Содержание
-
Совершенствование навыка чтенияРекомендации логопеда учителю: приемы и методы работыподготовила: логопед Арапова Е.А.
-
Эксперименты показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса Выявленная закономерность: Те, кто стали отличниками в пятом классе, имели на конец бучения в начальной школе 130- 170 слов в мин., те, кто стал хорошистом: 100- 140 слов в мин, те, кто стал троечником- 80- 90 слов в мин.
-
скорочтение
Поскольку в детстве все (или почти все) начинали с чтения вслух, привычка проговаривать про себя читаемый текст укоренилась и является существенным ограничителем скорости - предел речевого канала составляет примерно 150 слов (900 знаков) в минуту. При обучении технике скорочтения в первую очередь пытаются исключить речевой канал (речедвигательный и речеслуховой анализатор) из процесса обработки информации. Это также называют подавлением артикуляции или скрытого произношения. Один из способов подавления - принудительное постепенное увеличение скорости чтения. С ростом скорости речевой канал не будет успевать пропускать весь объем информации и перестанет участвовать в обработке - информация из зрительного анализатора сразу будет направляться в смысловой.
-
Исследования показывают, что для понимания смысла при чтении и запоминании информации вполне достаточно только видеть слово и передать его в зрительный образ, в анализатор мозга для обработки информации. При низкой скорости чтения все слова мысленно проговариваются. Чем выше скорость чтения, тем меньше слов проговаривается, тем больше слов воспринимается только глазами.
-
Следующий резерв для повышения скорости чтения - увеличение поля зрения. Обычно при чтении в поле зрения попадает одно-два слова, средняя ширина поля обычного читателя зрения составляет 10-12 символов. Это означает, что для прочтения одной строки текста необходимо сделать от пяти до десяти движений глазами с фиксацией взгляда. С помощью упражнений для развития периферического зрения за небольшой период времени можно увеличить поле зрения с 10-12 до 30-35 знаков. Теперь для прочтения строки потребуется две-три фиксации, что при той же скорости перемещения взгляда между фиксациями даст трёхкратный рост скорости( работа с таблицами Шульте) Если устранить всего две из причин медленного чтения, а именно: подавить скрытое произношение (артикуляцию) и увеличить ширину поля зрения с помощью простых упражнений, то возможно в довольно короткий срок (10-15 дней) заметно повысить скорость чтения.
-
Технику чтения составляют 4 компонента: осознанность, беглость( техника чтения) , выразительность, правильность, каждый из которых сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка
-
Упражнения, направленные на совершенствование техники чтения (беглость чтения): Чтение «с карандашом» «Спринт» Дети одновременно по команде учителя начинают чтение, по команде «стоп» прекращают, показывают, кто где остановился Чтение по диагонали Чтение перевернутого текста Чтение «Глаза- губы». Чередование чтения вслух с чтением молча. «Буксир» – учитель или хорошо читающий ученик читаю на максимальной скорости. Задача остальных- стараться не отстать. «Бросок- засечка». Одновременно начинают чтение, по команде учителя «засечка» останавливаются, поднимают глаза от текста. По команде «Бросок» продолжают чтение с того слова, на котором остановились.
-
«Молния» Начинают читать одновременно, по команде учителя «Молния» начинают читать в максимальном темпе молча на продолжении от 20 сек. (вначале) до 2 мин( после освоения упражнения). Чередовать условия: начинают читать молча, по команде учителя- вслух в максимальном темпе. «Игра в прятки».Ведущий начинает читать не с начала, а где попало, называя только страницу, ученики должны найти и подстроиться под чтение ведущего. «Отыщи слово». Учитель показывает (или называет звук». По команде ищем ученики должны поставить карандаш на слово, начинающееся с заданного звука. Чтение с линейкой. Строка закрывается линейкой, открывая по слову. Учитель может задавать ритм: скорость движения линейки, открывающей новые слова. Чтение с условием: чтение согласных( на выдохе после глубокого вдоха), чтение слов на заданный звук, чтение слов с конца, чтение предложений с конца к началу, «первый и последний» и т.п. «Прыжки»: чтение через слово «Счет слов» - одновременно читают и считают прочитанные слова. Перед чтением задается вопрос. На который должны ответить после работы.
-
Упражнения направленные на совершенствование понимания прочитанного (осознанность чтения): Свести содержание текста к коротким и существенным логическим формулам, отметить в каждой формуле центральное по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой и образовать таким путем единую логическую цепь идей – вот сущность понимания текста. Чтение с прикрытой верхней частью строчки Игры со словами: превращения слов Упражнение “Прочти, спроси, ответь!” “Составь предложения”, “Закончи рассказ”, “Поставь знаки препинания”, Корректировка деформированных предложений, неоконченных предложений – на уроках русского языка. Упражнение “Чтение – разведка”. Оно заключается в том, что дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные перед чтением учителем. Подчеркивание непонятных слов, объяснение лексического значения
-
«Ловушка» - учитель читает, заменяя одно слово синонимом. Ученики должны найти замену. Выборочное чтение: найти описание природы, героя и т.п. Восстановление логической последовательности: небольшой текст разрезается При чтении учителем пропускаются слова. Найти синоним к пропущенному слову. Фантограммы: различные фантазии при работе с текстом: 1. в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие: время, герой, место. Ученики фантазируют, как изменится содержание 2. Придумать продолжение к прочитанному отрывку Распространение предложений Составление кроссвордов по тексту Подбор пословиц, поговорок, загадок к тексту Составление ребусов к словам из текста.
-
Упражнения, направленные на выразительность выразительность чтения: Ролевое чтение Упражнение на различие ритма и громкости: “Читай шепотом и медленно”, “Читай громко и уверенно” “Читай громко и уверенно”, Чтение по «эмоциональным маячкам» Выделение интонацией главного слова в предложении, выделение голосом то одного, то другого слова «Эхо»: учитель читает вслух, ученики повторяют с той же интонацией. «Голоса»: чтение подражанию голосов (старушки, ребенка, гномика, великана и т.п) Чтение – пение: Стихотворение поется на мотив знакомой песни Разметка текста: пауза, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.
-
На этапе обучения чтению Режим щадящего чтения: чтение «слайдами»: ребенок читает одну- две строчки - взгляд на картинку, повторяет прочитанное про себя. Вновь читает по такому же алгоритму. Чтение со сменой деятельности
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.