Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация на тему "Особенности моделирования и проведения уроков литературы по технологии диалогового обучения" рассказывает о теоретическом этапе, выделении проблем, индивидуально-познавательном этапе, коллективно-аналитическом этапе, личностно-рефлексивном этапе.
Краткое содержание
Теоретический этап. Выделение проблемы
Индивидуально-познавательный этап
Самопредъявление учителя
Самопредъявление ученика
Установление взаимных договорённостей между учителем и учащимися
Особенности моделирования и проведения уроков литературы по технологии диалогового взаимодействия
Мастер-класс.
Ведущий: Чухряева Н.Н., учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ Краснояровская СОШ.
Слайд 2
1 теоретический этап. Выделение проблемы
Что такое диалог?
Слайд 3
Этапы диалогического изучения литературы
Этапы
Диалогического
изучения
литературы
Слайд 4
I.Индивидуально-познавательный этап:
создание ситуаций общения, в процессе которых ученики знакомятся со своей «особостью» и индивидуальностью другого.
Слайд 5
1.Самопредъявление учителя
Приветствие с положительным эмоциональным фоном:
«Рада вас всех видеть»
«Вопрос-якорь»
Слайд 6
2.Самопредъявление ученика
Слайд 7
3.Установление взаимных договорённостей между учителем и учащимися
Правила взаимодействия.
Слайд 8
4.Организация пространства общения
Слайд 9
II. Коллективно-аналитический этап
коллективный анализ;
коллективная мыследеятельность;
развитие интереса личности к предмету;
формирование навыков взаимодействия в обществе;
поиск решений;
соотношение разных подходов, разных «Я».
Слайд 10
Формы и приёмы работы на этом этапе:
размышления вслух;
работа в группах;
творческая групповая работа игрового характера;
ситуационные игры;
защита коллективного проекта (сочинения, творческой работы);
методы логической помощи учащимся;
афоризмы, пословицы, цитаты из произведений, психологические подсказки, просто советы;
название и тема урока;
осмысление эпиграфа, или эпиграфов…
Слайд 11
III. Личностно-рефлексивный этап:
развитие рефлексивной и духовной личностных функций; развитие интереса к собственному самосовершенствованию; совершенствование навыков самообразования.
Слайд 12
Виды работы:
рефлексивные паузы (своеобразные остановки, когда ученики как бы заново переживают тот или иной момент урока в разных его новых возможностях: комплимент, устный или письменный анализ своих действий, размышление над своим поведением, самостоятельное обдумывание предложенных вопросов);
творческий отчёт ученика: фильм о себе, книга о себе, журналы, литературные портфолио, выставки работ, страницы дневника.
Слайд 13
2 практический этап
Объединение в группы для обсуждения проблемы
Наработанный мною опыт работы свидетельствует о том, что использование стратегий и приёмов технологии диалогическогообразования способствует осуществлению личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся. Я предлагаю присутствующим на сегодняшнем занятии «прожить» в качестве учеников некоторые из приёмов и оценить их эффективность.
Слайд 14
Организация учебного пространства (круговое (полукруг) расположение столов).
Приветствие. Поприветствуйте друг друга, словно увидели в первый раз. Поприветствуйте себя любимого (потрите ладони друг о друга).
Слайд 15
Интеллектуальная разминка
Приём «Продолжи фразу»
Учитесь сами, не ждите…
Расширь вой репертуар …
Совершил преступление: убил человека …
Если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо,…
Спрашивай и найдешь, старайся …
Как мы мыслим, …
Уважение к людям есть уважение…
Слайд 16
Для того чтобы усовершенствовать ум, надо…
Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет… Стало быть дело человека не стараться светить, но…
Не унывай! …
Не бойся! …
Трудись! …
Слайд 17
Поступай с ближними так, …
Как блохи скачут мысли с человека на человека, но …
Если у двух человек имеется по одному яблоку, и они ими обменяются, то у каждого из них окажется опять по одному яблоку. Если у каждого человека есть по одной идее, и они обменяются ими, …
Пропорции красоты очень просты:…
Слайд 18
Что есть красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,Или огонь, мерцающий в сосуде?
Слайд 19
У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей.
А.И.Солженицын
Слайд 20
Определите своё отношение к утверждению писателя, исходя из следующих позиций:
Определите своё отношение к утверждению писателя, исходя из следующих позиций:
1) совершенно согласен;2) согласен;3) не могу определиться;4) не согласен;5) совершенно не согласен.
Особенности моделирования и проведения уроков литературы по технологии
диалогового взаимодействия
Чухряева Н.Н.,
учитель русского языка и литературы высшей категории
Амурская область
Мазановский район
МОБУ Краснояровская СОШ
Цель: создание условий для восприятия в интерактивной форме опыта работы, классного часа по технологии диалогового обучения.
Задачи:
1.Познакомить с приёмами и стратегиями технологии, предоставить возможность для оценки их эффективности.
2. Показать возможности технологии в осуществлении личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании, в развитии интеллектуальных способностей учащихся.
3. Содействовать формированию мотивации на осуществление гуманистического подхода в обучении и воспитании учащихся.
Оборудование: карточки для пометок учителей, афоризмы, приёмы рефлексии, правила взаимодействия на уроке, мультимедийный проектор.
Форма: интегрированное занятие (лекционно-практическое): Т-П-Т. (Теория – практика – теория)
Цель 1 (теоретического) этапа: осветить составляющие урока-диалога.
Цель 2 (практического) этапа: показать формы и методы осуществления технологии диалогического обучения.
3 этап теоретический: вопрос-ответ.
Алгоритм проведения мастер-класса:
Выделение проблемы;
Панель;
Объединение в группы для обсуждения проблемы;
Работа с материалом;
Представление результатов работы;
Обсуждение результатов работы.
1 теоретический этап
Выделение проблемы
Что такое диалог? Почему он сегодня так важен? Посмотрите, что происходит вокруг… Наверняка вы были свидетелями ситуаций, когда люди не могут договориться друг с другом. Войны, межличностные конфликты, семейные разводы, конфликты «отцов» и «детей», алкоголизм и наркомания, суицид – все это результат неумения людей быть в диалоге с самим собой, с человеком, с природой, с миром.
Панель: актуализация знаний каждого по предлагаемой проблеме
Этапы диалогического изучения литературы:
I.Индивидуально-познавательный этап: создание ситуации общения, в процессе которых ученики знакомятся со своей «особостью» и индивидуальностью другого.
1.Самопредъявление учителя.
Приветствие с положительным эмоциональным фоном: « Рада вас всех видеть».
«Вопрос-якорь».
2.Самопредъявление ученика.
3.Установление взаимных договорённостей между учителем и учащимися (правила взаимодействия).
4. Организация пространства общения.
II. Коллективно-аналитический этап диалогового обучения: коллективный анализ, коллективная мыследеятельность, развитие интереса личности к предмету, формирование навыков взаимодействия в обществе, поиск решений, соотношение разных подходов, разных «Я».
Формы и приёмы работы на этом этапе:
размышления вслух;
работа в группах;
творческая групповая работа игрового характера;
ситуационные игры;
защита коллективного проекта (сочинения, творческой работы);
методы логической помощи учащимся;
афоризмы, пословицы, цитаты из произведений, психологические подсказки, просто советы;
название и тема урока;
осмысление эпиграфа, или эпиграфов.
III. Личностно-рефлексивный этап: развитие рефлексивной и духовной личностных функций; развитие интереса к собственному самосовершенствованию; совершенствование навыков самообразования.
Виды работы:
рефлексивные паузы (своеобразные остановки, когда ученики как бы заново переживают тот или иной момент урока в разных его новых возможностях: комплимент, устный или письменный анализ своих действий, размышление над своим поведением, самостоятельное обдумывание предложенных вопросов);
творческий отчёт ученика: фильм о себе, книга о себе, журналы, литературные портфолио, выставки работ, страницы дневника.
2 практический этап
Объединение в группы для обсуждения проблемы
Наработанный мною опыт работы свидетельствует о том, что использование стратегий и приёмов технологии диалогическогообразования способствует осуществлению личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся. Я предлагаю присутствующим на сегодняшнем занятии «прожить» в качестве учеников некоторые из приёмов и оценить их эффективность.
Организация учебного пространства (круговое (полукруг) расположение столов).
Приветствие. Поприветствуйте друг друга, словно увидели в первый раз. Поприветствуйте себя любимого (потрите ладони друг о друга).
Разогрев учебной группы. Проведение интеллектуальной разминки.
Приём «Продолжи фразу»: Я предлагаю вам первую часть высказывания, концовку вы должны спрогнозировать сами. Замечу, что афоризмы можно использовать в качестве эпиграфов к урокам, классным часам.
Учитесь сами, не ждите… (когда жизнь вас научит).
Расширь вой репертуар … (собой).
Совершил преступление: убил человека …(в себе).
Если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо,…( делай его сам) (английская пословица).
Спрашивай и найдешь, старайся … (и узнаешь) (монгольская посл.)
Как мы мыслим, … (так мы себя и чувствуем) (А. Эллис).
Уважение к людям есть уважение… (к самому себе )(Д.Голсуорси).
Для того чтобы усовершенствовать ум, надо… (больше размышлять, чем заучивать )(Р.Декарт).
Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет… Стало быть дело человека не стараться светить, но… (стараться очищать себя) (Л.Толстой).
Не унывай! …(Унывающий обречен на неудачи.)
Не бойся! … (Трус обречен на поражение.)
Трудись! …(Другого пути к спеху нет.)
Поступай с ближними так, … (как хочешь, чтобы они поступали с тобой).
Как блохи скачут мысли с человека на человека, но … (не каждого кусают).
Если у двух человек имеется по одному яблоку, и они ими обменяются, то у каждого из них окажется опять по одному яблоку. Если у каждого человека есть по одной идее, и они обменяются ими, … (то у каждого будет уже по две идеи )(Б.Шоу).
Пропорции красоты очень просты:… (100%).
Я надеюсь, что мысли, которые будут высказываться по теме занятия сегодня, не будут вами восприниматься равнодушно. Каждый из нас уйдёт, обогащённый множеством идей.
Спасибо вам за активную работу, за добрые, неравнодушные, а поэтому красивые лица. Думаю, что человек с таким лицом легко сможет ответить на вопрос:
Что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Работа с материалом
Создание проблемной ситуации, которая решается на этапе осмысления
Это проблемный вопрос нашего занятия (поместить на доске). Тему урока вы должны будете сформулировать сами в конце работы. В ходе занятия вы также должны подобрать эпиграф (-ы). Пометьте для себя задание. Я предлагаю такой: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей» А.И.Солженицын. Какими словами можно заменить слово «хороши»?
Определите своё отношение к утверждению писателя, исходя из следующих позиций: 1) совершенно согласен; 2) согласен; 3) не могу определиться; 4) не согласен; 5) совершенно не согласен. Почему вы выбрали это утверждение?
Работа с текстом стихотворения Н.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» (выдать на группу).
Приём «Ключевые слова»: во время чтения текста подчеркнуть ключевые слова. Представление результатов работы;
Представление результатов работы
Написание синквейна.
Обсуждение результатов работы
Учебный диалог относится к ведущим технологиям личностно ориентированного образования. Как особая дидактико-коммуникативная среда, учебный диалог обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей. Содержание изучаемого материала усваивается не только обращением к памяти, но и к глубинным структурам сознания старшеклассников.
Диалогичность предполагает совместный поиск истины. Диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; в нём главное не произведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопонимание, сотворчество.
Особенности моделирования и проведения уроков литературы по технологии
диалогового взаимодействия
Чухряева Н.Н.,
учитель русского языка и литературы высшей категории
Амурская область
Мазановский район
МОБУ Краснояровская СОШ
Цель: создание условий для восприятия в интерактивной форме опыта работы, классного часа по технологии диалогового обучения.
Задачи:
1.Познакомить с приёмами и стратегиями технологии, предоставить возможность для оценки их эффективности.
2. Показать возможности технологии в осуществлении личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании, в развитии интеллектуальных способностей учащихся.
3. Содействовать формированию мотивации на осуществление гуманистического подхода в обучении и воспитании учащихся.
Оборудование: карточки для пометок учителей, афоризмы, приёмы рефлексии, правила взаимодействия на уроке, мультимедийный проектор.
Форма: интегрированное занятие (лекционно-практическое): Т-П-Т. (Теория – практика – теория)
Цель 1 (теоретического) этапа: осветить составляющие урока-диалога.
Цель 2 (практического) этапа: показать формы и методы осуществления технологии диалогического обучения.
3 этап теоретический: вопрос-ответ.
Алгоритм проведения мастер-класса:
Выделение проблемы;
Панель;
Объединение в группы для обсуждения проблемы;
Работа с материалом;
Представление результатов работы;
Обсуждение результатов работы.
1 теоретический этап
Выделение проблемы
Что такое диалог? Почему он сегодня так важен? Посмотрите, что происходит вокруг… Наверняка вы были свидетелями ситуаций, когда люди не могут договориться друг с другом. Войны, межличностные конфликты, семейные разводы, конфликты «отцов» и «детей», алкоголизм и наркомания, суицид – все это результат неумения людей быть в диалоге с самим собой, с человеком, с природой, с миром.
Панель: актуализация знаний каждого по предлагаемой проблеме
Этапы диалогического изучения литературы:
I.Индивидуально-познавательный этап: создание ситуации общения, в процессе которых ученики знакомятся со своей «особостью» и индивидуальностью другого.
1.Самопредъявление учителя.
Приветствие с положительным эмоциональным фоном: « Рада вас всех видеть».
«Вопрос-якорь».
2.Самопредъявление ученика.
3.Установление взаимных договорённостей между учителем и учащимися (правила взаимодействия).
4. Организация пространства общения.
II. Коллективно-аналитический этап диалогового обучения: коллективный анализ, коллективная мыследеятельность, развитие интереса личности к предмету, формирование навыков взаимодействия в обществе, поиск решений, соотношение разных подходов, разных «Я».
Формы и приёмы работы на этом этапе:
размышления вслух;
работа в группах;
творческая групповая работа игрового характера;
ситуационные игры;
защита коллективного проекта (сочинения, творческой работы);
методы логической помощи учащимся;
афоризмы, пословицы, цитаты из произведений, психологические подсказки, просто советы;
название и тема урока;
осмысление эпиграфа, или эпиграфов.
III. Личностно-рефлексивный этап: развитие рефлексивной и духовной личностных функций; развитие интереса к собственному самосовершенствованию; совершенствование навыков самообразования.
Виды работы:
рефлексивные паузы (своеобразные остановки, когда ученики как бы заново переживают тот или иной момент урока в разных его новых возможностях: комплимент, устный или письменный анализ своих действий, размышление над своим поведением, самостоятельное обдумывание предложенных вопросов);
творческий отчёт ученика: фильм о себе, книга о себе, журналы, литературные портфолио, выставки работ, страницы дневника.
2 практический этап
Объединение в группы для обсуждения проблемы
Наработанный мною опыт работы свидетельствует о том, что использование стратегий и приёмов технологии диалогическогообразования способствует осуществлению личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся. Я предлагаю присутствующим на сегодняшнем занятии «прожить» в качестве учеников некоторые из приёмов и оценить их эффективность.
Организация учебного пространства (круговое (полукруг) расположение столов).
Приветствие. Поприветствуйте друг друга, словно увидели в первый раз. Поприветствуйте себя любимого (потрите ладони друг о друга).
Разогрев учебной группы. Проведение интеллектуальной разминки.
Приём «Продолжи фразу»: Я предлагаю вам первую часть высказывания, концовку вы должны спрогнозировать сами. Замечу, что афоризмы можно использовать в качестве эпиграфов к урокам, классным часам.
Учитесь сами, не ждите… (когда жизнь вас научит).
Расширь вой репертуар … (собой).
Совершил преступление: убил человека …(в себе).
Если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо,…( делай его сам) (английская пословица).
Спрашивай и найдешь, старайся … (и узнаешь) (монгольская посл.)
Как мы мыслим, … (так мы себя и чувствуем) (А. Эллис).
Уважение к людям есть уважение… (к самому себе )(Д.Голсуорси).
Для того чтобы усовершенствовать ум, надо… (больше размышлять, чем заучивать )(Р.Декарт).
Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет… Стало быть дело человека не стараться светить, но… (стараться очищать себя) (Л.Толстой).
Не унывай! …(Унывающий обречен на неудачи.)
Не бойся! … (Трус обречен на поражение.)
Трудись! …(Другого пути к спеху нет.)
Поступай с ближними так, … (как хочешь, чтобы они поступали с тобой).
Как блохи скачут мысли с человека на человека, но … (не каждого кусают).
Если у двух человек имеется по одному яблоку, и они ими обменяются, то у каждого из них окажется опять по одному яблоку. Если у каждого человека есть по одной идее, и они обменяются ими, … (то у каждого будет уже по две идеи )(Б.Шоу).
Пропорции красоты очень просты:… (100%).
Я надеюсь, что мысли, которые будут высказываться по теме занятия сегодня, не будут вами восприниматься равнодушно. Каждый из нас уйдёт, обогащённый множеством идей.
Спасибо вам за активную работу, за добрые, неравнодушные, а поэтому красивые лица. Думаю, что человек с таким лицом легко сможет ответить на вопрос:
Что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Работа с материалом
Создание проблемной ситуации, которая решается на этапе осмысления
Это проблемный вопрос нашего занятия (поместить на доске). Тему урока вы должны будете сформулировать сами в конце работы. В ходе занятия вы также должны подобрать эпиграф (-ы). Пометьте для себя задание. Я предлагаю такой: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей» А.И.Солженицын. Какими словами можно заменить слово «хороши»?
Определите своё отношение к утверждению писателя, исходя из следующих позиций: 1) совершенно согласен; 2) согласен; 3) не могу определиться; 4) не согласен; 5) совершенно не согласен. Почему вы выбрали это утверждение?
Работа с текстом стихотворения Н.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» (выдать на группу).
Приём «Ключевые слова»: во время чтения текста подчеркнуть ключевые слова. Представление результатов работы;
Представление результатов работы
Написание синквейна.
Обсуждение результатов работы
Учебный диалог относится к ведущим технологиям личностно ориентированного образования. Как особая дидактико-коммуникативная среда, учебный диалог обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей. Содержание изучаемого материала усваивается не только обращением к памяти, но и к глубинным структурам сознания старшеклассников.
Диалогичность предполагает совместный поиск истины. Диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; в нём главное не произведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопонимание, сотворчество.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.