счастье, и счастливой должна стать страна, народ которой благословляет на бой "такого посланца". В образе Гриши есть не только черты вождей революционной демократии, которых так любил и почитал Некрасов, но и черты самого автора поэмы. Ведь Григорий Добросклонов - поэт, и поэт некрасовского направления, поэт-гражданин. В главу "Пир на весь мир" включены песни, созданные Гришей. Это песни радостные, полные надежд, их, как свои, поют крестьяне. Революционный оптимизм звучит в песне "Русь": Рать подымается - Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!
-
«Доброе время – добрые песни»
В рабстве спасённое сердце свободное – золото, золото, сердце народное! В минуты унынья, о родина-мать! Я мыслью к тебе улетаю. Ещё суждено тебе много страдать, но ты не погибнешь, я знаю. Ты и убогая, ты и обильная, ты и забитая, ты и всесильная, матушка-Русь!
-
В последней главе Некрасов подчеркивает пробуждение сознания крестьянства. В этой главе мы ясно видим, как углубляет автор тему о народе. Ведь мужики правдоискатели шли искать счастливого, а попутно сколько вопросов возникло (что такое счастье, богатырство, как пробуждается сознание крестьян, что такое грех…). Вставленные новеллы легенды «О двух великих грешниках» и «Про холопа примерного – Якова верного», данные в порядке противопоставления, приводят к определенному выводу: пути к счастливой жизни крестьянства лежат через революцию, через свержение власти помещиков и царя.
-
Легенда о двух великих грешниках
В главе "О двух великих грешниках", Некрасов рассмотрел спорный философский вопрос: можно ли злом искупить зло? Речь идет о том, что атаман разбойников Кудеяр пролил много безвинной кровушки, но со временем его начали мучить угрызения совести. Тогда он "голову снес полюбовнице и есаула засек", а потом "старцем в одежде монашеской" вернулся в родные края, где неустанно молит Господа отпустить ему грехи. Возникает ангел, указывает на огромный дуб, говорит Кудеяру, что грехи ему отпустят лишь тогда, когда он срежет этот дуб тем же ножом, каким людей убивал. Разбойник принимается за дело. Мимо проезжает пан Глуховский, завязывается разговор. Глуховский, о котором ходят страшные рассказы, выслушав Кудеяра, усмехается: Спасения Я уж не чаю давно, В мире чту только женщину, : Золото, честь и вино. Жить надо, старче, по-моему: Сколько холопов гублю, Мучу, пытаю и вешаю, А поглядел бы, как сплю! Кудеяр набрасывается на Глуховского и вонзает ему в сердце нож. Тотчас дуб падает, с отшельника "скатилося... бремя грехов"...
-
Вывод
Григорий Добросклонов — будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума. Тяжел его путь, но и славен, на него вступают «лишь души сильные, любвеобильные», на нем ждет человека подлинное счастье, потому что величайшее счастье, по мысли Некрасова, состоит в борьбе за свободу угнетенных. На основной вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?» — Некрасив отвечает: борцам за счастье народа. В этом и заключается смысл поэмы.
-
Список литературы
Николай Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо»,издательство Астрель Москва, 2004. Литература Ю.В.Лебедев, Москва «Просвещение»,2012 Толковый словарь С.И.Ожегова. Интернет ресурсы: Il.rsl.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.