Презентация на тему "Рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…»"

Презентация: Рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…»
Включить эффекты
1 из 8
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Рассказ Ю. Нагибина "Мой первый друг, мой друг бесценный…" представляет темы для написания сочинения, стихотворение Евгения Александровича Евтушенко, подведение итогов урока, песню о настоящем друге, авторами которой являются Пляцковский и Савельева.

Краткое содержание

  1. Тема и цель занятия
  2. Вопросы для обсуждения
  3. Эпиграф к уроку (слова Шиллера, Мизнера)
  4. Темы для написания сочинения
  5. Стихотворение Е. Евтушенко
  6. Подведение итогов урока
  7. Песня о настоящем друге (слова Пляцковского, музыка Савельева)

Содержание

  • Презентация: Рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…»
    Слайд 1

    Литература ХХ века. Рассказ Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный»

    Учитель: Ческидова Л.А.

  • Слайд 2

    Цели урока:

    • Подвести учащихся к осознанию темы рассказа Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный», её развитию в рассказе.
    • Формировать умение анализировать прочитанное произведение на разных уровнях: идейно-тематическом, композиционном, умение определять жанр, характеризовать систему образов.
    • Подвести учащихся к осознанию нравственных основ настоящей дружбы
  • Слайд 3

    Вопросы для обсуждения:

    • Что такое дружба?
    • На чём она основывается?
    • Какие качества вы больше всего цените в друзьях?
    • Может ли у человека быть много друзей?
  • Слайд 4

    Эпиграф урока

    Настоящая дружба правдива и отважна.

    • Шиллер

    Не богатство – друг, а друг- богатство.

    • Стобей

    Лучший способ сохранить своих друзей- не предавать их.

    • Мизнер
  • Слайд 5

    Темы сочинений

    1. Настоящая дружба – это…2. Рассказ о друге.

  • Слайд 6

    Люди сильны друг другом.Что равнодушья мерзей?Люди сильны испугомВдруг потерять друзей,В битвах и пред казньюИли на Млечном ПутиЛюди сильны боязньюВ чём-то друзей подвести.

    Е. Евтушенко

  • Слайд 7

    Подведение итогов

    • Почему нет однозначного ответа на вопрос, что такое дружба?
    • Можно ли вывести единую формулу отношений между друзьями?
    • На основе слов песни «Настоящий друг» попробуйте выделить основные положения в отношениях с друзьями.
  • Слайд 8

    Настоящий друг (слова Пляцковского, музыка Савельева)

    Дружба крепкая не сломается,Не расклеится от дождей и вьюг.Друг в беде не бросит,Лишнего не спросит-Вот что значит настоящий,Верный друг!Мы поссоримся и помиримся.«Не разлей водой!- шутят все вокруг.В полдень или в полночьДруг придёт на помощь -Вот что значит настоящий,Верный друг!

Посмотреть все слайды

Конспект

Цель: Познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии писателя; проанализировать, как раскрывается личность героя в автобиографическом рассказе; вызвать у учащихся уважение к нравственным ценностям, о которых пишет Ю.Нагибин.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Слово учителя:

  • Говоря о произведении "Мой первый друг, мой друг бесценный" нельзя не познакомиться с личностью писателя, это будет просто некрасиво.
3. Рассказ подготовленного учащегося о Нагибине.

4. Проверка домашнего задания "Верно ли утверждение?"

Дома вы познакомились с автобиографией писателя, которая есть в учебнике. Перед вами лежат карточки с заданиями, в которых напротив каждого вопроса вы должны поставить + или – . Если вы не согласны с утверждением, то должны дать правильный ответ и его объяснить.

Задания:

А) Высокий уровень:

1. Увлечения Нагибина и героя его рассказа совпадают.
2. Нагибин очень подробно рассказывает о том, как принимал участие в боях во время Великой Отечественной войны.
3. Рассказ Ю.Нагибина "Мой первый друг, мой друг бесценный" является автобиографическим, но не является автобиографией.

Б) Средний уровень:

1. Под влиянием отчима Нагибин научился читать только хорошие книги.
2. Ю.Нагибин мечтал быть "агентом МУРа", т.к. желал избавить мир от преступности.
3. Писатель все детство прожил в коммунальной квартире, населенной хорошими людьми.

В) Низкий уровень:

1. Ю.Нагибин родился в небольшой деревушке недалеко от Петербурга.
2. Писатель недолго учился в Медицинском институте, затем перешёл на факультет Киноинститута.
3. Нагибин никогда не писал свои произведения специально для детей.

5. Словарная работа.

– В чем заключается разница: автобиография и автобиографический рассказ?
– Объясните слова и выражения:

  • 1 группа – индивидуальность, дворовая вольница;
  • 2 группа – велеречие, домашние табу;
  • 3 группа – фарс, нравственный кодекс;
  • 4 группа – целомудрие, Иудин поцелуй.
6. Работа текстом.

– О чем говорит название?
– Где оно встречалось?

Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Пушкина "И.Пущину".

– Какими чувствами проникнуто стихотворение?
Теория литературы: Реминисценция (лат.– воспоминание) – литературный намек, отголосок.
– Как Пушкин относится к дружбе? (считал священным чувством)
– Почему Нагибин выбрал именно это название? Зачем он использует прием реминисценции? (дружбу с Павликом измеряет по самым высоким меркам, сравнивает с дружбой Пушкина)
Таким образом, нам предстоит выяснить, какое влияние оказала дружба с Павликом на личность героя.

7. Сравнительная характеристика героев.

8. Беседа.

– Как можно назвать дружбу с Митей?
– Какая дружба была с Павликом?
– В чем разница между мнимой дружбой и настоящей?
– Почему Павлик сразу не понравился герою?
– Как Юра это демонстрировал?
– Что потом привлекло Юру в Павлике?
– Что такое "тонкая деликатность"? Как она проявлялась?
– Какая серьёзная проблема встала перед друзьями в старших классах?
– Как ребята осуществляли поиски своего лица?

9. Работа с текстом.

  1. Нам такого гуталина сварить не удалось, хотя мы продушили всю квартиру въедливым запахом ваксы…
  2. Мы изнуряли себя на лекциях знаменитых ученых, пытались постигнуть теорию относительности…
  3. Была красная машина, и тревожный звон колокола…
  4. Мы должны совершить прыжок с двумя зонтиками из окна его кухни во двор…
  5. По команде мы разом вскидываем на нос, лоб или подбородок какой-нибудь предмет…
10. Беседа.

– Почему при выборе профессии пути героев расходятся?
– Кем хотел стать Павлик? А Юра?
– Как погиб Павлик?
– Найдите в тексте авторское размышление о природе дружбы.
– Какое чувство испытывает герой?
– В чем видит вину перед Павликом?
– Как повлияла дружба с Павликом и его геройская гибель на мировоззрение и жизнь героя?
– Какой личностью стал герой рассказа?
– В чем смысл эпиграфа?

11. Задание по группам.

– Подберите слова, которые отвечали бы понятию "дружба"

12. Проверка индивидуального домашнего задания:

– чтение сочинений о дружбе.

13. Дифференцированное домашнее задание:

– выучить стихи о дружбе;
– подготовить презентацию о своем друге;
– Написать сочинение о друге или дружбе.

Цель: Познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии писателя; проанализировать, как раскрывается личность героя в автобиографическом рассказе; вызвать у учащихся уважение к нравственным ценностям, о которых пишет Ю.Нагибин.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Слово учителя:

  • Говоря о произведении "Мой первый друг, мой друг бесценный" нельзя не познакомиться с личностью писателя, это будет просто некрасиво.
3. Рассказ подготовленного учащегося о Нагибине.

4. Проверка домашнего задания "Верно ли утверждение?"

Дома вы познакомились с автобиографией писателя, которая есть в учебнике. Перед вами лежат карточки с заданиями, в которых напротив каждого вопроса вы должны поставить + или – . Если вы не согласны с утверждением, то должны дать правильный ответ и его объяснить.

Задания:

А) Высокий уровень:

1. Увлечения Нагибина и героя его рассказа совпадают.
2. Нагибин очень подробно рассказывает о том, как принимал участие в боях во время Великой Отечественной войны.
3. Рассказ Ю.Нагибина "Мой первый друг, мой друг бесценный" является автобиографическим, но не является автобиографией.

Б) Средний уровень:

1. Под влиянием отчима Нагибин научился читать только хорошие книги.
2. Ю.Нагибин мечтал быть "агентом МУРа", т.к. желал избавить мир от преступности.
3. Писатель все детство прожил в коммунальной квартире, населенной хорошими людьми.

В) Низкий уровень:

1. Ю.Нагибин родился в небольшой деревушке недалеко от Петербурга.
2. Писатель недолго учился в Медицинском институте, затем перешёл на факультет Киноинститута.
3. Нагибин никогда не писал свои произведения специально для детей.

5. Словарная работа.

– В чем заключается разница: автобиография и автобиографический рассказ?
– Объясните слова и выражения:

  • 1 группа – индивидуальность, дворовая вольница;
  • 2 группа – велеречие, домашние табу;
  • 3 группа – фарс, нравственный кодекс;
  • 4 группа – целомудрие, Иудин поцелуй.
6. Работа текстом.

– О чем говорит название?
– Где оно встречалось?

Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Пушкина "И.Пущину".

– Какими чувствами проникнуто стихотворение?
Теория литературы: Реминисценция (лат.– воспоминание) – литературный намек, отголосок.
– Как Пушкин относится к дружбе? (считал священным чувством)
– Почему Нагибин выбрал именно это название? Зачем он использует прием реминисценции? (дружбу с Павликом измеряет по самым высоким меркам, сравнивает с дружбой Пушкина)
Таким образом, нам предстоит выяснить, какое влияние оказала дружба с Павликом на личность героя.

7. Сравнительная характеристика героев.

8. Беседа.

– Как можно назвать дружбу с Митей?
– Какая дружба была с Павликом?
– В чем разница между мнимой дружбой и настоящей?
– Почему Павлик сразу не понравился герою?
– Как Юра это демонстрировал?
– Что потом привлекло Юру в Павлике?
– Что такое "тонкая деликатность"? Как она проявлялась?
– Какая серьёзная проблема встала перед друзьями в старших классах?
– Как ребята осуществляли поиски своего лица?

9. Работа с текстом.

  1. Нам такого гуталина сварить не удалось, хотя мы продушили всю квартиру въедливым запахом ваксы…
  2. Мы изнуряли себя на лекциях знаменитых ученых, пытались постигнуть теорию относительности…
  3. Была красная машина, и тревожный звон колокола…
  4. Мы должны совершить прыжок с двумя зонтиками из окна его кухни во двор…
  5. По команде мы разом вскидываем на нос, лоб или подбородок какой-нибудь предмет…
10. Беседа.

– Почему при выборе профессии пути героев расходятся?
– Кем хотел стать Павлик? А Юра?
– Как погиб Павлик?
– Найдите в тексте авторское размышление о природе дружбы.
– Какое чувство испытывает герой?
– В чем видит вину перед Павликом?
– Как повлияла дружба с Павликом и его геройская гибель на мировоззрение и жизнь героя?
– Какой личностью стал герой рассказа?
– В чем смысл эпиграфа?

11. Задание по группам.

– Подберите слова, которые отвечали бы понятию "дружба"

12. Проверка индивидуального домашнего задания:

– чтение сочинений о дружбе.

13. Дифференцированное домашнее задание:

– выучить стихи о дружбе;
– подготовить презентацию о своем друге;
– Написать сочинение о друге или дружбе.


Сообщить об ошибке