Презентация на тему "Особенности моделирования и проведения уроков литературы по технологии диалогового обучения"

Презентация: Особенности моделирования и проведения уроков литературы по технологии диалогового обучения
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Особенности моделирования и проведения уроков литературы по технологии диалогового обучения" рассказывает о теоретическом этапе, выделении проблем, индивидуально-познавательном этапе, коллективно-аналитическом этапе, личностно-рефлексивном этапе.

Краткое содержание

  1. Теоретический этап. Выделение проблемы
  2. Индивидуально-познавательный этап
  3. Самопредъявление учителя
  4. Самопредъявление ученика
  5. Установление взаимных договорённостей между учителем и учащимися
  6. Коллективно-аналитический этап
  7. Личностно-рефлексивный этап
  8. Интеллектуальная разминка

Содержание

  • Презентация: Особенности моделирования и проведения уроков литературы по технологии диалогового обучения
    Слайд 1

    Особенности моделирования и проведения уроков литературы по технологии диалогового взаимодействия

    Мастер-класс.

    Ведущий: Чухряева Н.Н., учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ Краснояровская СОШ.

  • Слайд 2

    1 теоретический этап. Выделение проблемы

    • Что такое диалог?
  • Слайд 3

    Этапы диалогического изучения литературы

    Этапы

    Диалогического

    изучения

    литературы

  • Слайд 4

    I.Индивидуально-познавательный этап:

    • создание ситуаций общения, в процессе которых ученики знакомятся со своей «особостью» и индивидуальностью другого.
  • Слайд 5

    1.Самопредъявление учителя

    Приветствие с положительным эмоциональным фоном:

    • «Рада вас всех видеть»
    • «Вопрос-якорь»
  • Слайд 6

    2.Самопредъявление ученика

  • Слайд 7

    3.Установление взаимных договорённостей между учителем и учащимися

    • Правила взаимодействия.
  • Слайд 8

    4.Организация пространства общения

  • Слайд 9

    II. Коллективно-аналитический этап

    • коллективный анализ;
    • коллективная мыследеятельность;
    • развитие интереса личности к предмету;
    • формирование навыков взаимодействия в обществе;
    • поиск решений;
    • соотношение разных подходов, разных «Я».
  • Слайд 10

    Формы и приёмы работы на этом этапе:

    • размышления вслух;
    • работа в группах;
    • творческая групповая работа игрового характера;
    • ситуационные игры;
    • защита коллективного проекта (сочинения, творческой работы);
    • методы логической помощи учащимся;
    • афоризмы, пословицы, цитаты из произведений, психологические подсказки, просто советы;
    • название и тема урока;
    • осмысление эпиграфа, или эпиграфов…
  • Слайд 11

    III. Личностно-рефлексивный этап:

    • развитие рефлексивной и духовной личностных функций; развитие интереса к собственному самосовершенствованию; совершенствование навыков самообразования.
  • Слайд 12

    Виды работы:

    • рефлексивные паузы (своеобразные остановки, когда ученики как бы заново переживают тот или иной момент урока в разных его новых возможностях: комплимент, устный или письменный анализ своих действий, размышление над своим поведением, самостоятельное обдумывание предложенных вопросов);
    • настройка личностного аппарата: вижу, слышу, чувствую, понимаю;
    • проектирование и проведение учащимися урока;
    • составление заданий, подбор материалов к зачёту;
    • творческий отчёт ученика: фильм о себе, книга о себе, журналы, литературные портфолио, выставки работ, страницы дневника.
  • Слайд 13

    2 практический этап

    • Объединение в группы для обсуждения проблемы
    • Наработанный мною опыт работы свидетельствует о том, что использование стратегий и приёмов технологии диалогическогообразования способствует осуществлению личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся. Я предлагаю присутствующим на сегодняшнем занятии «прожить» в качестве учеников некоторые из приёмов и оценить их эффективность.
  • Слайд 14
    • Организация учебного пространства (круговое (полукруг) расположение столов).
    • Приветствие. Поприветствуйте друг друга, словно увидели в первый раз. Поприветствуйте себя любимого (потрите ладони друг о друга).
  • Слайд 15

    Интеллектуальная разминка

    • Приём «Продолжи фразу»
    • Учитесь сами, не ждите…
    • Расширь вой репертуар …
    • Совершил преступление: убил человека …
    • Если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо,…
    • Спрашивай и найдешь, старайся …
    • Как мы мыслим, …
    • Уважение к людям есть уважение…
  • Слайд 16
    • Для того чтобы усовершенствовать ум, надо…
    • Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет… Стало быть дело человека не стараться светить, но…
    • Не унывай! …
    • Не бойся! …
    • Трудись! …
  • Слайд 17
    • Поступай с ближними так, …
    • Как блохи скачут мысли с человека на человека, но …
    • Если у двух человек имеется по одному яблоку, и они ими обменяются, то у каждого из них окажется опять по одному яблоку. Если у каждого человека есть по одной идее, и они обменяются ими, …
    • Пропорции красоты очень просты:…
  • Слайд 18

    Что есть красота?

    И почему её обожествляют люди?

    Сосуд она, в котором пустота,Или огонь, мерцающий в сосуде?

  • Слайд 19

    У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей.

    А.И.Солженицын

  • Слайд 20

    Определите своё отношение к утверждению писателя, исходя из следующих позиций:

    Определите своё отношение к утверждению писателя, исходя из следующих позиций:

    1) совершенно согласен;2) согласен;3) не могу определиться;4) не согласен;5) совершенно не согласен.

Посмотреть все слайды

Конспект

йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъ чсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячс укенгшщзхъфывапролджэячс

Мастер-класс

Особенности моделирования и проведения уроков литературы по технологии

диалогового взаимодействия

Чухряева Н.Н.,

учитель русского языка и литературы высшей категории

Амурская область

Мазановский район

МОБУ Краснояровская СОШ

Цель: создание условий для восприятия в интерактивной форме опыта работы, классного часа по технологии диалогового обучения.

Задачи:

1.Познакомить с приёмами и стратегиями технологии, предоставить возможность для оценки их эффективности.

2. Показать возможности технологии в осуществлении личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании, в развитии интеллектуальных способностей учащихся.

3. Содействовать формированию мотивации на осуществление гуманистического подхода в обучении и воспитании учащихся.

Оборудование: карточки для пометок учителей, афоризмы, приёмы рефлексии, правила взаимодействия на уроке, мультимедийный проектор.

Форма: интегрированное занятие (лекционно-практическое): Т-П-Т. (Теория – практика – теория)

Цель 1 (теоретического) этапа: осветить составляющие урока-диалога.

Цель 2 (практического) этапа: показать формы и методы осуществления технологии диалогического обучения.

3 этап теоретический: вопрос-ответ.

Алгоритм проведения мастер-класса:

Выделение проблемы;

Панель;

Объединение в группы для обсуждения проблемы;

Работа с материалом;

Представление результатов работы;

Обсуждение результатов работы.

1 теоретический этап

Выделение проблемы

Что такое диалог? Почему он сегодня так важен? Посмотрите, что происходит вокруг… Наверняка вы были свидетелями ситуаций, когда люди не могут договориться друг с другом. Войны, межличностные конфликты, семейные разводы, конфликты «отцов» и «детей», алкоголизм и наркомания, суицид – все это результат неумения людей быть в диалоге с самим собой, с человеком, с природой, с миром.

Панель: актуализация знаний каждого по предлагаемой проблеме

Этапы диалогического изучения литературы:

I.Индивидуально-познавательный этап: создание ситуации общения, в процессе которых ученики знакомятся со своей «особостью» и индивидуальностью другого.

1.Самопредъявление учителя.

Приветствие с положительным эмоциональным фоном: « Рада вас всех видеть».

«Вопрос-якорь».

2.Самопредъявление ученика.

3.Установление взаимных договорённостей между учителем и учащимися (правила взаимодействия).

4. Организация пространства общения.

II. Коллективно-аналитический этап диалогового обучения: коллективный анализ, коллективная мыследеятельность, развитие интереса личности к предмету, формирование навыков взаимодействия в обществе, поиск решений, соотношение разных подходов, разных «Я».

Формы и приёмы работы на этом этапе:

размышления вслух;

работа в группах;

творческая групповая работа игрового характера;

ситуационные игры;

защита коллективного проекта (сочинения, творческой работы);

методы логической помощи учащимся;

афоризмы, пословицы, цитаты из произведений, психологические подсказки, просто советы;

название и тема урока;

осмысление эпиграфа, или эпиграфов.

III. Личностно-рефлексивный этап: развитие рефлексивной и духовной личностных функций; развитие интереса к собственному самосовершенствованию; совершенствование навыков самообразования.

Виды работы:

рефлексивные паузы (своеобразные остановки, когда ученики как бы заново переживают тот или иной момент урока в разных его новых возможностях: комплимент, устный или письменный анализ своих действий, размышление над своим поведением, самостоятельное обдумывание предложенных вопросов);

настройка личностного аппарата: вижу, слышу, чувствую, понимаю;

проектирование и проведение учащимися урока;

составление заданий, подбор материалов к зачёту;

творческий отчёт ученика: фильм о себе, книга о себе, журналы, литературные портфолио, выставки работ, страницы дневника.

2 практический этап

Объединение в группы для обсуждения проблемы

Наработанный мною опыт работы свидетельствует о том, что использование стратегий и приёмов технологии диалогического образования способствует осуществлению личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся. Я предлагаю присутствующим на сегодняшнем занятии «прожить» в качестве учеников некоторые из приёмов и оценить их эффективность.

Организация учебного пространства (круговое (полукруг) расположение столов).

Приветствие. Поприветствуйте друг друга, словно увидели в первый раз. Поприветствуйте себя любимого (потрите ладони друг о друга).

Разогрев учебной группы. Проведение интеллектуальной разминки.

Приём «Продолжи фразу»: Я предлагаю вам первую часть высказывания, концовку вы должны спрогнозировать сами. Замечу, что афоризмы можно использовать в качестве эпиграфов к урокам, классным часам.

Учитесь сами, не ждите… (когда жизнь вас научит).

Расширь вой репертуар … (собой).

Совершил преступление: убил человека …(в себе).

Если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо,…( делай его сам) (английская пословица).

Спрашивай и найдешь, старайся … (и узнаешь) (монгольская посл.)

Как мы мыслим, … (так мы себя и чувствуем) (А. Эллис).

Уважение к людям есть уважение… (к самому себе )(Д.Голсуорси).

Для того чтобы усовершенствовать ум, надо… (больше размышлять, чем заучивать )(Р.Декарт).

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет… Стало быть дело человека не стараться светить, но… (стараться очищать себя) (Л.Толстой).

Не унывай! …(Унывающий обречен на неудачи.)

Не бойся! … (Трус обречен на поражение.)

Трудись! …(Другого пути к спеху нет.)

Поступай с ближними так, … (как хочешь, чтобы они поступали с тобой).

Как блохи скачут мысли с человека на человека, но … (не каждого кусают).

Если у двух человек имеется по одному яблоку, и они ими обменяются, то у каждого из них окажется опять по одному яблоку. Если у каждого человека есть по одной идее, и они обменяются ими, … (то у каждого будет уже по две идеи )(Б.Шоу).

Пропорции красоты очень просты:… (100%).

Я надеюсь, что мысли, которые будут высказываться по теме занятия сегодня, не будут вами восприниматься равнодушно. Каждый из нас уйдёт, обогащённый множеством идей.

Спасибо вам за активную работу, за добрые, неравнодушные, а поэтому красивые лица. Думаю, что человек с таким лицом легко сможет ответить на вопрос:

Что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Работа с материалом

Создание проблемной ситуации, которая решается на этапе осмысления

Это проблемный вопрос нашего занятия (поместить на доске). Тему урока вы должны будете сформулировать сами в конце работы. В ходе занятия вы также должны подобрать эпиграф (-ы). Пометьте для себя задание. Я предлагаю такой: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей» А.И.Солженицын. Какими словами можно заменить слово «хороши»?

Определите своё отношение к утверждению писателя, исходя из следующих позиций: 1) совершенно согласен; 2) согласен; 3) не могу определиться; 4) не согласен; 5) совершенно не согласен. Почему вы выбрали это утверждение?

Работа с текстом стихотворения Н.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» (выдать на группу).

Приём «Ключевые слова»: во время чтения текста подчеркнуть ключевые слова. Представление результатов работы;

Представление результатов работы

Написание синквейна.

Обсуждение результатов работы

Учебный диалог относится к ведущим технологиям личностно ориентированного образования. Как особая дидактико-коммуникативная среда, учебный диалог обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей. Содержание изучаемого материала усваивается не только обращением к памяти, но и к глубинным структурам сознания старшеклассников.

Диалогичность предполагает совместный поиск истины. Диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; в нём главное не произведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопонимание, сотворчество.

йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъ чсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячс укенгшщзхъфывапролджэячс

Мастер-класс

Особенности моделирования и проведения уроков литературы по технологии

диалогового взаимодействия

Чухряева Н.Н.,

учитель русского языка и литературы высшей категории

Амурская область

Мазановский район

МОБУ Краснояровская СОШ

Цель: создание условий для восприятия в интерактивной форме опыта работы, классного часа по технологии диалогового обучения.

Задачи:

1.Познакомить с приёмами и стратегиями технологии, предоставить возможность для оценки их эффективности.

2. Показать возможности технологии в осуществлении личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании, в развитии интеллектуальных способностей учащихся.

3. Содействовать формированию мотивации на осуществление гуманистического подхода в обучении и воспитании учащихся.

Оборудование: карточки для пометок учителей, афоризмы, приёмы рефлексии, правила взаимодействия на уроке, мультимедийный проектор.

Форма: интегрированное занятие (лекционно-практическое): Т-П-Т. (Теория – практика – теория)

Цель 1 (теоретического) этапа: осветить составляющие урока-диалога.

Цель 2 (практического) этапа: показать формы и методы осуществления технологии диалогического обучения.

3 этап теоретический: вопрос-ответ.

Алгоритм проведения мастер-класса:

Выделение проблемы;

Панель;

Объединение в группы для обсуждения проблемы;

Работа с материалом;

Представление результатов работы;

Обсуждение результатов работы.

1 теоретический этап

Выделение проблемы

Что такое диалог? Почему он сегодня так важен? Посмотрите, что происходит вокруг… Наверняка вы были свидетелями ситуаций, когда люди не могут договориться друг с другом. Войны, межличностные конфликты, семейные разводы, конфликты «отцов» и «детей», алкоголизм и наркомания, суицид – все это результат неумения людей быть в диалоге с самим собой, с человеком, с природой, с миром.

Панель: актуализация знаний каждого по предлагаемой проблеме

Этапы диалогического изучения литературы:

I.Индивидуально-познавательный этап: создание ситуации общения, в процессе которых ученики знакомятся со своей «особостью» и индивидуальностью другого.

1.Самопредъявление учителя.

Приветствие с положительным эмоциональным фоном: « Рада вас всех видеть».

«Вопрос-якорь».

2.Самопредъявление ученика.

3.Установление взаимных договорённостей между учителем и учащимися (правила взаимодействия).

4. Организация пространства общения.

II. Коллективно-аналитический этап диалогового обучения: коллективный анализ, коллективная мыследеятельность, развитие интереса личности к предмету, формирование навыков взаимодействия в обществе, поиск решений, соотношение разных подходов, разных «Я».

Формы и приёмы работы на этом этапе:

размышления вслух;

работа в группах;

творческая групповая работа игрового характера;

ситуационные игры;

защита коллективного проекта (сочинения, творческой работы);

методы логической помощи учащимся;

афоризмы, пословицы, цитаты из произведений, психологические подсказки, просто советы;

название и тема урока;

осмысление эпиграфа, или эпиграфов.

III. Личностно-рефлексивный этап: развитие рефлексивной и духовной личностных функций; развитие интереса к собственному самосовершенствованию; совершенствование навыков самообразования.

Виды работы:

рефлексивные паузы (своеобразные остановки, когда ученики как бы заново переживают тот или иной момент урока в разных его новых возможностях: комплимент, устный или письменный анализ своих действий, размышление над своим поведением, самостоятельное обдумывание предложенных вопросов);

настройка личностного аппарата: вижу, слышу, чувствую, понимаю;

проектирование и проведение учащимися урока;

составление заданий, подбор материалов к зачёту;

творческий отчёт ученика: фильм о себе, книга о себе, журналы, литературные портфолио, выставки работ, страницы дневника.

2 практический этап

Объединение в группы для обсуждения проблемы

Наработанный мною опыт работы свидетельствует о том, что использование стратегий и приёмов технологии диалогического образования способствует осуществлению личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся. Я предлагаю присутствующим на сегодняшнем занятии «прожить» в качестве учеников некоторые из приёмов и оценить их эффективность.

Организация учебного пространства (круговое (полукруг) расположение столов).

Приветствие. Поприветствуйте друг друга, словно увидели в первый раз. Поприветствуйте себя любимого (потрите ладони друг о друга).

Разогрев учебной группы. Проведение интеллектуальной разминки.

Приём «Продолжи фразу»: Я предлагаю вам первую часть высказывания, концовку вы должны спрогнозировать сами. Замечу, что афоризмы можно использовать в качестве эпиграфов к урокам, классным часам.

Учитесь сами, не ждите… (когда жизнь вас научит).

Расширь вой репертуар … (собой).

Совершил преступление: убил человека …(в себе).

Если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо,…( делай его сам) (английская пословица).

Спрашивай и найдешь, старайся … (и узнаешь) (монгольская посл.)

Как мы мыслим, … (так мы себя и чувствуем) (А. Эллис).

Уважение к людям есть уважение… (к самому себе )(Д.Голсуорси).

Для того чтобы усовершенствовать ум, надо… (больше размышлять, чем заучивать )(Р.Декарт).

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет… Стало быть дело человека не стараться светить, но… (стараться очищать себя) (Л.Толстой).

Не унывай! …(Унывающий обречен на неудачи.)

Не бойся! … (Трус обречен на поражение.)

Трудись! …(Другого пути к спеху нет.)

Поступай с ближними так, … (как хочешь, чтобы они поступали с тобой).

Как блохи скачут мысли с человека на человека, но … (не каждого кусают).

Если у двух человек имеется по одному яблоку, и они ими обменяются, то у каждого из них окажется опять по одному яблоку. Если у каждого человека есть по одной идее, и они обменяются ими, … (то у каждого будет уже по две идеи )(Б.Шоу).

Пропорции красоты очень просты:… (100%).

Я надеюсь, что мысли, которые будут высказываться по теме занятия сегодня, не будут вами восприниматься равнодушно. Каждый из нас уйдёт, обогащённый множеством идей.

Спасибо вам за активную работу, за добрые, неравнодушные, а поэтому красивые лица. Думаю, что человек с таким лицом легко сможет ответить на вопрос:

Что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Работа с материалом

Создание проблемной ситуации, которая решается на этапе осмысления

Это проблемный вопрос нашего занятия (поместить на доске). Тему урока вы должны будете сформулировать сами в конце работы. В ходе занятия вы также должны подобрать эпиграф (-ы). Пометьте для себя задание. Я предлагаю такой: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей» А.И.Солженицын. Какими словами можно заменить слово «хороши»?

Определите своё отношение к утверждению писателя, исходя из следующих позиций: 1) совершенно согласен; 2) согласен; 3) не могу определиться; 4) не согласен; 5) совершенно не согласен. Почему вы выбрали это утверждение?

Работа с текстом стихотворения Н.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» (выдать на группу).

Приём «Ключевые слова»: во время чтения текста подчеркнуть ключевые слова. Представление результатов работы;

Представление результатов работы

Написание синквейна.

Обсуждение результатов работы

Учебный диалог относится к ведущим технологиям личностно ориентированного образования. Как особая дидактико-коммуникативная среда, учебный диалог обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей. Содержание изучаемого материала усваивается не только обращением к памяти, но и к глубинным структурам сознания старшеклассников.

Диалогичность предполагает совместный поиск истины. Диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; в нём главное не произведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопонимание, сотворчество.


Сообщить об ошибке