Содержание
-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Пушкинские традиции в творчестве Расула Гамзатова (на примере стихотворений «Памятник» Р.Гамзатова и А.Пушкина)
-
Пушкинские традиции в творчествеРасула Гамзатова
Объектом исследования является поэзия Р.Гамзатова в контексте развития родной и русской литературы. Предметом исследования являются межлитературные связи гамзатовской и пушкинской поэзии (на примере стихотворений «Памятник» Р.Гамзатова и А.Пушкина). Цель работы: исследовать пушкинские традиции в творчестве Расула Гамзатова. Для этого необходимо решение следующих задач: изучить источники о жизни и творчестве Р.Гамзатова, прочитать критическую литературу, стихи Р.Гамзатова; определить истоки поэтических традиций Р.Гамзатова; проанализировать стихотворения «Памятник» Р.Гамзатова и А.Пушкина; на основе сравнительного анализа стихотворений «Памятник» Р.Гамзатова и А.Пушкина выявить параллели между творчеством Р.Гамзатова и А.Пушкина; дать оценку творчеству Расула Гамзатова, определить значение, актуальность его произведений.
-
Семейные истоки любви к творчеству А.С.Пушкина
В доме отца Расула Гамзатова Гамзата Цадасы издавна существовал культ Пушкина: основоположник новой аварской литературы с большой любовью и мастерством переводил на родной язык. Свое отношение к Пушкину он выразил в стихах, посвященных его памяти: Я слово правды не нарушу, Когда скажу тебе, поэт: Как в очи входит солнца свет, Твой чистый голос входит в душу. Как мне отрадно, что аварец Твоим пленяется стихам, Джигит находит мудрость в нем, И юность обретает старец.
-
А.С.Пушкин – наставник и учитель Р.Гамзатова в студенческие годы
Р.Гамзатов еще в студенческие годы нашел достойного учителя в лице Пушкина и с большой пользой брал у него уроки поэтического мастерства и мудрости. Этим Р.Гамзатов был обязан своим товарищам и учителям по Литературному институту. Время, проведенное Р.Гамзатовым в Литературном институте, - это своеобразные «лицейские годы» поэта. Именно тогда он познал значение и силу русской литературы, благодаря которой перед ним открылся до того неведомый большой мир.
-
Органичное осмысление русской литературыи национальных традиций. Важно отметить органичность осмысления поэтом творческого опыта русской литературы с собственными традициями. Как пишет Г.Б.Мусаханова в статье «Пушкинские традиции в творчестве Р.Гамзатова»: «...пушкинская традиция получает созвучие в гамзатовском восприятии философии бессмертия жизни, пронизанном моралью личности современника». «Всеотзывчивость» поэзии А.С.Пушкина и Р.Гамзатова Отличительная черта восприятия Р.Гамзатовым пушкинских традиций заключается не во внешне ощутимых «точках» соприкосновения с его наследием, а в многообразном творческом постижении жизни «секретов» мастерства, в усвоении его принципов правдивого изображения человека и его связей с обществом, в историзме постижения ведущих тенденций времени, в отношении к родному фольклору, в поисках собственных путей в искусстве. «Всеотзывчивость», широта осмысления истории и современности Запада и Востока отличают и поэзию Р.Гамзатова, значительно обогатившую тематические, национальные и интернациональные масштабы литературы Дагестана. В широте охвата проблем современности опыт Пушкина определенным образом служил ему примером.
-
Сравнительный анализ стихотворений А.Пушкина и Р.Гамзатова «Памятник»
Особенности композиции: «Памятник» Пушкина состоит из пяти строф, близких к державинским по форме и размеру. Р.Гамзатов сделал отступление: его «Памятник» состоит из десяти строф.
-
Своеобразие идейно-образной системы:
Первая строфа Пушкина подчёркивает народность своего творчества. Это видно из строчек: «…К нему не зарастет народная тропа». В то же время его «Памятник» отмечен свободолюбием: «Поднялся выше он главою непокорной Александрийского столпа». В первой строфе Р.Гамзатова звучит мысль о том, что его поэзия, созданная из песен - «невысокий камень на плато»: Я памятник себе воздвиг из песен –Он не высок тот камень на плато. Поэт не претендует на всеобщую мировую известность – он уверен в любви своего горского народа: Но если горный край мой не исчезнет,То не разрушит памятник никто. Во второй строфеПушкин говорит, что его произведения найдут широкий откликв сердцах людей, близких ему по духовному складу, поэтов, причем поэтов всего мира: И славен буду я, доколь в подлунном миреЖив будет хоть один пиит. Гамзатовво второй строфе обращает внимание читателя на любовь к родной земле, ставшей его судьбой: При жизни горы были мне судьбою,Когда умру, я стану их судьбой.
-
Третьи строфы Пушкина и Гамзатова идейно близки: историческое бессмертие и пророческое предсказание будущей широкой известности своей поэзии среди всех народов России: Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык… Третья строфа осетинского поэта: народная память о нем долго не угаснет, и в его честь будут «нарекать младенцев», тем самым не прервется народная любовь к поэзии Р.Гамзатова: Поддерживать огонь мой не устанут,И в честь мою еще немало летМладенцев нарекать горянки станутВ надежде, что появится поэт. Между третьей строфой Пушкина и девятой строфой Гамзатова происходит полемика: Пушкин предсказывает будущую широкую известность своей поэзии среди разных народов («гордый внук славян», «финн», «дикий тунгус», «друг степей калмык»), а Гамзатов же, наоборот, – безызвестность: Пусть гордый финн не вспомнит мое имя, Не упомянет пусть меня калмык…
-
Оценка своего поэтического творчества А.Пушкиным и Р.Гамзатовым:
В четвертой строфе «Памятника» Пушкина содержится основная мысль всего стихотворения — оценка Пушкиным идейного смысла своего творчества: высокая человечность творчества («чувства добрые я лирой пробуждал»); борьба за свободу («в мой жестокий век восславил я свободу»); защита декабристов («и милость к падшим призывал»). 6-8 строфы «Памятника» - итог творчества Р.Гамзатова. Сравнения в 6 строфе : «как угол», «как овал» показывают смелость в суждениях, изменения во взглядах поэта на действительность: Я разным был, как время было разным –Как угол, острым, гладким, как овал…Антитеза: «холодный разум» - «огонь души» подчеркивает истинную духовность его поэзии: И все же никогда холодный разумОгня души моей не затмевал.В 7-й строфе «Памятника» Гамзатова звучит мысль об актуальности его поэзии:Однажды мной зажженная лампадаЕще согреет сердце не одно…8-я строфа Гамзатова перекликается с 4-й строфой Пушкина: осетинский поэт заслужил признание и любовь народа, мировое признание своей поэзии: Я в жизни не геройствовал лукаво,Но с подлостью я честно воевал.И горской лирой мировую славуАулу неизвестному снискал.
-
Жанровое своеобразие: Стихотворение А.Пушкина: жанр оды. Особенности лексики: торжественность, возвышенность придают старославянизмы: воздвиг, главою, тленья, пиит, сущий в ней язык, велению и другие. Стихотворение Р.Гамзатова жанр стихотворения, близкий к жанру народной песни. Подбор слов, и интонация отличаются простотой, плавностью, мелодичностью. Лексический повтор «песня»: «Я памятник себе воздвиг из песен», «Но горцы будут с песнями моими веками жить», «И будут петь меня, пока поется хоть одному аварцу на земле». Данный лексический повтор передает национальный колорит, близость своего творчества родному народу. Стихотворный размер, способ рифмовки, рифма: Стихотворение А.Пушкина: 6-стопным ямб, перекрестная рифмовка АВАВ, сочетание женской и мужской рифмы. Стихотворение Р.Гамзатова: 5-стопный ямб, перекрестная рифмовка АВАВ, сочетание женской и мужской рифмы.
-
В результате сравнительного анализа стихотворений А.Пушкина и Р.Гамзатова «Памятник» мы пришли к выводам:
Основная мысль стихотворения Гамзатова заключается в том, что человек, который несет в себе жизнерадостность, любовь к людям, обретает счастье сам и дарит его другим. Положение поэта определено тоже достаточно четко: он не может иметь счастье, отдельного от счастья людей. Обогащенный опытом родного фольклора и поэзией великого русского поэта, Гамзатов в своем произведении раскрывает собственное понимание народных традиций и обычаев. Таким образом, Р.Гамзатов следует традициям А.Пушкина, но они служат лишь отправным пунктом, исходной точкой для создания на основе уже известного чего-то нового, вступающего, порой в противоречие со своей исходной точкой. Главная заслуга Расула Гамзатова состоит в том, что ему удалось сохранить в своем творчестве горское своеобразие, кровную связь с бытом и судьбой своего народа, раздвинуть национальные границы своей поэзии, внести что-то новое.
-
Заключение
Пушкинские традиции получили в творчестве Расула Гамзатова развитие. Существенное значение имела его переводческая деятельность. Благодаря кропотливой работе над переводом произведений Пушкина, он постигает «секреты» художественности, меткой наблюдательности, отточенной простоты и выразительности слова, умения в отдельных явлениях увидеть глубинный смысл жизни. Поэзия Расула Гамзатова отличается масштабностью мысли. Новое Расула Гамзатова проявляется в выражении тех черт народного духа, каких не могла открыть поэзия его отцов. Общечеловеческие вопросы, молитвы не умолили национального в его поэзии. Напротив, сделали национальное более высоким и могущественным.
-
Использованная литература
1.Гамзат Цадаса. Пушкину. Избранное. Москва: 1977, с.235. 2.Мусаханова Г.Б. Пушкинские традиции в творчестве Расула Гамзатова.//А.С.Пушкин и художественная культура Дагестана. Махачкала: 1988, с.128. 3.Мусаханова Г.Б. Пушкинские традиции в творчестве Р.Гамзатова. //А.С.Пушкин и художественная культура Дагестана. Махачкала: 1988, с.35. 4.Мусаханова Г.Б. Пушкинские традиции в творчестве Р.Гамзатова. 5.Юсуфов Р.Ф. Пушкин и духовная культура многонациональной России. //Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский период. М.: Наука, 1985. с.97.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.