Содержание
-
М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
-
Невежество, паразитизм генералов, трудолюбие мужика
-
Проверка домашнего задания(художественный пересказ произведения,назвать приемы сатирического изображения)
-
Приемы сатиры в сказке
Аллегория – иносказание.(Генерал не может сорвать яблока с дерева) Гипербола – преувеличение. (Пища в том самом виде родится, в каком ее к столу подают.) Фантастика(заснули – попали на необитаемый остров). Гротеск – сочетание в фантастической форме ужасного и смешного, безобразного и возвышенного. (сцена остервенения генералов).
-
Тест
ТЕСТ по содержанию сказки.
-
А. В результате кораблекрушения В. По щучьему велению, по моему хотению С. С помощью волшебника D. Прилетели на ковре-самолёте Как два генерала оказались на необитаемом острове? 50/50
-
В чём мужик варил суп?
А. В котелке В. В пригоршне С. В кокосовой скорлупке D. В чане 50/50
-
Какую газету читали генералы на необитаемом острове?
А. «Московскую правду» В. «Московские ведомости» С. «Московское обозрение» D.«Вестник Москвы» 50/50
-
Как генералы отыскали на острове мужика?
А. По следам, оставленным на песке В. По звукам балалайки С. По запаху мякинного хлеба D. По его крикам 50/50
-
В каком виде два генерала прибыли на остров?
А. В мундирах В. В ночных рубашках С. В шубах и валенках D. Раздетые 50/50
-
Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?
А. Всё время спать В. Научиться работать С. Найти мужика D. Поймать зверя 50/50
-
Из чего мужик сделал силки для птиц?
А. Из собственных волос В. Из собственной рубахи С. Из собственных лаптей D. Из лески 50/50
-
Как генералы вернулись домой?
А. Заснули и проснулись дома В. Так же как и попали на остров С. Их спасли случайно D. Мужик построил посудину 50/50
-
Как генералы мужика при себе удерживали?
А. Цепью приковали В. Верёвочкой привязали С. Смирительную рубашку надели D. Он остался сам 50/50
-
Чем генералы наградили мужика?
А. Бутылкой пива В. Медалью С. Плетьми D. Рюмкой водки и пятаком 50/50
-
Невежество, паразитизм генералов, трудолюбие мужика
-
Словарная работа
Невежество – отсутствие знаний, некультурность Паразитизм – жить за счет другого, тунеядство
-
Беседа по комментированию эпизодов
Почему генералы оказались на необитаемом острове? Что вы можете сказать о «биографии» генералов? Как крестьян выпускали на «волю»? Как генералов выпустили на «волю»?
-
Что символизирует необитаемый остров? Почему генералы взволнованы? Что происходит с генералами?
-
Что генералы нашли на острове? Почему они стали читать эту газету? Салтыков-Щедрин так настойчиво говорит о состоянии голода у генералов. Почему?
-
О ком генералы вдруг вспомнили? («А что, ваше превосходительство, если бы нам найти мужика?... простого мужика…какие обыкновенно бывают мужики")
-
Что делал мужик на необитаемом острове? Как отреагировали на это генералы? Что предпринимает мужик, чтобы прокормить генералов? Почему мужик при всем изобилии на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое.
-
Как вы охарактеризуете мужика ? («И зачал он перед ними действовать…». Мужик работает ловко и быстро, он смекалист, ведь на острове ничего нет из орудий труда, а он смог и рыбу выловить, и костёр развести, силок сделать.) Почему у нас всё-таки возникает чувство обиды за мужика? (Мужик покорен и верно служит генералам, отдаёт им все самое лучшее , ещё и спрашивал: «Довольны ли вы, господа генералы?». Сам сплёл верёвку, которой его привяжут генералы : "Отдохни, дружок, только свей прежде верёвочку» «Этою верёвкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг»)
-
Почему мужик подчиняется ? Почему генералы даже на необитаемом острове могут командовать мужиком? Что получил в награду за службу мужик? (Покорность мужика можно объяснить многовековой рабской привычкой. В награду за верную службу мужик получил «..рюмку водки да пятак серебра…» При всех положительных качествах мужика можно назвать глупым).
-
Что же сатирически изображает в «Повести…» Салтыков-Щедрин? Какая действительность возмущала писателя, против чего направлена его сатира? (Салт.-Щ. сатирически изображает генералов , которые ничего не умеют, но почему-то управляют государством, а трудолюбивый мужик прозябает в нищете. Такое устройство общества, по мнению сатирика, несправедливо. Он и мужика осуждает за излишнюю покорность).
-
1 группа заполняет колонку «Признаки сказки»,2 группа - «Признаки повести».
-
1.Сказочный зачин 2.Сказочные формулы: «долго ли коротко ли…», «мёд –пиво пил..», «того не в сказке сказать, ни пером описать…». 3.Волшебство: генералы вдруг очутились на острове, мужик варит суп в пригоршне. 1.Указаны реальные места (СПб, ул.Подьяческая) 2. Слова, которые в сказке не встречаются «примите уверение»,«упразднили» 3.Можно догадаться, в какое время происходят события.
-
-Как можно определить жанр этого произведения? (В «Повести…» есть черты и сказки, и повести) -Вспомните различие между литературной сказкой и авторской. Чем эта сказка похожа на литературную, а чем на народную?
-
ВЫВОДЫ:
-Какие чувства вызвало у вас это произведение? -Случайно ли в названии сказки употреблены два числительных? -Что показалось смешным, что грустным? -Каким приемом пользуется Салтыков-Щедрин , чтобы показать лень генералов и трудолюбие мужика? Как сатирически показаны лень и глупость генералов?
-
Заключение
Чему научил нас сегодня М.Е. Салтыков-Щедрин?
-
Работа с иллюстрациями художников к повести
Рассмотрите в учебнике иллюстрации художников , какие эпизоды «Повести…» изобразили художники, найдите отрывки из текста.
-
Домашнее задание:
Прочитать сказку «Дикий помещик» Составить кроссворд по сказке «Дикий помещик»;
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.