Содержание
-
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. К. Паустовский.
-
Изобразительно-выразительные средства языка.
-
Знать: изобразительные средства языка, их виды. Уметь: находить изобразительные средства языка в тексте; определять их роль; употреблять выразительные средства языка в речи.
-
-
Задание: Укажите соответствие между теоретическими понятиями и их определениями.
-
Ключ к тесту: Оцени свои знания:
-
Слово Мастера
И. А. Бунин Иван Алексеевич Бунин
-
-
Исследовательская работа по тексту И.А. Бунина «Первая любовь»
-
Художественный уровень 1-ой части рассказа
притихший дом свежий дождь водяная бегущая сеть дымное небо почерневший аист покорно никнут тревожно торчит И. И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу Переход к анализу 2-ой части
-
Художественный уровень 2-ой части рассказа
висит подобно зеленоватым космам сказочных лесных чудовищ; как бы под серебристой кисеёй в блёстках бор стоит темно, тесно, мачты сливаются друг с другом, образуют русскую древность, радует юная поросль дороги влажны и упруги; бор душист, сыр и гулок; дивно отдаётся, бор величаво-громаден; юная поросль прелестного бледного тона, зелени нежной, болотной
-
Синтаксический уровень
Шишкин И. Сестрорецкий бор Дороги влажны и упруги… Бор душист, сыр и гулок… Просеки кажутся узки, пролеты их стройны, бесконечны… Бор вдоль них величаво-громаден… "Бор душист…". "Бор вдоль них…" "В просеках бора… ". "Просеки кажутся…".
-
Тест «Проверь себя»
-
1. Какое из перечисленных средств выразительности использовано в предложении?«В притихшем доме сумрак, скучно, на потолке спят мухи». 1) сравнение 2) эпитет 3)метафора 4) гипербола
-
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности является лексический повтор. 1) Лето, именье в лесном западном краю. 2)Весь день проливной свежий дождь, его сплошной шум по тесовой крыше. 3) Над садом, в дымном небе, тревожно торчит аист: почерневший, похудевший, с подогнутым хвостом и обвислой косицей, стал на краю своего гнездав верхушке столетней берёзы,в развалине её голых белых сучьев, и порой, негодуя, волнуясь, подпрыгивая, крепко стучит клювом: что же это такое, потоп, настоящий потоп! 4) Ставят самовар в сенцах – бальзамический запах дыма стелется по всей усадьбе.
-
3.Укажите предложение, в котором автор употребил сравнение: 1)В просеках бора, устланных жёлтой хвоёй, дороги влажны и упруги. 2)Бор душист, сыр и гулок: чей-то дальний голос, чей-то протяжный зов или оклик дивно отдаётся в самых дальних чащах. 3)Просеки кажутся узки, пролеты их стройны, бесконечны, уводят своей вечерней далью. 4)Бор вдоль них величаво-громаден, стоит темно, тесно; мачты его в верхушках голы, гладки, красны; ниже они серы, корявы, мшисты, сливаются друг с другом: там мхи, лишаи, сучья и гнили и ещё в чём-то, что висит подобно зеленоватым космам сказочных лесных чудовищ, образуют дебри, некую дикую русскуюдревность.
-
4. Какое из перечисленных средств выразительности использовано в предложении «Бор вдоль них величаво-громаден, стоит темно, тесно; мачты его в верхушках голы, гладки, красны; ниже они серы, корявы, мшисты, сливаются друг с другом: там мхи, лишаи,сучья и гнили и ещё в чём-то, что висит подобно зеленоватым космам сказочных лесных чудовищ, образуют дебри, некую дикую русскую древность». 1)Инверсия 2)Анафора 3)Синтаксический параллелизм 4)Умолчание
-
5. Укажите предложения, в которых автор употребил инверсию: 1) В тот вечер бежали впереди гулявших маленький кадетик и большая добрая собака, – всё время играя, обгоняя друг друга. 2) Девочка тоже знала и была горда, довольна. 3) Но глядела небрежно и брезгливо. 4)А с гулявшими степенно, грациозно шла девочка- подросток с длинными руками и ногами, в клетчатом лёгком пальтишке, почему-то очень милом.
-
6. Какое из перечисленных средств выразительности использовано в предложении «И все усмехались – знали, отчего такбежит, так неустанно играет и притворно веселится кадетик, готовый отчаянно заплакать». 1) Обращение 2) Оксюморон 3) Парцелляция 4) Градация
-
Проверь себя Ключ к тесту: Оцени свои знания
-
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
-
Пишем сочинение на лингвистическую тему В самом деле, лексическое значение слова помогает понять, о чем идёт речь, а грамматика позволяет связать между собою слова, чтобы выразить мысль о предмете, действии, признаке. / Да, лексическое значение слова отражает представление человека об окружающем мире, но, еслислованестроить в предложения, вряд ли мы поймём друг друга. Грамматика – это закон построения мыслей в языке./ Безусловно, понятия о мире формируются и закрепляются в нашем сознании в виде слов. Но что позволяет оформить их в мысль? Конечно же, грамматика! Обратимся к …. Так,… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению… Рассмотрим… предложение… Пример лексического явления… Таким образом, лексический состав языка и его грамматические законы очень часто оказываются слитыми воедино и помогают понять высказанную мысль./ Вот так связь лексики и грамматики помогает понять мысли говорящего и его настроение./ Следовательно, грамматические законы формируют предложение, а лексика составляет его смысловую сторону.
-
Рефлексия Хочу знать больше Хорошо,но могу лучше Пока испытываю трудности
-
Синквейн Вывод На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим фраза в контексте с темой. Пятая строка включает слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.
-
Домашнее задание:
На «5» - написать сочинение-рассуждение (вариант 22) На «4» и «3» – выполнить тесты А3 (вариант 22-26)
-
Спасибо за урок! Желаю удачи!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.