Презентация на тему "Образ Петербурга в творчестве Н.В.Гоголя, А.С. Пушкина и Ф.М.Достоевского" 10 класс

Презентация: Образ Петербурга в творчестве Н.В.Гоголя, А.С. Пушкина и Ф.М.Достоевского
Включить эффекты
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.6
9 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Образ Петербурга в творчестве Н.В.Гоголя, А.С. Пушкина и Ф.М.Достоевского" помогает рассмотреть образ Петербурга в творчестве разных писателей, выявить роль образа Санкт- Петербурга, проследить как меняется его видение на примере произведений Пушкина А.С,Гоголя Н.В. и Достоевского Ф.М., рассмотреть, как образ города влияет на его жителей.

Краткое содержание

  1. Цель
  2. Санкт-Петербург
  3. Образ города в творчестве Н.В. Гоголя
  4. Вывод
  5. Итог

Содержание

  • Презентация: Образ Петербурга в творчестве Н.В.Гоголя, А.С. Пушкина и Ф.М.Достоевского
    Слайд 1

    Образ Петербурга в творчестве Н.В.Гоголя, А.С. Пушкина и Ф.М.Достоевского

    Егорова Алёна, ученица 10 «Б» МБОУ «СОШ 14» г.Назарово Красноярского края.

    Учитель: Решетникова Л.В.

  • Слайд 2

    Цель:

    • Рассмотреть образ Петербурга в творчестве разных писателей, выявить роль образа Санкт- Петербурга, проследить как меняется его видение на примере произведений Пушкина А.С ,Гоголя Н.В. и Достоевского Ф.М.
    • Рассмотреть, как образ города влияет на его жителей.
  • Слайд 3

    Санкт-Петербург

    • Основан 1703 году Петром I .Город федерального значения Российской Федерации. В 1712—1918 годах — столица Российского государства. Санкт-Петербург — важный экономический, научный и культурный центр России, крупный транспортный узел. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • Слайд 4
    • В эпоху классицизма Российская империя пропагандировала торжественный, мажорный образ Петербурга как идеального города, рождённого наперекор стихиям в соответствии с рациональными планами просветителей. Придворные поэты воспевали его в одах, пейзажисты круга Фёдора Алексеева создавали картины с видами бескрайних проспектов и площадей, где на фоне грандиозных строений теряются фигуры людей.
  • Слайд 5

    Образ города в творчестве Н.В. Гоголя

    • В произведениях “Нос", “Записки сумасшедшего", “Невский проспект", “Шинель" создал художественный образ столицы, в котором выражена социальная и нравственная суть города.
    • Гоголевский Петербург — город нищих чиновников и бедного люда — противостоит парадному блеску Невского проспекта. Красота главной улицы призрачна и обманчива. Она не может скрыть нищеты и трагизма жизни большей части города, ужасной изнанки столицы.
  • Слайд 6
    • Враждебнее всего относится Петербург к “маленькому человеку". В “Записках сумасшедшего" Н. Гоголь словами чиновника Поприщина, раскрывает противоречивость и несправедливость общественного устройства. " Атмосфера безразличия и жестокости сводит его с ума".
  • Слайд 7
    • Петербург Н. В. Гоголя — это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве. Исчезнувший нос майора Ковалева живет собственной жизнью и к тому же имеет более высокий чин, чем его хозяин. Всюду царит хаос, рушатся привычные представления о добре и зле, главным достоинством становится не честь, а чин. Город способен унизить человека до того уровня, когда он уже перестает замечать степень своего падения.
  • Слайд 8

    Вывод

    • Петербург Гоголя обманчив, также как и его жители. Образ города носит особую смысловую нагрузку, которая еще больше показывает несправедливость, происходящую в столице. Можно сказать, что Гоголь ополчился против Санкт-Петербурга .
  • Слайд 9

    Петербург в творчестве А.С. Пушкина

    Столица Российского государства представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.

  • Слайд 10
    • Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах "Евгений Онегин". В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает город, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи.
    • И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, "упивались" "дыханьем ночи благосклонной".
    • Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург простой.
  • Слайд 11
    • Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века — это атмосфера приподнятости, ожидания грядущих, перемен, царившая в воздухе, атмосфера ожиданий, перемен и "вольности святой". Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: "вольность", "гражданин", "томленье жизнью", "охлажденный ум". На самом деле Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты и добра, помогающий найти путь к свободе.
  • Слайд 12
    • Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести "Медный всадник", написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для "маленького человека".
    • В этом произведении автор обращается к образу основателя города — Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Основная идея поэмы заключается в торжестве "общего над частным",как Петербург главенствует над своими жителями. Но все же Пушкин поет гимн столице Российского государства, показывая свою преданность городу. Однако конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен.
  • Слайд 13

    Вывод

    • Петербург Пушкина ,в одно время , это место вдохновения, красоты, свободы и жителей, и самого города. Однако, все же в его взглядах, столица была величественной и жестокой , такой были и сами петербуржцы. Город не только пейзаж и место действия, но и полноправный герой произведения.
  • Слайд 14

    Петербург Достоевского

    • В романе “Преступление и наказание" мы встречаемся не с парадной стороной этого прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку. Это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он — соучастник преступлений, соучастник бредовых идей и теорий.
    • Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание" глубоко символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события произведения, с другой — сам выступает действующим лицом
  • Слайд 15
    • В романе “Бедные люди" главный герой, Макар Девушкин, постоянно испытывает чувство страха перед громадой дымящего и гремящего Петербурга.
    • Образ мечтателя в повести “Белые ночи" освещен мягким и печальным полусветом летнего ночного Петербурга. Ночная столица кажется намного спокойней и “дружелюбней", чем яркий дневной город.
  • Слайд 16
    • Городской пейзаж несет большую художественную нагрузку. У Достоевского пейзаж — это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения. Он внутренне связан с изображаемым человеческим миром и подчеркивает ощущение безысходности, испытываемое героями произведений Достоевского.
  • Слайд 17

    Вывод

    • Петербург Достоевского – это отрицательный город с массой дурных качеств. Жители Петербурга не отличаются от своего города. Однако Достоевский, как и Пушкин делает столицу героем своих произведений.
  • Слайд 18

    Итог:

    • Образ города имеет свою судьбу. Он живет своей жизнью, имеет свои законы развития. Каждая эпоха в истории русского общества знает свой Петербург. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему. Сам город и его образ имеет огромное влияние на жителей. Столица ломала судьбы или строила их, город полностью властвует над людьми. Поэтому можно рассматривать образ Петербурга ,как отдельного героя произведений.
Посмотреть все слайды

Конспект

Слайд 1

  • Рассмотреть образ Петербурга в творчестве разных писателей , выявить роль образа Санкт- Петербурга, проследить как меняется его видение на примере произведений Пушкина А.С ,Гоголя Н.В. и Достоевского Ф.М. .
  • Рассмотреть, как образ города влияет на его жителей.

Слайд 2

Санкт-Петербу́рг основан 1703 году Петром Первым — город федерального значения Российской Федерации. Расположен на северо-западе России, на побережье Финского залива и в устье реки Невы.

В городе произошли три революции. Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов город около 900 дней находился в блокаде. Санкт-Петербург носит звание Город-герой (с 1965 года).

Санкт-Петербург — важный экономический, научный и культурный центр России, крупный транспортный узел. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди наиболее значимых культурно-туристических объектов — Эрмитаж, Кунсткамера, Мариинский театр, Российская национальная библиотека, Русский музей, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор.

Слайд 3

В эпоху классицизма Российская империя пропагандировала торжественный, мажорный образ Петербурга как идеального города, рождённого наперекор стихиям в соответствии с рациональными планами просветителей.

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо как Россия. Пушкин

Слайд 4

Автор “Носа", “Записок сумасшедшего", “Невского проспекта", “Шинели" создал художественный образ столицы, в котором выражена социальная и нравственная суть города. Гоголевский Петербург — город нищих чиновников, мастеровых, бедного люда — противостоит парадному блеску Невского проспекта. Красота главной улицы призрачна и обманчива. Она не может скрыть нищеты и трагизма жизни большей части города, ужасной изнанки столицы. “О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!" — восклицает Н. Гоголь. В городе ценятся только богатства и чины, торжествует самодовольная пошлость.

Слайд 5

Но враждебнее всего относится Петербург к “маленькому человеку". В “Записках сумасшедшего" Н. Гоголь словами одного из обездоленных героев, чиновника Поприщина, раскрывает противоречивость и несправедливость общественного устройства: “Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам". Атмосфера безразличия и жестокости сводит Поприщина с ума. Но его сознание настолько искажено ложными ценностями Петербурга, что в своих болезненных мечтах он видит себя таким же, как те, по чьей вине приходится страдать бедным чиновникам. Поприщин сам хочет распоряжаться человеческими жизнями, стремится попасть в ранг тех, кому “все позволено".

Слайд 6

Петербург Н. В. Гоголя — это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия. Исчезнувший нос майора Ковалева живет собственной жизнью и к тому же имеет более высокий чин, чем его хозяин. Все сдвинуто в мире. Всюду царит хаос, рушатся привычные представления о добре и зле, главным достоинством становится не честь, а чин. Город способен унизить человека до того уровня, когда он уже перестает замечать степень своего падения.

Слайд 7

Петербург Гоголя обманчив , также как и его жители. Образ города носит особую смысловую нагрузку, которая еще больше показывает несправедливость, происходящую в столице. Можно

сказать, что Гоголь ополчился против Санкт- Петербурга.

Слайд 8

Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.

Слайд 9

Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах "Евгений Онегин". В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала "в вихре света", состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:

И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, "упивались" "дыханьем ночи благосклонной

Всё было тихо; лишь ночные
Перекликались часовые;
Да дрожек отдалённый стук
С Мильонной раздавался вдруг;

Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург простой

А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробуждён.
Встаёт купец, идёт разносчик,
На биржу тянется извозчик

Слайд 10

Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века — это атмосфера приподнятости, ожидания грядущих, перемен, царившая в воздухе, атмосфера ожиданий, надежд, перемен и "вольности святой". Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: "вольность", "гражданин", "томленье жизнью", "охлажденный ум", буря, море, свобода. На самом деле Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты и добра, помогающий найти путь к свободе.

Слайд 11

Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести "Медный всадник", написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для "маленького человека".

В этом произведении автор обращается к образу основателя города — Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. основная идея поэмы заключается в торжестве "общего над частным",как в Петербурге дворянство главенствует над низшими слоями. Пушкин поет гимн столице Российского государства:

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид! Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный...

Город вознесся "пышно, горделиво" "из тьмы лесов и топи блат" и стал сердцем могучего государства:

Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия.

Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

Слайд 12

Петербург Пушкина ,в одно время , это место вдохновения ,красоты ,свободы и жителей ,и самого города. Однако , все же в его взглядах, столица была величественной и жестокой , такой были и сами петербуржцы. Город не только пейзаж и место действия , но и полноправный герой произведения.

Слайд 13

В романе “Преступление и наказание" мы встречаемся не с парадной стороной этого прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку, — город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он — соучастник преступлений, соучастник бредовых идей и теорий. Он — свидетель кошмарных снов и человеческих трагедий.

Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих интерьеров меблированных комнат, но также обращает наше внимание на запахи и символические цвета.

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека.<...> (ч.1, гл.1)

Итак, образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание" глубоко символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события произведения, с другой — сам выступает действующим лицом.

Слайд 14

В романе “Бедные люди" главный герой, Макар Девушкин, постоянно испытывает чувство страха перед громадой дымящего и гремящего Петербурга.

Образ мечтателя в повести “Белые ночи" освещен мягким и печальным полусветом летнего ночного Петербурга. Ночная столица кажется намного спокойней и “дружелюбней", чем яркий дневной город

Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое звёздное, такое светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя, неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?

Слайд 15

Городской пейзаж несет большую художественную нагрузку. У Достоевского пейзаж — это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения. Он внутренне связан с изображаемым человеческим миром и подчеркивает ощущение безысходности, испытываемое героями произведений Достоевского.

Слайд 16

Петербург Достоевского – это отрицательный город с массой дурных качеств. Жители Петербурга не отличаются от своего города. Однако Достоевский, как и Пушкин делает столицу героем своих произведений.

Слайд 17

Образ города имеет свою судьбу. Он живет своей жизнью, имеет свои законы развития, над которыми не властны его носители. Одни писатели создавали случайные образы, откликаясь на выразительность Петербурга, другие, ощущая свою связь с ним, создавали сложный и цельный портрет северной столицы, третьи вносили свои идеи и стремились осмыслить Петербург в связи с общей системой своего миросозерцания; наконец, четвертые, совмещая все это, творили из Петербурга целый мир, живущий своей жизнью. Каждая эпоха в истории русского общества знает свой Петербург. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему. Сам город и его образ имеет огромное влияние на жителей .Столица ломала судьбы или строила их, город полностью властвует над людьми. Поэтому можно рассматривать образ Петербурга ,как отдельного героя произведений.

Слайд 1

  • Рассмотреть образ Петербурга в творчестве разных писателей , выявить роль образа Санкт- Петербурга, проследить как меняется его видение на примере произведений Пушкина А.С ,Гоголя Н.В. и Достоевского Ф.М. .
  • Рассмотреть, как образ города влияет на его жителей.

Слайд 2

Санкт-Петербу́рг основан 1703 году Петром Первым — город федерального значения Российской Федерации. Расположен на северо-западе России, на побережье Финского залива и в устье реки Невы.

В городе произошли три революции. Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов город около 900 дней находился в блокаде. Санкт-Петербург носит звание Город-герой (с 1965 года).

Санкт-Петербург — важный экономический, научный и культурный центр России, крупный транспортный узел. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди наиболее значимых культурно-туристических объектов — Эрмитаж, Кунсткамера, Мариинский театр, Российская национальная библиотека, Русский музей, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор.

Слайд 3

В эпоху классицизма Российская империя пропагандировала торжественный, мажорный образ Петербурга как идеального города, рождённого наперекор стихиям в соответствии с рациональными планами просветителей.

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо как Россия. Пушкин

Слайд 4

Автор “Носа", “Записок сумасшедшего", “Невского проспекта", “Шинели" создал художественный образ столицы, в котором выражена социальная и нравственная суть города. Гоголевский Петербург — город нищих чиновников, мастеровых, бедного люда — противостоит парадному блеску Невского проспекта. Красота главной улицы призрачна и обманчива. Она не может скрыть нищеты и трагизма жизни большей части города, ужасной изнанки столицы. “О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!" — восклицает Н. Гоголь. В городе ценятся только богатства и чины, торжествует самодовольная пошлость.

Слайд 5

Но враждебнее всего относится Петербург к “маленькому человеку". В “Записках сумасшедшего" Н. Гоголь словами одного из обездоленных героев, чиновника Поприщина, раскрывает противоречивость и несправедливость общественного устройства: “Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам". Атмосфера безразличия и жестокости сводит Поприщина с ума. Но его сознание настолько искажено ложными ценностями Петербурга, что в своих болезненных мечтах он видит себя таким же, как те, по чьей вине приходится страдать бедным чиновникам. Поприщин сам хочет распоряжаться человеческими жизнями, стремится попасть в ранг тех, кому “все позволено".

Слайд 6

Петербург Н. В. Гоголя — это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия. Исчезнувший нос майора Ковалева живет собственной жизнью и к тому же имеет более высокий чин, чем его хозяин. Все сдвинуто в мире. Всюду царит хаос, рушатся привычные представления о добре и зле, главным достоинством становится не честь, а чин. Город способен унизить человека до того уровня, когда он уже перестает замечать степень своего падения.

Слайд 7

Петербург Гоголя обманчив , также как и его жители. Образ города носит особую смысловую нагрузку, которая еще больше показывает несправедливость, происходящую в столице. Можно

сказать, что Гоголь ополчился против Санкт- Петербурга.

Слайд 8

Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.

Слайд 9

Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах "Евгений Онегин". В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала "в вихре света", состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:

И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, "упивались" "дыханьем ночи благосклонной

Всё было тихо; лишь ночные
Перекликались часовые;
Да дрожек отдалённый стук
С Мильонной раздавался вдруг;

Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург простой

А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробуждён.
Встаёт купец, идёт разносчик,
На биржу тянется извозчик

Слайд 10

Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века — это атмосфера приподнятости, ожидания грядущих, перемен, царившая в воздухе, атмосфера ожиданий, надежд, перемен и "вольности святой". Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: "вольность", "гражданин", "томленье жизнью", "охлажденный ум", буря, море, свобода. На самом деле Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты и добра, помогающий найти путь к свободе.

Слайд 11

Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести "Медный всадник", написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для "маленького человека".

В этом произведении автор обращается к образу основателя города — Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. основная идея поэмы заключается в торжестве "общего над частным",как в Петербурге дворянство главенствует над низшими слоями. Пушкин поет гимн столице Российского государства:

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид! Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный...

Город вознесся "пышно, горделиво" "из тьмы лесов и топи блат" и стал сердцем могучего государства:

Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия.

Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

Слайд 12

Петербург Пушкина ,в одно время , это место вдохновения ,красоты ,свободы и жителей ,и самого города. Однако , все же в его взглядах, столица была величественной и жестокой , такой были и сами петербуржцы. Город не только пейзаж и место действия , но и полноправный герой произведения.

Слайд 13

В романе “Преступление и наказание" мы встречаемся не с парадной стороной этого прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку, — город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он — соучастник преступлений, соучастник бредовых идей и теорий. Он — свидетель кошмарных снов и человеческих трагедий.

Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих интерьеров меблированных комнат, но также обращает наше внимание на запахи и символические цвета.

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека.<...> (ч.1, гл.1)

Итак, образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание" глубоко символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события произведения, с другой — сам выступает действующим лицом.

Слайд 14

В романе “Бедные люди" главный герой, Макар Девушкин, постоянно испытывает чувство страха перед громадой дымящего и гремящего Петербурга.

Образ мечтателя в повести “Белые ночи" освещен мягким и печальным полусветом летнего ночного Петербурга. Ночная столица кажется намного спокойней и “дружелюбней", чем яркий дневной город

Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое звёздное, такое светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя, неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?

Слайд 15

Городской пейзаж несет большую художественную нагрузку. У Достоевского пейзаж — это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения. Он внутренне связан с изображаемым человеческим миром и подчеркивает ощущение безысходности, испытываемое героями произведений Достоевского.

Слайд 16

Петербург Достоевского – это отрицательный город с массой дурных качеств. Жители Петербурга не отличаются от своего города. Однако Достоевский, как и Пушкин делает столицу героем своих произведений.

Слайд 17

Образ города имеет свою судьбу. Он живет своей жизнью, имеет свои законы развития, над которыми не властны его носители. Одни писатели создавали случайные образы, откликаясь на выразительность Петербурга, другие, ощущая свою связь с ним, создавали сложный и цельный портрет северной столицы, третьи вносили свои идеи и стремились осмыслить Петербург в связи с общей системой своего миросозерцания; наконец, четвертые, совмещая все это, творили из Петербурга целый мир, живущий своей жизнью. Каждая эпоха в истории русского общества знает свой Петербург. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему. Сам город и его образ имеет огромное влияние на жителей .Столица ломала судьбы или строила их, город полностью властвует над людьми. Поэтому можно рассматривать образ Петербурга ,как отдельного героя произведений.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке