Содержание
-
Поэтесса Евдокия Ростопчина
«Меня немного понимали, немного уважали и, если можно, много любили!..»
-
Додо(на рисунке П.Соколова)
ДОДО Умеешь ты сердца тревожить,Толпу очей остановить,Улыбкой гордой уничтожить,Улыбкой нежной оживить;Умеешь ты польстить случайноС холодной важностью лицаИ умника унизить тайно,Взяв пылко сторону глупца!Как в Талисмане стих небрежный,Как над пучиною мятежнойСвободный парус челнока,Ты беззаботна и легка.Тебя не понял север хладный;В наш круг ты брошена судьбой,Как божество страны чужой,Как в день печали миг отрадный. (М.Ю.Лермонтов)
-
Вехи жизни и творчества
Родилась графиня Евдокия (Додо) Петровна Сушкова в 1811г. Владела 4 иностранными языками Несчастливый брак с графом А.Ф.Ростопчиным, сыном московского генерал-губернатора Многолетний роман с А.Н.Карамзиным (сыном историка), имела от него двух внебрачных дочерей В 1831г. опубликовала первое стихотворение – «Талисман» Выдающийся успех среди современников, лестные отзывы Пушкина, Лермонтова, Жуковского 1841 – выход первого сборника стихов (лирика любви неразделённой, но непременно изящной и светской) 1845 – баллада «Насильный брак» (аллегория об отношениях России и Польши), вызвавшая гнев императора Патриотические стихи в эпоху Крымской войны Комедии («Возвращение Чацкого в Москву», «Дом сумасшедших»), пьесы (на сценах столичных театров), проза («Очерки большого света», «Счастливая женщина»)
-
Стихи Е.П.Ростопчиной
Талисман Есть талисман священный у меня. Храню его: в нём сердца всё именье, В нём цель надежд, в нём узел бытия, Грядущего залог, дней прошлых упоенье. Он не браслет с таинственным замком, Он не кольцо с заветными словами, Он не письмо с признаньем и мольбами, Не милым именем наполненный альбом И не перо из белого султана, И не портрет под крышею двойной... Но не назвать вам талисмана, Не отгадать вам тайны роковой. Мне талисман дороже упованья, Я за него отдам и жизнь, и кровь: Мой талисман - воспоминанье И неизменная любовь! Романс Когда б он был теперь со мною, Наряд бы мой прельщал меня; Но нет его!.. душа моя Полна страданьем и тоскою. Когда я сердце отдала, Я быть кокеткой не умела, Но он нашёл что я мила. Теперь пленять я б не хотела, Что в красоте?.. здесь нет его! Когда б он здесь был, я б желала Блистать умом и остротой; Но нет его - исчез ум мой, Игривость резвая пропала, Веселье взор мой не живит, Воображенье охладело; Душа и сердце - всё молчит! Теперь блистать я б не хотела, К чему мне ум?.. здесь нет его!
-
Литературный салон Ростопчиной в Петербурге
Основан ею по приезду в столицу в 1836г. Круг «литературных аристократов», в салоне постоянно бывали Пушкин, Лермонтов, Вяземский, Жуковский, Плетнев, Одоевский. Евдокия обладала магнетической женственностью и была «звездой» балов Изображена здесь на картине худ.Г.Кордика
-
М.Ю.Лермонтов – поклонник и друг поэтессы
ГРАФИНЕ РОСТОПЧИНОЙ Я верю: под одной звездою Мы с вами были рождены; Мы шли дорогою одною, Нас обманули те же сны. Но что ж! -- от цели благородной Оторван бурею страстей, Я позабыл в борьбе бесплодной Преданья юности моей. Предвидя вечную разлуку, Боюсь я сердцу волю дать; Боюсь предательскому звуку Мечту напрасную вверять... Так две волны несутся дружно Случайной, вольною четой В пустыне моря голубой: Их гонит вместе ветер южный; Но их разрознит где-нибудь Утеса каменная грудь.:. И, полны холодом привычным, Они несут брегам различным, Без сожаленья и любви, Свой ропот сладостный и томный, Свой бурный шум, свой блеск заемный И ласки вечные свои.
-
Литературные субботы в Москве
На рубеже 1840-1850-х гг. литературно-артистический салон графини был одним из ярких эпизодов в истории культурной Москвы Основу кружка составляли Островский, Мей, Филиппов, Эдельсон, скульптор Рамазанов; артисты сцены: Щепкин и Самарин... Из петербургских писателей бывали Григорович, Тургенев, Майков... Частым гостем салона был художник Павел Андреевич Федотов, написавший портрет поэтессы в феврале — мае 1850 года в доме Ростопчиных (слева)
-
Критика в конце жизни
Революционные демократы В.Белинский отметил при «поэтической прелести» пустоту содержания и «служение богу салонов» Н.Добролюбов и Н.Чернышевский осуждали произошедший во взглядах Ростопчиной поворот в 1850-е, обвиняя её в ретроградстве (поэтесса не принимала идеи ни западников, ни славянофилов, дистанцировалась от политических дискуссий, общественных проблем) Н.Огарёв «Отступнице» (отрывок) …Но вы какому-то французу Свободу поносили вслух И русскую хвалили музу За подлый склад, за рабский дух, Меня тогда вы не узнали, И я был рад: я увидал, Как низко вы душою пали… Мне жалко вас. С иною дамой Я расквитался б эпиграммой,— Но перед вами смех молчит, И грозно речь моя звучит: Покайтесь грешными устами, Покайтесь искренно, тепло, Покайтесь с горькими слезами, Покуда время не ушло!..
-
Встреча с А.Дюма
В 1857 графиня тяжело заболела В 1858 году с умирающей сорокашестилетней Ростопчиной в Москве познакомился путешествовавший по России Александр Дюма-отец. В своих путевых заметках он записал: «Она произвела на меня тягостное впечатление; на ее прекрасном лице уже отражался тот особый отпечаток, который смерть налагает на свои жертвы... Разговор с очаровательной больною был увлекателен... Графиня пишет как прозой, так и стихами не хуже наших самых прелестных женских гениев». Федор Иванович Тютчев писал в письме, что в тот вечер Дюма стоял перед «милейшей Додо» на коленях...
-
Могила Е.П.Ростопчиной на Пятницком кладбище в Москве (скончалась в 1858)
-
В.Ходасевич о поэзии Ростопчиной
Если вычеркнуть из биографии Ростопчиной все то, что относится к литературной ее деятельности, получится описание самой обычной жизни барышни и дамы, жившей в первой половине минувшего столетия. Барышня, дама - вот образы, прежде всего встающие перед нами в биографии поэтессы, некогда славной, ныне забытой. В стихах ее довольно найдется формальных промахов, плохих рифм, образов, устарелых даже в ее время. Ее поэзия не блистательна, не мудра и не глубока. Это не пышная ода, не задумчивая элегия. Это -- романс, таящий в себе особенное, ему одному свойственное очарование, которое столько же слагается из прекрасного, сколько из изысканно безвкусного. Красивость, слегка банальная, -- один из необходимых элементов романса. Пафос его не велик. Но тот, кто поет романс, влагает в его нехитрое содержание всю слегка обыденную драму души страдающей, хоть и простой. В наши дни, напряженные, нарочито сложные, духовно живущие не по средствам, есть особая радость в том, чтобы заглянуть в такую душу, полюбить ее чувства, простые и древние, как земля, которой вращенье, очарованье и власть вечно священны и вечно банальны. Ах, как стары и дряхлы те, кому кажутся устарелыми зеленые весны, щелк соловья и лунная ночь! Пускай же хоть иногда осеняют их легкими своими крыльями святая простота и родная сестра ее -святая банальность. 1908
-
Используемые источники информации и изображений
Википедия http://yls.su/rostopchina_e_p http://poets-necropol.narod.ru/rostopchina.html http://www.rulex.ru/01170386.htm http://www.voskres.ru/literature/library/ganisheva.htm http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=19422&cat_ob_no=14046
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.