Содержание
-
Сочетание реалистического и мистического в повести Н.В.Гоголя «Вий»
Урок литературы в 6 классе.
Учитель русского языка и литературы Соловьева Т.В. МОУ « Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа».
-
Цель урока - анализ тех сцен повести «Вий», в которых преобладает мистическое начало. Знакомство с теми эпизодами повести, которые представляют бытовую, реалистическую сторону.
В повести необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое.
- Реалистическое:
Описание хутора, хлева, где философ « толкнул ногою в морду просунувшуюся из другого хлева любопытную свинью».
-
- Реалистически описана дальнейшая судьба двух приятелей Хомы.
Гоголь вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы расширить бытовое полотно, изобразить как можно больше колоритных фигур. Имена героев представляют комическое сочетание древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец» (воробей).
Эти сочетания особенно выразительны, когда к ним добавляются важные слова «философ», «ритор». Смысл прозвища богослова Халявы - он всегда готов позавтракать, пообедать и поужинать тем, что плохо лежит.
-
«Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: всё, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет».
«Ритор Тиберий Горобець еще не имел права носить усов…и поэтому характер его в то время ещё мало развивался; но, судя по большим шишкам на лбу, с которыми он часто являлся в класс, можно было предположить, что из него будет хороший воин».
-
«Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием , - говоря, что чему быть, того не миновать».
-
- Реалистически описан быт сотника, обряды, обычаи, традиции, в том числе в связи с погребением (оплакивание отцом умершей дочери, чтение над покойником святого писания, прикладывание рук к горячей печи и пр.)
Знание народных обычаев и традиций – одна из черт творчества Гоголя.
-
- Мистическое:
Анализ сцены, когда Хома, оказавшись в роли коня у ведьмы, сверху смотрит на мир.
- Как изменяется привычный мир в глазах Хомы, соприкоснувшегося с потусторонней силой?
- В каком состоянии находится сам Хома?
Мистика - это раздел фантастики, связанный с изображением потустороннего мира, нечистой силы, необъяснимых явлений.
-
Мир преображается: он наполняется сказочными существами, незнакомыми прелестными звуками, запахами, красками.
…Луга, леса, долины-всё ,казалось, как будто спало с открытыми глазами…..
-
Герой Гоголя не может понять, сон это или явь. Когда он начинает творить заклятья, всё вокруг становится привычным: «Густая трава касалась его, и он уже не видел в ней ничего необыкновенного».
И вот ведьма превращается в красавицу.
- Зачем Гоголю понадобилось преображать ведьму?
- Зачем он делает её столь прекрасной и несколько раз на протяжении повести рисует её портрет?
- Что поражает в этом портрете?
- Что такое портрет?
-
Первый раз Хома видит её такой: «Перед ним лежала красавица, с растрепанною косою, с длинными, как стрелы, ресницами. Бесчувственно отбросила она на обе стороны белые нагие руки и стонала, возведя кверху очи, полные слез».
-
«Она лежала как живая. Чело прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось мыслило; брови - ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста - рубины, готовые усмехнуться...
Во второй разонвидит её в доме сотника:
Он чувствовал , что душа его начинала как-то болезненно ныть…-Ведьма!- вскрикнул он не своим голосом…Это была та самая ведьма, которую он убил».
-
В церкви Хома глядит на усопшую в третий раз.
Гоголь нагнетает ужас, портрет становится ещё более мистическим: на щеке умершей Хома видит показавшуюся ему слезой каплю крови.
- Почему же красота панночки была страшной?
- Почему, глядя на неё, Хома сразу все вспомнил и понял, что это ведьма?
- Почему в её красоте не было тепла, а было что-то «страшно пронзительное», нечеловеческое?
«Он подошел ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз : такая страшная, сверкающая красота!»
-
«Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения... Небольшой дворик, за которым не было ни дерева и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга... Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость …»
Интересно то, как Гоголь подводит читателя к сценам в церкви. Не только портрет панночки , но и описание самой церкви подготавливает читателя к тому, что произойдёт:
- Что такое описание?
- Какие художественные средства использует автор в описании?
-
Проследим, как от эпизода к эпизоду Гоголь усиливает ощущение мистического ужаса, ожидание страшной развязки.
Ночь первая-покойница поднимает голову, садится в гробу, идет по церкви, пытается поймать Хому, гроб летает по церкви, позеленевший труп поднимается из него, раздается крик петуха.
-
Ночь вторая - Хома видит труп на самой черте, покойница творит заклинания, нечистая сила ломится в церковь, но не может попасть в неё, раздается крик петуха.
-
Ночь третья - мертвец встает из гроба, творит заклинания, падают иконы, бьются стёкла в окнах, нечистая сила врывается в церковь, приводят Вия, Хома не выдерживает и смотрит на него, Хома погибает, петух кричит во второй раз, нечисть застревает в окнах и дверях церкви.
-
- Кто такой Вий?
- Почему повесть названа «Вий», хотя сам он появляется в самом конце?
Может быть, Вий - это та страшная сила, которая все-таки погубила Хому за его жестокостьь(за избиение ведьмы поленом), вызвала в его душе суеверный страх, заставивший его взглянуть в глаза чудовищу, «не выдержать»в последний момент.
Вий.
У древних славян - существо, насылающее ночные кошмары, видения и привидения. Вся сила его была в глазах, которые очень сильно заросли бровями и ресницами и совсем затемнили зрение.
Малороссийский Вий – мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, уже ничто не укроется от его взора. Слово «вии» означает ресницы.
-
- Смешным или страшным показалось вам это произведение?
- Докажите, что в повести удачно сочетается реалистическое и мистическое?
В повести, действительно, необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Одно от другого неотделимо в художественном мире Гоголя.
Талантливый писатель соединил народные предания и свою авторскую фантазию.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.