Содержание
-
Символы в русской народной сказке«Перышко Финиста -Ясна Сокола»
4 класс
-
Символ – это многозначное иносказание. Символ – это слово–знак, с помощью которого автор выражает сущность явления и может перекинуть мостик в субъективный мир, иную реальность
Особый вымысел – волшебные сказки. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй сверхъестественной силы. В сказках традиционные, идущие от древности, сходные сюжеты. Древние понятия о тотемах – родоначальниках-предках породили сказочные символические образы зверей и птиц, а также образ Бабы Яги – покойной покровительницы рода. Практически в каждой волшебной сказке встречаются такие предметы, какдерево – символ жизни, модель мироздания; вода– основа мироздания;колодец – жизнь, истина, «глаз воды», обозначающий связь с прошлым; ворота– символ перехода из одного качества в другое; гора – сакральный символ власти и отшельничества; река – символ потока времени, символ вектора судьбы, граница с неведомым миром; цветок– символ молодой жизни, Солнца, а также связи двух миров; яблоко– плод древа жизни и символ первородного греха; яйцо– символ происхождения всего живого. ,
-
Образы-символы в сказке «Перышко Финиста -Ясна Сокола». Баба-Яга
В русских сказках яга-баба охраняет вход в царство мертвых. В сказочных сюжетах она своеобразный проводник в иной мир. Яга испытывает героев, нередко помогает тем, кто эти испытания выдерживает.
-
Животные- проводникиКот
В русской народной сказке кот часто встречается в образе спасителя от различных напастей.
-
Собака
За собакой закрепилась позитивная символика преданности и верности. Но существуют поверья, по которым собака – проводник в царство мертвых.
-
Волк
История взаимоотношений волка и человека уходит в глубь веков. Сказания различных народов свидетельствуют о том, что в самом начале люди почитали волка как одно из священных животных, считая его предком и покровителем рода.
-
Древние понятия о тотемах – родоначальниках-предках породили сказочные символические образы зверей и птиц
-
Старшим сестрам «для радости» необходимы наряды, младшая же просит привезти для нее перышко Финиста - Ясна Сокола. Перо– символ воздуха и полета, принадлежность не земного, а какого-то иного мира.
-
Что же это за птица – загадочный Финист – Ясный Сокол?
-
Для героини сказки Финист – это особый духовный мир, куда всегда стремится душа человеческая.
-
Но он чужой в жестоком земном мире. Натолкнувшись на острые ножи, натыканные в оконную раму завистливыми сестрами, Сокол улетает…
-
«Тогда меня найдешь, когда трое башмаков железных износишь, трое посохов железных изломаешь, трое колпаковжелезных порвешь». Значит, чтобы вернуть любовь, нужно пройти тяжелые испытания.
-
«Иная» область – то царство, куда по необходимости отправляется героиня сказки, где существуют избушки на курьих ножках, где бродят говорящие звери и птицы, где обретаются волшебные предметы и совершаются чудесные превращения. «Дело пытаешь, аль от дела лытаешь?» - спрашивает Яга – страж границы между мирами. Черепа на кольях тына вокруг ее жилища ясно показывают, что красная девица не первая оказалась в гостях у хозяйки избушки на курьих ножках…
-
Пробираясь через непролазные лесные дебри, «износила она башмаки железные, посох железный изломала и колпак железный прорвала…». В символическом смысле пространство леса связано с представлением об опасностях, о возможности заблудиться, сбиться с пути. Кот, а затем собака и серый волк становятся чудесными проводниками в страшном и пугающем сказочном лесу.
-
В «том» мире, куда попадает Марьюшка, хозяйничает некая царица, действия которой враждебны героям. В этом царстве Финист не летает, он спит. Золотыепредметы (золото – символ Солнца), привнесенные девицей, незнакомы этому царству. Скорее всего, героиня оказывается в мире преисподней.
-
«Твой ясный сокол за тридевять земель, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Опоила его зельем царица-волшебница и женила на себе.»
-
Сказка знает два верных средства вырвать возлюбленного из плена забытья - поцелуй и слезы. В сказке о Финисте такой пробуждающей силой служат слезы. Славяне верили, что утренняя роса – это жемчужные слезы, которые с небес проливает на землю богиня Лада.
-
Герой пробуждается от плена забытья, чтобы вернуться вместе с девицей в ее земной мир и стать там своим.
-
Используемая литература
Иллюстрации к сказке «Финист - Ясный Сокол» (И. Я. Билибин, Р. В. Былинская и др.), images.yandex.ru. Словарь мифологических и сказочных персонажей http://www.rojdenierus.ru/. Энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы» http://slovari.yandex.ru/. Русская народная сказка «Перышко Финиста-Ясна Сокола» (сб. «Сказки А. Н. Корольковой»). Фольклорная сказка. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org/wiki.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.