Презентация на тему "Русская литература 1950-80-х годов"

Включить эффекты
1 из 22
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Русская литература 1950-80-х годов" по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

  • Русская литература 1950-80-х годов.
    Слайд 1

    Русская литература 1950-80-х годов.

    Работу выполнила: Хрулёва С.А, учитель МОУ СОШ с.Макарье Котельничского района

  • Слайд 2

    Деревенская проза

    ДЕРЕВЕ́НСКАЯ ПРО́ЗА — значительное, духовно и эстетически действенное тематическое направление в лит-ре 1960 — нач. 1980-х гг., осмысляющее драматич. судьбу крест-ва, рус. деревни в 20 в., отмеченное обостренным вниманием к вопросам традиции, нар. нравственности, к взаимоотношениям человека и природы. Хотя отдельные произведения, критически осмысляющие колхозный опыт, начали появляться уже с начала 1950-х (очеркиВалентина Овечкина, Александра Яшина, Ефима Дороша), только к середине 1960-х «деревенская проза» достигает такого уровня художественности, чтобы оформиться в особое направление (большое значение имел для этого рассказ Солженицына «Матрёнин двор»). Тогда же возник и сам термин. Крупнейшими представителями, «патриархами» направления считаются Ф. А. Абрамов, В. И. Белов, В. Г. Распутин. Ярким и самобытным представителем «деревенской прозы» младшего поколения стал писатель и кинорежиссёр В. М. Шукшин.

  • Слайд 3

    Фёдор Александрович Абрамов

    Роман лауреата Государственной премии Федора Абрамова «Братья и сестры» охватывает около сорока лет жизни нашего общества. Писатель создал замечательную галерею образов тружеников советской деревни. Рассказывая о жизни северной деревни Пекашино, Ф. Абрамов раскрывает самые важные, самые острые проблемы народной жизни последних десятилетий.

  • Слайд 4

    Валентин Григорьевич Распутин

    Сюжетную основу произведений составляют нелёгкие испытания, которые выпали героям, проблемы выбора пути, жизни и смерти, физической и духовной. Писатель зачастую ставит своих героев в исключительные ситуации, обычно ограниченные каким-то определённым сроком, в течение которого они должны разрешиться.

  • Слайд 5

    Василий Иванович Белов

    Белов Василий Иванович (р.23.10.1932, деревня Тимониха Вологодской области), русский советский писатель. Член КПСС с 1956. Окончил Литературный институт им. М. Горького (1964). Работал в колхозе, на уральском заводе. Печатается с 1956. Опубликовал сборник стихов "Деревенька моя лесная" (1961), сборники рассказов "Знойное лето" (1963) и "Речные излуки" (1964). Проза Б. лирична. Среди книг о современной деревне выделяются его повести "Привычное дело" (1966) и "Плотницкие рассказы" (1968); в них созданы цельные характеры простых людей Севера, вопреки всем трудностям и невзгодам сохранивших "теплоту добра" и "радость к миру" — чувства, которыми окрашены их повседневная жизнь и труд.

  • Слайд 6

    Василий Макарович Шукшин

    Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. В 1945-1947 годах он учился в Бийском автотехникуме, затем работал слесарем - такелажником и разнорабочим на заводах Калуги и Владимира, потом служил на флоте. В 1953-1954 годах Василий Шукшин был учителем истории и директором школы сельской молодежи в своем родном селе Сростки. В 1960 году Василий Шукшин окончил режиссерский факультет ВГИКа, где постигал искусство кинематографии в мастерской Михаила Ромма. Через два года Шукшин поставил драму "Ваш сын и брат", получившую Государственную премию РСФСР.

  • Слайд 7

    Роли в фильмах "У озера" (директор Черных), "Печки-лавочки" (Иван Расторгуев) и "Калина красная" (Егор Прокудин) принесли Шукшину мировую известность, а снятые им ленты выдвинули его в число самых интересных режиссеров 1960-1970-х годов. Стоит отметить, что почти все фильмы известный режиссер и писатель поставил по своим сценариям, а первые написанные им рассказы были опубликованы в 1959 году. В 1974 году Сергей Бондарчук, режиссер-постановщик фильма "Они сражались за Родину", пригласил Василия Шукшина на одну из главных ролей, солдата Лопахина. После этой работы Шукшин собирался ставить картину о Разине по своему роману "Я пришел дать вам волю...". Во время съемок у Бондарчука, в станице Клетской Волгоградской области, 2 октября 1974 года Василий Шукшин умер, некоторые обстоятельства его смерти до конца так и не выяснены.

  • Слайд 8

    Лагерная проза.

    ЛАГЕРНАЯ ПРОЗА», литературные произведения, созданные бывшими узниками мест заключения.Лагерная проза — явление уникальное не только в русской, но и в мировой литературе. Она порождена напряженным духовным стремлением осмыслить итоги катастрофических событий, совершившихся в стране на протяжении ХХ столетия. Отсюда и тот нравственно-философский потенциал, который заключен в книгах бывших узников ГУЛАГа И. Солоневича, Б. Ширяева, О. Волкова, А. Солженицына, В. Шаламова, А. Жигулина, Л. Бородина и др., чей личный творческий опыт позволил им не только запечатлеть ужас гулаговских застенков, но и затронуть «вечные» проблемы человеческого существования.

  • Слайд 9

    Варлам Шаламов

  • Слайд 10

    Юрий Осипович Домбровский

    Русский советский писатель. Родился 29 апреля (12 мая) 1909 в Москве, в семье адвоката. В 1932 окончил Высшие литературные курсы, в том же году был арестован и выслан в Алма-Ату. Работал археологом, искусствоведом, журналистом, занимался педагогической деятельностью. В 1936 вновь был арестован, но спустя несколько месяцев освобожден. История этого ареста легла в основу романов «Хранитель древностей» (1964) и «Факультет ненужных вещей»(1978). Домбровский сохранил в них настоящие имена своих следователей, Мячина и Хрипушина. В 1938 опубликовал роман Державин, через год снова был арестован и отправлен в Колымские лагеря, откуда в 1943, больной, вернулся в Алма-Ату. Зимой 1943 в больнице начал писать роман «Обезьяна приходит за своим черепом» (опубл. 1959). В 1946 начал работать над циклом новелл о Шекспире «Смуглая леди» (опубл. 1969).В 1949 Домбровский вновь был арестован, шесть лет провел в заключении на Крайнем Севере и в Тайшете. В 1956 был реабилитирован за отсутствием состава преступления и получил разрешение вернуться в Москву.

  • Слайд 11

    А.И.Солженицын.

  • Слайд 12

    Городская проза.

    В 1960-1970-е годы в России активизировались миграционные процессы. Городское население стало быстро увеличиваться. Соответственно изменялись состав и интересы читательской аудитории. В те годы роль литературы в общественном сознании была значительно активнее, чем теперь. Естественно, что привычки, манера поведения, образ мыслей, вообще психология городских аборигенов привлекали к себе повышенное внимание. С другой стороны, жизнь новых горожан-переселенцев, в частности так называемых лимитчиков, предоставляла писателям широкие возможности для художественного исследования новых областей человеческого бытия. Героями произведений становятся «…не рабочие и не крестьяне, не элита. Это служащие, работники науки, гуманитарии, инженеры, соседи по домам и дачам, просто знакомые».

  • Слайд 13

    Юрий Валентинович Трифонов.

    Писал рассказы разного стилевого и тематического диапазона, опубликовал роман «Утоление жажды»(1963), в котором шла речь о строительстве оросительного канала в пустыне.Принципиально новым этапом в творчестве Трифонова стали повести т.н. «московского цикла», в которых осмыслялась жизнь столичных интеллигентов, шла речь о сохранении человеческого достоинства. Завершением «московского цикла» стал роман «Дом на набережной» (1976). Его публикация стала событием литературной и общественной жизни. На примере судьбы одного из жильцов знаменитого московского дома, в котором жили семьи партийных работников (в т.ч. и семья Трифонова во времена его детства), писатель показал механизм формирования конформистского общественного сознания.

  • Слайд 14

    Тема интеллигенции.

    Изображение города тесно связано в литературе 50-х- 80-х годов с темой интеллигенции. В ей критически остром и гражданственно страстном художественном истолковании заметное место принадлежит роману Владимира Дудинцева «Н хлебом единым».

  • Слайд 15

    Поиск героя времени.

    К тематике научного поиска и изобретательства примыкает огромное количество произведений на производственную тему. Мотивы труда в литературе 50-80-х годов получают многообразное художественное решение. Многих писателей привлекают конфликтные ситуации среди руководителей, придерживающихся разных стилей руководства, когда административному, бездушно-командному стилю, сдерживающему развитие производства и инициативу людей, закономерно противопоставляется творческое начало и широта взглядов.

  • Слайд 16

    В.Ф.Тендряков «Короткое замыкание» П.Л.Проскурин «Горькие травы» А.А.Бек «Новое назначние»

  • Слайд 17

    Отношение человека к природе.

    Объектом постоянного внимания художников слова в 50-80-е годы становится традиционно важная для русской литературы тема человека и природы. Это и глубоко лирическое восприятие природы, и тема её сохранения, и отражение животворной связи человека с землёй и окружающим миром, трепетное отношение к природе, которое сталкивается с холодностью и чёрствостью людей.

  • Слайд 18

    Образы дивной сибирской природы находят воплощение в повести В.П.Астафьева «Царь – рыба», отмеченной Государственной премией. Нравственные проблемы, поставленные в повести, тесно соединяются с проблемами экологичности.

  • Слайд 19

    Б.Л.Васильев.

    Героем романа «Не стреляйте в белых лебедей» является Егор Полушкин. Его трепетное отношение к природе сталкивается с холодностью и чёрствостью людей и приводит героя к гибели.

  • Слайд 20

    Г.Н.Троепольский.

    Отечественной классикой литературы стала повесть Г.Н.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо», которая продолжила традиции русской литературы. В повести рассказана драматическая история собаки, которая была для своего хозяина «верным, преданным, любящим другом».

  • Слайд 21

    Ю.П.Казаков.

    Трогательна и история гончей слепой собаки в рассказ «Арктур – гончий пёс». Подчиняясь охотничьему инстинкту, собака одна гоняла зверей и погибла, наткнувшись на острый сук.

  • Слайд 22

    Благодарю за внимание!

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке