Содержание
-
Анализ лирики Тютчева
Презентация учителя ГБОУ СОШ с. Узюково Фроловой Т.В.. 2013 год.
-
Темы поэзии Ф.И. Тютчева:
Философская ( О смысле жизни, мироздании, космосе, хаосе ). Гражданская. Тема природы. Любовная.
-
Особенности поэзии.
Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Тютчева. Картины природы воплощают глубокие, напряжённые, трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве, мироздании. Природа в его поэзии изменчива, динамична. Динамику создают глаголы. Природа многолика, насыщена звуками, красками, запахами.
-
« На бесконечном, на вольном просторе/ Блеск и движение, грохот и гром…»
Лирика проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Поражает диапазон художественного видения поэта – от тонкого волоса паутины, что «блестит на праздной борозде», до океана вселенной, объемлющего «шар земной». Неожиданны, непредсказуемы эпитеты и метафоры, передающие столкновение и свободную игру природных сил.
-
«Дума за думой, волна за волной – Два проявленья стихии одной»
Солнечный день поэт называет «мглистым», пышность древесного убора – «ветхой», сияние ночного моря – «тусклым». Особенно привлекают Тютчева переходные, промежуточные моменты жизни природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете (« Есть в осени первоначальной…»), или же осенний вечер – предвестие зимы («Осенний вечер», 1830 г.). Он рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне («Ещё зимы печален вид /А воздух уж весною дышит…», 1836 г.).
-
«В ней есть любовь, в ней есть свобода,/В ней есть любовь, в ней есть язык…»
Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренно близка и понятна человеку, родственна ему. Словно живое мыслящее существо, она чувствует, радуется и грустит. «Лазурь небесная смеётся», полураздетый лес грустит», «с небес глядят «чуткие звёзды». У Тютчева не просто олицетворения и метафоры: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину…».
-
«Душа, душа, спала и ты…»
Природа и человек образуют в лирике Тютчева глубинное единство, граница между ними подвижна, проницаема: «Дума за думой, волна за волной -/Два появленья стихии одной» («Волна и дума», 1851 г.). С этой точки зрения постижение природы есть созерцание самого себя в природе. Вот почему полна глубокого смысла двухчастная композиция многих стихотворений Тютчева, построенных на параллелизме между жизнью природы и жизнью души человеческой.
-
Бесконечно богатая, изменчивая, природа в стихах Тютчева предстаёт как гигантское целое, как единый организм, живущей своей особенной жизнью.
Пейзажи проникнуты типично романтическим чувством «вселенской жизни»., ощущением целостности мирового бытия. В сущности, это не картины, не описания природы, а живые сценки, драматические сценки некоего сплошного действа. («Весенние воды», 1830г.; «зима недаром злится», 1836г.)
-
Его поэзия устремлена к величественному, бесконечному, её преимущественная сфера – жизнь стихий.
Отсюда – тяготение Тютчева к одической традиции 18 века, к архаизированной, торжественно-величавой речи. Эта традиция сочетается с характерной для немецкой романтической лирики формой фрагмента. Помимо обращения к архаизмам ( «мысль изреченная», «оный час») использует удлинённые многосложные слова, необычные, экзотические.
-
Поэт убеждён, что «мировая душа» находит своё выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека.
Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит — Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась... Душа, душа, спала и ты... Но что же вдруг тебя волнует, Твой сон ласкает и целует И золотит твои мечты?.. Блестят и тают глыбы снега, Блестит лазурь, играет кровь... Или весенняя то нега?.. Или то женская любовь?..
-
Особенности лексики стихотворений Тютчева о природе:
составные эпитеты ( «пасмурно-багровый», «родственно-легко», «громокипящий», «молниевидный», «мглисто-лилейно», тяготение к ораторским, дидактическим, полемическим интонациям, в его пристрастии к витийственно-пророческому пафосу ( «Не то, что мните вы природа…»; «Смотри, как на родном просторе», 1851 г.)
-
Возвышенный мир природы, родственный душе человека, выступает у Тютчева как антипод человеческой деятельности.
Человек для Тютчева - «грёза природы», «ничтожная пыль», «мыслящий тростник», «злак земной». С удивительной лёгкостью исчезает он с лица земли, точно льдина растворяясь в мировом океане. Человек в поэзии Тютчева и слаб, и величествен одновременно. Стихийная катастрофичность жизни не просто ужасает поэта, но притягивает его.
-
«Эти бедные селенья, Эта скудная природа…»
-
Эти бедные селенья, Эта скудная природа - Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной. Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исходил, благословляя.
-
Особенности синтаксиса
Поэт использует анафору: «Эти бедные», «Эта скудная» ( «эти», «эта»). Анафора «край». Параллелизм : изображение природы сопоставляется с описанием чувств человека. Поэт использует инверсию: «в наготе твоей смиренной», «царь небесный», «исходил, благословляя». Использование глаголов создают динамику: «не поймёт и не заметит», «сквозит и светит», «исходил».
-
Анализ стихотворения.
Стихотворение написано 13 августа 1855 года. Стихотворение вызывает грустные и одновременное торжественные чувства. Картины, которые открываются при чтении читателю, - это сниженная природа, это убогая, нищенская, простая деревенская Россия. Стихотворение состоит из 3-х строф, каждая из которых представляет четверостишие.
-
Размер, рифма, особенности поэтики
Размер двусложный | - ~ |. Четырёхстопный хорей. Рифма перекрёстная: « селенья – долготерпенья» ( 1-3 строки), «природа – народа» (2-4 строки). Эпитеты: «бедные», «скудная», «родной», «русского». Метафоры: «гордый взор иноплеменный», «в наготе твоей смиренно», «удручённый ношей крестной», « в рабском виде». Глаголы с отрицанием, создающие динамику: «не поймёт и не заметит». Глаголы, помогающие ощутить образ, чуждый России: « сквозит и светит». Образ Бога передан глаголом «исходил» с уточнением «благословляя».
-
…Мысль г.Тютчева всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им. ( И.С.Тургенев)
Автор использует противопоставление «своего» и «чужого», «родного» и «инородного». Иноземец не в силах понять истинную русскую действительность. Самая высшая красота – это религиозное чувство. Россия - страна, хранимая Богом, благословленная им. И в стихотворении появляется религиозная символика. Бог становится свидетелем долготерпения народа, его страдания.
-
Образ лирического героя
Лирический герой - единомышленник автора. Он и слаб, потому что переживает унижения, нищету народа. Он и величествен одновременно. Он верит в преобразования России, в её лучшее завтра.
-
У него не то что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль: не чувство рассуждающее, мыслящее – а мысль, чувствующая и живая.
Поэт использует в стихотворении аллитерацию: звуки «дн», «л», «кр», «с», «рт». Эти звуки помогают созданию образов стихотворения и выражению настроения лирического героя, грустного и одновременно торжественного, помогают прочувствовать веру в лучшее завтра русского народа.
-
Стихотворение «Эти бедные селенья» можно сопоставить с картинами русских художников, со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Родина».
-
Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви.
Любовь для поэта – «и блаженство, и безнадёжность», , напряжённое , трагическое чувство, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец. «Блаженно-роковое» чувство, требующее высшего напряжения душевных сил, любовь стала для поэта прообразом, символом человеческого существования вообще.
-
-
«Я встретил вас, и всё былое в отжившем сердце ожило…» ( К.Б.)
-
История стихотворения.
Тютчев, будучи в 1823 году в Баварии, влюбился Амалию Лерхенфельд. Поэт сделал Амели предложение руки и сердца, но получил отказ. Поэт встретил Амели, когда она уже была замужем. Встреча состоялась в 1870 году в Карлсбаде. Это была баронесса Крюденер. Этой встрече Тютчев посвятил своё стихотворение «Я встретил вас…»
-
К.Б. ( Баронессе Крюденер)
Я встретил вас, и всё былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время молодое,- И сердцу стало так тепло… Как поздней осени порою, Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенётся в нас. Так, весь обвеян дуновеньем Тех лет душевной теплоты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты. Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне,- И вот – слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне… Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,- И то же в нас очарованье, И та ж в душе моей любовь!..
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.