Содержание
-
Педагогический проект
«Работа с эпиграфом – эффективный способ обучения анализу художественного произведения»
-
Проблема
Дети, как правило, испытывают затруднения при анализе художественного произведения, а ведь один из приёмов выражения авторской позиции в художественном произведении – это эпиграф. На уроке нередко игнорируется углубленная работа с ним из-за нехватки времени.
Выход из этого положения – это поэтапное формирование умственных действий и понятий, включая работу с эпиграфом как приём активизации внимания учащихся при чтении художественного произведения.
-
Цель
- Активизировать мыслительную деятельность и пробудить интерес к произведению и эпиграфу как его ключевому компоненту.
- Проект носит краткосрочный характер (до 2 месяцев).
- Промежуточные итоги реализации – это поурочные оценки,
- оценки за самостоятельные творческие работы, исследования.
- Участники проекта – учащиеся 8 класса.
-
Задачи
- Подготовить учащихся к восприятию нового.
- Найти ответ на вопрос: «Так ли необходим эпиграф в произведении?»
- Сформировать познавательный интерес.
- Развить творческие и исследовательские способности учащихся.
-
Механизм реализации проекта
- Уроки, тематические занятия в рамках общеобразовательной программы.
- Самостоятельные исследования учащихся.
- Адресные задания.
- Творческие работы учащихся.
- Тесты.
-
План реализации
- Знакомство с эпиграфом и текстом художественного произведения.
- Напомнить определение эпиграфа и теоретические сведения об этом виде литературной цитаты.
- Проследить, как связаны эпиграфы с самим текстом произведения и какую роль они выполняют.
- Концентрация внимания на поиске ответа на вопрос: «Так ли необходим эпиграф в произведении?»
- Выявление уровня читательского восприятия.
- Совершенствование навыка: изучение статей учебников, содержащих эпиграфы, подбор эпиграфов к сочинениям, осмысление их роли в других произведениях.
-
Требования, предъявляемые к планированию и проведению тематических занятий
- Актуальность
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
- Тесная взаимосвязь занятий с общеобразовательной программой
- Совместный поиск с учениками нужной информации
- Доступность, логичность изложения
- Нетрадиционные формы
- Наглядность
-
Ожидаемые результаты работы
- Появится устойчивый интерес к чтению, потребность перечитать произведение заново.
- Повышение общей и читательской культуры учащихся.
- Осмысленное отношение к общечеловеческим и национально-культурным ценностям, воплощённым в художественных произведениях отечественной и зарубежной литературы.
- Формирование высокой нравственности, эстетического вкуса, культуры речи и общения.
- Научаться анализировать художественное произведение.
-
Диагностика эффективности образовательного процесса
- Оценка учителя
- Групповая оценка
- Самооценка учащегося
- Результаты творческих работ, исследований
-
Результаты творческих работ
В каких строчках звучит основная мысль стихотворения «Осень» А. С. Пушкина, можно ли их сделать эпиграфом?
-
Результаты исследования
Почему поэт П. А. Вяземский своему стихотворению «Сумерки» (1848) предпослал в качестве эпиграфа те же строки Державина, что и А. С. Пушкин в стихотворении «Осень»?
-
Результаты проекта
Анализ результативности проекта показывает, что приобщение к авторской позиции активизирует мыслительную деятельность, творческие способности ребят, обогащает их читательскую культуру.
-
Информационные источники
- Корзова О. В. Народные песни // «Литература в школе» №7 2007.
- Куцевал О. Н. «Работа с эпиграфом» // «Русский язык и литература» №3,4. 1992
- Левицкая Г. Н. Викторина // «Литература в школе» №3 2006.
- Меркин Г. Литература. Москва 2006
- Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Москва. 2004 Рябцев В. П. Усвоение понятий на уроках литературы. // «Литература в школе» №6 2004
- Сычев Б. П. Анализа эпизода. // «Литература в школе» №9 2003
- Хюннинен О. Н. нетрадиционная работа с терминами. // «Открытая школа» №5 2002.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.