Содержание
- 
              
            
 Развитие навыков комплексного анализа текста на уроках литературы в 7 классе по учебнику автора-составителя Г.С.Меркина 
- 
              
            Н.А.НекрасовПоэма «Русские Женщины» 1871 г. Часть I. «Княгиня Трубецкая» 
- 
              
            
 Пленительные образы! Едва лиВ истории какой-нибудь страныВы что-нибудь прекраснее встречали.Их имена забыться не должны.Н.Некрасов 
- 
              
            
 Зураб Церетели «Жены декабристов. Врата судьбы» Подвиг во имя любви, чести и долга 
- 
              
            
 Санкт-Петербург. 13 июля. Казнь.П.И. Пестель,К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г.Каховский. «Повешенные повешены; но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна», - А.С. Пушкин. 
- 
              
            Историческая основа поэмыПолитическое самосознание жен декабристов не было развито : деятельность их мужей происходила в тайных обществах, и весть об арестах для родных и близких звучала как гром среди ясного неба. Но, выполняя свой женский долг, "декабристки" поневоле наполняли его гражданским содержанием. Именно так воспринимали их поступок все - от императора до людей из простого сословия. Среди этих женщин были: А. Муравьева, С. Трубецкая, В.Нарышкина, В. Розен, М. Волконская и др. Николай I, учинивший расправу над декабристами, понимал, что и неслыханный по дерзости поступок жен бунтовщиков может вызвать сочувствие в обществе, смутить умы. Поэтому он не поскупился на угрозы - только бы удержать женщин от воссоединения с мужьями, посягнувшими на священную царскую власть. 
- 
              
            Предписание Иркутскому гражданскому губернатору«Употребить всевозможные внушения и убеждения к остановлению их в сем городе и к обратному отъезду в Россию» 
- 
              
            Историческая основа поэмыИз дневника М.Волконской: «Жена, следуя за своим мужем, сделается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, то есть будет уже признаваема не иначе, как женою ссыльного-каторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить все, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже и начальство не в состоянии будет защитить ее от ежечасных могущих быть оскорблений от людей самого неразвитого, презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущею равную с ним участь, себе подобно: оскорбления сии могут быть даже насильственные. Закоренелым злодеям не страшны наказания. Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне! - Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собою взять не дозволено». 
- 
              
            
 сопротивление собственной семьи; трудность получения официального разрешения; сознательный отказ от привилегий; невозможность взять с собой детей. «Они бросили все: знатность, богатство, связи и родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга… Ни в чем не повинные, они… перенесли все, что перенесли их осужденные мужья», - Ф.М.Достоевский. 
- 
              
            
 Деревенская изба в Благодатском руднике Из записок М.Волконской: «Она была до того тесна, что, когда я ложилась на полу на своем матраце, головой касалась стены, а ноги упирались в дверь. Печь дымила, и ее нельзя было топить, когда на дворе было ветрено; окна без стекол, их заменяла слюда». 
- 
              
            
 Зима 1827 г. – осень 1830 г. Читинский острог. М.Бестужев: «Каземат соединил нас вместе, дал нам опору друг в друге и, наконец, через наших ангелов-спасителей, дам, соединил нас с тем миром, от которого навсегда мы были оторваны политической смертью, соединил нас с родными, дал нам охоту жить». Колония декабристок. Дамская улица. Осень 1830 г. – Петровский завод. Манифест о помиловании – амнистия 1856 г. после смерти Николая I в связи с коронацией нового императора Александра II. Разрешение вернуться в европейскую Россию. Из 121 декабриста вернулись 19. Остальные остались в сибирской земле. 
- 
              
            Причины обращения поэта к теме жен декабристов1.Н.А.Некрасов был восхищен самоотверженностью жен декабристов, их душевной силой. Знаком с Михаилом Волконским, который позволил познакомиться с записками своей матери. Никто не затрагивал эту тему, она являлась запретной. 2.Судебные процессы 1860 -1870-х г.г. над участниками революционного движения, среди которых были и женщины. Многие жены революционеров так же, как и декабристки, добровольно отправлялись в ссылку за своими мужьями. 
- 
              
            Схема анализа художественного текстаособенности композиции, сюжета; система персонажей, их характеристика; авторская позиция (отношение к изображаемому); художественные приемы; смысл заглавия; тема и идеи произведения. 
- 
              
            Композиция и сюжет I части поэмы «Русские женщины» «Княгиня Трубецкая»I ч. - описание пути до Иркутска с чётким обозначением времени, что позволяет обратить внимание на тяжесть и продолжительность дороги. За время путешествия Княгиня вспомнила детство, влюблённость и замужество, восстание, закончившееся арестом мужа, прощание с любимым отцом. 
- 
              
            
 Поэма “Княгиня Трубецкая” состоит из двух равных по объёму частей, 1ч. - описание пути жены декабриста до Иркутска с чётким обозначением времени, что позволяет обратить внимание на тяжесть и продолжительность дороги. За время путешествия княгиня вспомнила детство, влюблённость и замужество, восстание, закончившееся арестом мужа, прощание с любимым отцом. II ч. - разговор в лицах Губернатора Иркутска с Княгиней (9 дней); кульминация: победа Княгини и решение Генерала отправить Княгиню в Нерчинск. Развязка сюжета - открытый финал. Поскольку части примерно одинаковы по объему, можно говорить об их сопоставлении, то есть антитезе. 
- 
              
            Система персонажей, их характеристика2 главных персонажа: Княгиня и Генерал; 3 внесюжетных персонажа: заботливый отец, любимый муж героини и царь Николай I. Характеристика княгини по отрывку из I части: любящая дочь, бесстрашная, верная, любящая жена, очень настойчивый и целеустремлённый человек, понимающий трагизм своего положения. Роль драматургического варианта изображения разговора Губернатора и Княгини: сцена позволяет полнее раскрыть характеры и чувства, представить спор живых людей. 
- 
              
            Анализ сцены спора, аргументы персонажейДоводы Генерала 1. Ваш отец…хоть он вас отпустил по доброте своей, но вашотъезд его убил…Вернитесьпоскорей! 2.Дорога хуже тут пойдёт (800 вёрст). Опасная езда! 3. (Трудности быта в тюрьме) Пускай ваш муж… он виноват… А вам терпеть…за что? 4. Трудности природных условий: а) Тот климат вас убьёт! б) Окреп туземный человек С природою в бою. А вы? Ваше присутствие усилит страдания мужа. Доводы Княгини Готов ли экипаж? 2. Мне вам рассказывать смешно, как я люблю отца…Но долг другой,И выше и святей, Меня зовёт. 3. Ужасна будет, знаю яЖизнь мужа моего.Пускай же будет и мояНе радостней его! 4. а) Живут же люди в том краю, привыкну я шутя…б) Пусть смерть мне суждена – мне нечего жалеть!Я еду! Еду! Я должнаБлиз мужа умереть. 
- 
              
            
 Доводы Генерала 5. Да, вы умрёте, но сперва Измучите того, чья безвозвратно голова погибла (мужа). В себе он будет сознавать причину ваших слёз. 6. Помочь мужу – минутный порыв. Это мечты…Вам захочется привычной жизни. Быть может, выйдете замуж за другого… Закон позволяет. Доводы Княгини 5. …Я слёз не принесуВ проклятую тюрьму – Я гордость, гордость в нём спасу,Я силы дам ему! 6.Нет, нет я видеть не хочуПродажных и тупых,Не покажусь я палачуСвободных и святых. 
- 
              
            
 Доводы Генерала Доводы Княгини 7.Нет, я не жалкая раба. Я женщина, жена!Пускай горька моя судьба, Я буду ей верна!…к родине любовь Соперница моя,И если б нужно было, вновьЕму простила б я!... 8.Вам наши кажутся права правами – не шутя? Нет! Ими я не дорожу… 9. Неделя целая прошла… Уж шла бы я давно… 7. …бежите вы за ним (мужем), как жалкая раба! 8. (2 день)Вы отреченье подписать Должны от ваших прав! 9. (через 6 дней) Вас по этапу поведут С конвоем…весной В Нерчинск придёте, если вас Дорога не убьёт. 10. Я не могу, я не хочу Тиранить больше вас… 
- 
              
            Характеристика персонажейКнягиня: Умна, критически оценивает современное ей дворянское общество и царя; у нее сильная воля; смогла преодолеть сопротивление Генерала. Генерал: Уважительный, почтительный к людям более высокого положения в обществе. Честно выполняет долг по службе. Умен. Видит тяжесть жизни арестантов, местного населения. Человечен. Осмелился не выполнить предписание о возвращении Княгини в Санкт-Петербург. 
- 
              
            Система персонажей, их характеристикаСцена диалога Генерала и Княгини построена на антитезе, но в конце разговора персонажи объединены неподчинением царю, сочувствием к государственным преступникам – декабристам, сознанием правоты своего поступка. Вывод: сюжетные и внесюжетные персонажи оказываются к концу поэмы в одном лагере; они все противопоставлены царю, его политике, его бесчеловечности. 
- 
              
            Авторская позиция в поэмеОтношение автора к Генералу. Начало II части:“как палка, прям, кресты, мундир, подскочил отворить дверцы кареты” (службист). Но успех по службе достался тяжело: седой; высокий; как мощи, сух. Конец:“из-под руки на ус седой скатилася слеза”; командует запрягать лошадей, чтобы в 3 дня преодолеть оставшиеся 800 вёрст. Мы видим человека, энергия которого направлена на помощь ближнему. Изменение отношения автора к Генералу: “почтенный генерал” – нейтрально; “упрямый старичок”- презирает; “старик”- сердится; “генерал”, “старый генерал”- уважает. 
- 
              
            
 Отношение автора к Княгине. Имя героини - в заглавии I части поэмы, указание подзаголовка – 1826 г. – поэт восхищается поступком этой женщины, она первая добилась разрешения поехать к мужу в Сибирь. 
- 
              
            Художественные приемывнутренний монолог; диалог; детали портрета; антитеза; фиксация времени в пути; описание природы. 
- 
              
            Смысл заглавия поэмы «Русские женщины»В характерах жён декабристов проявились главные качества русского женского национального характера - самопожертвование, достоинство, терпение. Княгиня Трубецкая у Некрасова - обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Поэт наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени. Поэма – гимн благородным духовным порывам, мужеству, стойкости, верности, всепобеждающей силе любви. 
- 
              
            Тема и идеи поэмыТема:личность княгини Е.И. Трубецкой. Идеи: 1. Восхищение подвигом жен декабристов; 2.Критическая оценка дворянского общества и царя эпохи 20-х годов 19 века; 3. Главные достоинства русского национального женского характера – несгибаемое мужество в выполнении своего долга, преданность семье, любовь к мужу. 
- 
              
            Анализ урока в соответствии с требованиями программыI.Содержание материала проникновение в творческую лабораторию писателя (статья К.Чуковского и статья автора учебника); центральные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть (современники о Н.Некрасове: А.Дружинин о музе поэта, В.Зайцев о гуманности и любви к родине, Ф.Достоевский о страстной любви к народу); характеристика не только одного произведения, но и элементы сопоставительного анализа ( Г.Державин «Властителям и судиям», А.С.Пушкин «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…», Н.Некрасов «Орина, мать солдатская»). 
- 
              
            Анализ урока в соответствии с требованиями программыII. Развитие речи: выразительное чтение текста (по ролям); подготовка сообщений (рассказ к слайду); ответы на проблемные вопросы; формулировка доказательств в виде развернутого тезиса; лексическая работа; выписки для характеристики героев; творческие работы (выбор средств для решения актерских ролей; сочинение «Если бы эту роль довелось играть мне…»; инсценировка. 
- 
              
            
 III. Развитие умений: осмыслять и анализировать изучаемое произведение; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма); обосновывать свое суждение и давать характеристику героям; выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания; объяснять роль художественных особенностей текста и пользоваться справочным аппаратом учебника; выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы. 
- 
              
            Анализ урока в соответствии с задачами изучения литературыI.Воспитательные: формирование эстетического идеала; развитие эстетического вкуса; верное и глубокое постижение прочитанного; появление устойчивого интереса к книге; воспитание доброты, сердечности и сострадания. II.Образовательные: формирование умений творческого чтения , умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа; формирование речевых умений; формирование умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории, искусства. 
 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.