Содержание
-
МОУ Радужненская СОШ Коломенского муниципального района Московской области.
Презентацию подготовила: Привезенцева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
-
Гоголь и его «Вечера на хуторе близ Диканьки»
- 1809 - 1852
pptcloud.ru
-
Слово о Гоголе
Родился на Украине 1 апреля в селе Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, в семье небогатых украинских помещиков.
-
В семье любили литературу, старинные предания, народные песни, сказки, театр.
- Отец - Василий Афанасьевич
- Мать - Мария Ивановна
-
- Украина – колыбель великого писателя. «Малороссийские» предания и песни – мир гоголевского детства.
-
Начальное образование родители дали дома, затем учился в полтавской гимназии.
-
- В 1821 г. в 12 лет поступил в Нежинскую гимназию. Больше всего увлекала его русская история и литература. Особенно любил поэзию Пушкина и поэта-декабриста К.Ф. Рылеева. Другим увлечением стал театр.
-
- Несколько месяцев Гоголь жил в Германии. Приехав из-за границы, он снова стал заниматься литературным трудом, познакомился с В.А. Жуковским и П.А. Плетнёвым, который устроил Гоголя работать учителем истории в институт.
-
- Гоголь много писал, работал над сборником “Вечера…". Причём работал только в свободное от службы и прочих дел время, поздно, когда уже никто не мешал. Вечер – время вдохновения, располагающего к задумчивости и мечтательности, единению с окружающим миром. Вечер – время таинственного, чудесного, иррационального. Это значение указано предисловием к гоголевской книге: “Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут!". Вечер неудержимо впадает в ночь, а это уже вершина таинственного и чудесного. Ночь – время высших философских откровений, но одновременно и пик иррационального, когда сам древний хаос встречается с нашей душой.
-
- Итак, Гоголь работал над “Вечерами…" вечером, ночью, в свободное время. Может быть, поэтому в них так вдохновенны сны. Гоголь – поэт ночи: “Ночь перед Рождеством", “Майская ночь, или Утопленница".
- На ночь падают фантастические события “Сорочинской ярмарки", ночью совершается убийство в “Вечере накануне Ивана Купала", месть в “Страшной мести". По ночам морочат черти героев в “Пропавшей грамоте" и “Заколдованном месте".
-
- 19 (20) мая 1831 г. Гоголь познакомился с Пушкиным. Общение с Пушкиным имело огромное значение для творческого развития молодого Гоголя. Пушкин внимательно следил за работой Гоголя, вникал в его замыслы, был требовательным, но чутким наставником и руководителем своего молодого литературного друга. Во многом именно Пушкин помог Гоголю стать великим писателем.
-
Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»
- В 1831 г. вышла первая книга “Вечеров". С восторгом встретил появление сборника А.С. Пушкин: “Сейчас прочёл “Вечера близ Диканьки". Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!". Через год (в1832 г.) вышла вторая книга “Вечеров".
-
Композиция сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”
-
- В 1835 г. великий критик В.Г. Белинский дал такой отзыв о повестях Гоголя: “Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, всё, что может иметь народ оригинального, типического, всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная…".
-
Смысл названия повести
- Название сборнику “Вечеров" подсказал П.А. Плетнёв: “Повести, изданные пасичником Рудым Паньком", который будто бы жил возле Диканьки. Как вы думаете, ребята, была ли такая деревня на самом деле?
- Как вы понимаете название этой деревни?
- Почему же Рудый Панько?
- Итак, чего же боялся пасичник при издании своих произведений?
-
-
Итак, откройте повесть Н.В. Гоголя “Майская ночь, или Утопленница". Впервые напечатана в 1831 г. в сборнике “Вечера…" и открывалась она эпиграфом на украинском языке. Почему? Ведь вся повесть написана на русском.
-
Анализ 1-й главы
- С чего начинается глава? Какое время суток описывается?
- Как вы понимаете фразу – Парубки и девушки стремились “выливать своё веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем"?
- С кем мы встречаемся? С какими героями? Какие они? Как они относятся друг к другу? Почему мы так считаем?
- Как Левко и Ганна обращаются друг к другу? Как герой называет Ганну?
- Как она называет Левко, своего возлюбленного?
-
- Нарисуйте словесный портрет героев. Как они выглядят? Каковы черты их лица, одежда, украшения? Что мы вообще узнаём о героях?
-
-
- А если бы вам пришлось нарисовать портреты героев, это было бы трудное задание? Почему?
- Посмотрите иллюстрацию палехского художника А. Куркина “Левко и Ганна". Но прежде, что значит “палехский"?
- Чем художник Куркин дополнил портреты героев?
- Где конкретнее портрет: в повести или на иллюстрации?
-
- Итак, портрет героев в повести дан в духе народной песни, сказки, в нём больше сравнений, чем конкретных деталей. Обратите внимание: фольклорные традиции проявляются не только в портрете, но и в характерах. Какими словами можно охарактеризовать Ганну?
- Похожи ли Левко и Ганна на обычных героев волшебных сказок?
- Но всё-таки эти герои необычны. Чем же?
- Вы внимательно слушали мой рассказ о Гоголе? Как писателю удалось нарисовать портреты такого казака и молодой казачки?
-
- Почему у Ганны недобрые предчувствия?
- Что её волнует?
- Что ответил ей Левко? Почему “унывно" зазвучало в его устах слово “говорил"?
- Как Ганна укрепляет решимость Левко, ободряет его?
- Найдите слова, подтверждающие, что Ганна и Левко тонко чувствуют природу, любят её.
-
Проверка домашнего задания
- Пересказать легенду об утопленнице
-
Домашнее задание
- Перечитать 2-ую главу; подготовить выразительное чтение отрывка об украинской ночи (индивидуально); вспомнить определения слов: “эпитет", “сравнение", “олицетворение"; выписать из первого абзаца 2-ой главы эпитеты, сравнения, олицетворения, оформив в виде таблицы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.