Содержание
-
Стихи и проза. Ритм, рифма, смысл.
Поэзия - это... ощущение собственного совершенства на фоне общего несовершенства мира.
-
-
-
-
-
-
Где стихи, а где проза?
Последний день июля месяца. На тысячи верст кругом Россия, родной край. Безветрие, теплынь. Воздух - молоко парное! И. С. Тургенев Гуляют тучи золотые Над отдыхающей землей,Поля просторные, немые Блестят, омытые росой. И. С. Тургенев
-
Стихи и проза.
Стихотворение – речь, подчинённая рифме, ритму, смыслу. Проза – свободно движущаяся от предложения к предложению речь.
-
-
Я – поэт! Зовусь Незнайка!От меня вам – балалайка!
А помните, как поэт Цветик объяснял Незнайке, что такое рифма?
-
Рифма
Рифма - это когда слова в концах стихотворных строчек заканчиваются одинаково,- объяснил Цветик.- Например: утка – шутка, коржик – моржик.
-
Рифма.
Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.
-
Перекрёстная рифма
Нелюдимо наше море, День и ночь шумит оно; В роковом его просторе Много бед погребено.
-
Парная рифма
Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой; Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух... Там Русью пахнет!
-
Опоясывающая рифма
И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.
-
?
Незнайка придумал свою рифму: палка – селёдка. Но Цветик с такой рифмой не согласился. Почему?
-
Ритм
Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (чередование ударных и безударных слогов в строке). Ритм создаёт определённое настроение, окрашивает стихотворение единым тоном.
-
Ритм подчёркивает характер героинь.
Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого... И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами. И прищёлкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь...
-
Рифмовки-чистоговорки.
Можно прямо “на ходу” придумывать рифмовки-чистоговорки. Они помогают почувствовать ритм стиха. - Ча-ча-ча, мы были у…- Жа-жа-жа, нашли в лесу …- От-от-от, мурлычет рыжий…- Иб-иб-иб, в лесочке вырос…
-
Шедевры Незнайки
Знайка шёл гулять на речку, Перепрыгнул через овечку. Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный. В чём их недостаток?
-
-Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются:
А) Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли. Б) Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык. В) Беседа, позови, припев, приезд, доев, Китай, о любви, покатай.
-
Буриме
Буриме(от франц. bout – конец, rime - рифма) – это веселая игра, стихотворная задача, где нужно писать стихотворения на заданные заранее рифмы. Рифмы для буриме должны быть неожиданными и немного странными. Главное требование к будущему стихотворению: здравый смысл и юмор.На полянку вышел зайка.Видит – там синичек стайка.Он открыл свою шкатулку,Дал синицам с маком булку.
-
Поэт Никифор Ляпис
Приблизительно так сочинял стихи поэт Никифор Ляпис, герой книги И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Служил Гаврила почтальоном,Гаврила письма разносил. Гаврила ждал в засаде зайца,Гаврила зайца подстрелил. (Пешком ходил он по деревне, Сидеть на лавочке любил.)
-
А теперь поиграем.
Я называю первую строчку, а вы сочиняете вторую. Служил Гаврила педагогом... Репортер, дворник, инженер, учитель, депутат, акробат. Какие слова не подходят и почему?
-
Итог урока
Без чего невозможно создание стихотворения?
-
-
Домашнее задание
1) Прочитать текст на стр.94 – 95, подготовиться к беседе по вопросам. 2) Творческое задание: дано буриме (рифмованные концы): небес, лес, дожди, подожди, сочинить по ним «стишки». 3) Рифма посложнее: в зоопарке-делом-жарко-мелом.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.