Содержание
-
ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ
-
Обряды берут своё начало в глубокой древности. Календарный обряд – неотъемлемая часть народного празднества – это установленные традицией символические действия, имеющие магический смысл. Известно, что народные празднества связаны прежде всего с хозяйственной деятельностью и приурочены к временам года, т.е. распорядку сельскохозяйственных работ по временам года. Считалось, что если обрядовые действия не будут исполнены в сопровождении песни, то не будет достигнут желаемый результат. Исполняемые во время самых разных обрядов песни называются календарно – обрядовыми. Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду устного народного творчества ( УНТ ). Немного истории
-
Рождественские новогодние праздники связаны с зимним солнцестоянием – одним из важнейших дней земледельческого календаря. Началу года придавалось особенное значение: как встретишь Новый год, так и весь год проведёшь. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди весёлыми, все желали друг другу счастья и удачи. А начинались праздники колядованием – ряженые обходили дома и пели колядки(желали богатого урожая, изобилия, славили хозяев), хозяева щедро одаривали колядующих пирогами,лепёшками, колбасами…( см учебник, стр. 7) Если хозяева скупились, им пели озорные колядки с шуточными угрозами. колядки
-
К.А.Трутовский. «Колядки в Малороссии».
-
Современная Масленица произошла от языческого старославянского праздника проводов Зимы. Так она и сохранилась по сей день. Главное угощение на Масленицу -блины. С пылу с жару дорогим гостям. С топлёным маслом, с мёдом, со сметаной, с икрой, грибами, с осетриной… Блин – это символ солнца, круглый и горячий он сулит радость и веселье, вот-вот растает снег и наступят тёплые весенние деньки. Длится Масленица неделю. По красоте, поэтичности и озорству это один из самых продолжительных ивесёлых предвесенних праздников в канун Великого поста. Для проводов сооружалось большое чучело Масленицы, потом его сжигали или закапывали. МАСЛЕНИЧНЫЕ ПЕСНИ
-
«Вот и прикатила Масленица на лихой тройке с бубенцами»
-
«Масленица. Б Кустодиев.
-
Сжигание Масленицы (Прощание).
-
* Весенние песни – Веснянки – не пели, а кликали (выкрикивали), взобравшись куда-нибудь повыше: на крышу, на пригорок. * В них призывали весну, окончательно расставались с зимой. Выпекали из теста птичек, подкидывали их, чтобы они «летали». Обряд связывался с приходом весны, с весенним возрождением земли. ВЕСЕННИЕ ПЕСНИ
-
Летние песни
-
Кукушечка, любушечка, Принимайте меня во зелёный сад одноё. Кумитеся, любитеся Принимайте меня во зелёный сад одноё. Вы пойдёте во зелёный сад, Принимайте меня во зелёный сад одноё.
-
Лето приводило за собой свои праздники и открывалось широким праздником Троицы.Он совпадал с расцветом природы в начале лета.
Троица - очень красивый праздник. Дома украшают ветками берёзы, травой, цветами. Плетут венки, гадают на них, водят хороводы. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость. Всё сопровождалось песнями. Праздник Троицы без березы - то же самое, что Рождество без елки. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки.
-
Народные обычаи, связанные с праздником Троицы.
В народе сохранился древний обычай, имеющий дохристианские корни. Он заключался в том, чтобы идти в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана. Слезы означали дождь. Считалось, что после этого летом не будет засухи. Сергей Коровин. К Троице. 1902 г.
-
Описание этого обычая мы находим у:
А. С. Пушкина в «Евгении Онегине»: В день Троицын, когда народЗевая, слушает молебен,Умильно на пучок зариОни роняли слезки три… Сергея Есенина: Троицыно утро, утренний канон,В роще по березкам белый перезвон.Тянется деревня с праздничного сна,В благовесте ветра хмельная весна.На резных окошках ленты и кусты.Я пойду к обедне плакать на цветы…
-
Белокаменный Троицкий собор является одним из важнейших памятников раннемосковского зодчества. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном. Андрей Рублёв. ТРОИЦА. Третьяковская галерея. Троицкий собор. Москва.
-
ОСЕННИЕ ПЕСНИ.
-
Б. Кустодиев. Жатва.
-
Последний календарно – обрядовый цикл связан со сбором урожая.
Обряды совершали в день, когда заканчивали уборку хлеба. Окончив жатву, «завивалибороду» - завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела. Потом катались по земле, восстанавливая свои силы. Потом с последним снопом торжественно шли домой, распевая песни. А. Венецианов.
-
Обрядовый фольклор и искусство
Обрядовые песни очень поэтичны, музыкальны, напевны, богаты образами, в них заложена простая мудрость жизни. Вся жизнь народа пронизана поэзией, и в этом притягательность фольклорных произведений. обрядовой поэзией интересовались такие выдающиеся русские писатели, поэты, композиторы, художники как А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, С. А. Есенин, М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, Б.Кустодиев, С. Коровин…
-
1. Какой фольклор называется обрядовым? 2. Какие календарно-обрядовые песни узнали? 3. Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен? 4. Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? 5. Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах? Расскажите об этом подробнее. 6. Символом каких песен была берёзка? 7. Что привлекало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии писателей, поэтов, композиторов? ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.