Содержание
-
Таинственный мир хокку
Учитель русского языка и литературы ГБОУ Гимназии № 284 Матвеева Ирина Хабибулаевна
-
История возникновения жанра
История японской лирической поэзии очень древняя.Первая антология японской поэзии «Манъёсю» - «Собрание мириад листьев». Именно в этой антологии формируется, но еще не всегда строго выдерживается заданный на века размер стиха и основные поэтические формы в зависимости от количества стихов: нагаута «длинная песня» с неопределенным количеством пяти- и семисложных стихов, сэдока «песни гребцов»-шестистишия, построенные по схеме 5.7.7.5.7.7. слогов. И, наконец, танка -«короткая песня»-пятистишия, где чередуются стихи в 5.7.5.7.7. слогов.
-
Танка - «короткая песня» - древнейший жанр японской поэзии (первые записи - 8-й век)-нерифмованные пятистишия из 31 слога (5+7+5+7+7). Танка была не только высоким искусством, она была частью быта. Японцы любили поэтические состязания - утаавасэ.( это состязание поэтов). С течением времени развился обычай складывать стихотворение вдвоём. Один поэт сочинял первые три строчки, а второй должен был сочинить две последующие. Так родилась рэнга.
-
Танка была не только высоким искусством, она была частью быта. Японцы любили поэтические состязания - утаавасэ.( это состязание поэтов). С течением времени развился обычай складывать стихотворение вдвоём. Один поэт сочинял первые три строчки, а второй должен был сочинить две последующие. Так родилась рэнга.
-
Рэнга - «нанизанные строфы», стихи-цепи, состоящие из чередующихся трёхстиший и двустиший . Первое трехстишие называлось "начальной строфой", по-японски "хокку"(это три строчки, 5+7+5=17 слогов). Она часто бывала самой сильной и самой лучшей строфой в составе рэнги. [ Хокку - нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5).Она часто бывала самой сильной и самой лучшей строфой в составе рэнги.
-
В глухих далеких горах Фазан длиннохвостый дремлет - Долог хвост у фазана. Эту долгую-долгую ночь Ужели мне спать одному? Какиномото-ноХитомаро, Кон. VII - нач. VIII в. Танка
-
С полей, которые возделывал ты сам, Куда ты воды подводил С реки Сахо, Колосьев первых рис, что ты сварил, Ты должен съесть весь, без остатка, сам. Ренга
-
Поэты – основоположники хокку
-
Мацуо Басё (1644-1694)
Высший расцвет поэзии хокку связан с творчеством Мацуо Басе, который создал собственный стиль в поэзии. Это был поэт и философ, влюбленный в природу родной страны. Именно Басе удалось возвести хокку в ранг высокого искусства, именно в его творчестве произошло превращение поэзии хокку из словесной игры в средство выражения мыслей и чувств поэта.
-
Поэзия была для Басё не игрой, не забавой, не средством пропитания, как для многих современных ему стихотворцев, а призванием всей его жизни. Он говорил, что поэзия возвышает и облагораживает человека. Лирика Басё раскрывает перед нами мир его поэтической души, его чувства и переживания.
-
"Осень уже пришла!"- Шепнул мне на ухо ветер, Подкравшись к подушке моей. Едва-едва я добрел, Измученный, до ночлега И вдруг - глициний цветы! Ива склонилась и спит. И кажется мне, соловей на ветке... Это ее душа.
-
Ёса Бусон (1719-1783) В начале XVIII века поэтический жанр хокку пришел в упадок. Новую жизнь в него вдохнул Бусон, замечательный поэт и художник-пейзажист . Творчество Бусона показало, что поэзия хокку в качестве серьезного литературного жанра не утратила своей жизнеспособности, выявило ее скрытый потенциал.
-
Кобаяси Исса (1763 - 1827)
КобаясиИсса создавал свои стихи хокку в конце восемнадцатого - начале девятнадцатого веков, на заре нового времени. Его обычно называют последним (после Басё и Бусона) классиком хокку. Он сделал предметом поэзии обыденную человеческую жизнь, и никто не смог с такой проницательной простотой запечатлеть в стихе мельчайшие подробности бытия.
-
Масаока Сики (1867 - 1902)
МасаокаСики – поэт, прозаик, критик, литературовед, он создатель оригинальной теории жанра хайку, основатель сильной литературной школы, крупнейший знаток традиционной поэзии, но и инициатор нового отношения к литературе, которое стало определяющим для всей поэзии хайку ХХ в. Оживление старинного жанра в конце XIX – начале XX вв., передача поэтического наследия осознавались им как долг.
-
Я поднялся на холм, Полон грусти, - и что же: Там шиповник в цвету! Бусон. Убил паука, И так одиноко стало В холоде ночи. Чужих меж нами нет! Сики Мы все друг другу братья. Под вишнями в цвету. Исса.
-
Структура и способы построения хокку
-
Мастерством хокку считается в трех строках описать момент. Первая строка отвечает на вопрос «Где?», вторая на вопрос «Что?», третья на вопрос «Когда?». Но нередки хокку и без ответа на эти извечные вопросы, особенно когда они описывают чувства, состояния. В основу созданной им поэтики Басё положил эстетические принципы:
-
Принципы жанра
саби («печаль одиночества»), ваби («простота», «опрощение»), каруми («легкость»), ториавасэ («сочетаемость предмета»).
-
Структура хокку
Большинство хокку состоят из двух частей-предложений, 12+5 или 5+12 Хокку обязательно должно передать состояние человека в соотнесении с природой. При этом природа должна быть определена относительно времени года – для этого в качестве неотъемлемого элемента текста используется обязательно «сезонное слово».
-
Каждое хокку - это чувство-ощущение, запечатленное в небольшой словесной картинке - образе. Образы природы в поэзии Басё очень часто имеют второй план, иносказательно говоря о человеке и его жизни. Алый стручок перца, зеленая скорлупка каштана осенью, дерево сливы зимою — символы непобедимости человеческого духа. Часто поэт создает не зрительные, а звуковые образы.
-
Образ
Жаворонок поет. Звонким ударом в чаще Вторит ему фазан.
-
Сезонное слово (киго)
Киго создает своего рода "природный фон", помогающий прочувствовать хокку. Возможно как прямое указание ("зимний вечер", "конец лета"), так и косвенное. На голой ветке Ворон сидит одиноко.Осенний вечер.
-
« Эффект недостроенного моста» Главное в хокку – творение совместное того, кто посылает зов, и того, кто на него откликается. Недосказанность создается осознанно. Смысл такого подхода в том, что автор приглашает читателя самостоятельно наполнить стихотворение содержанием, выступить соавтором произведения. Читатель наполняет стихотворение тем смыслом, который ему в тот момент наиболее эмоционально близок.
-
«Эффект недостроенного моста»
Старый пруд. Прыгнула в воду лягушка. Всплеск в тишине.
-
Помимо чистой поэзии, большое распространение получили в Японии "поэтические дневники", в которых стихи перемежались фрагментами прозы. Еще до появления хокку существовали дневники в стиле "дзуйхицу" ("вслед за кистью") - бессюжетные заметки обо всем интересном - увиденном, услышанном или просто пришедшем в голову. Басе был первым великим мастером этого стиля. Хайбун выглядит как небольшая зарисовка, нередко - с хокку в качестве замыкающей детали:
-
Хайбун – хокку в прозе.
Похвала Унтику. Монах Унтику из столицы нарисовал какого-то почтенного наставника, - уж не себя ли? - сидящего к нам спиною, и сказал мне: "Сделай надпись к этой картине." Было ему тогда за шестьдесят, да и мне уже близилось к пятидесяти. Жизнь наша -сон, вот и себя он запечатлел спящим. Подстать и надпись – словнобессвязное ночное бормотание… Обернись же! Ведь и моя унылая осень Подходит к концу… Басё
-
Вывод:
Хокку – это лирическое стихотворение, которое изображает жизнь человека и жизнь природы в их единстве на фоне круговорота времен года. В этом – философия японской поэзии. Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот к чему призывает поэзия хокку. Краткость, своеобразная поэтика, непосредственность чувств, легкость запоминания – вот в чем тайна этого жанра!
-
Библиография
1. Басё. Лирика / Перевод с японского Веры Марковой. – М.: «Художественная литература», 1964г. 2. «Библиотека всемирной литературы» серия первая «Литература Древнего Востока». – М.: «Художественная литература», 1977. 3. Барт Ролан. Империя знаков. Хокку.- М.,2004, с. 87-109. 4. Одинокий сверчок: Классические японские трёхстишия хайку / Вступл. и перевод с япон. Долина А.А.; Оформл. Ордынского Г.А.. – М.: Детская литература, 1987. 5. Японская поэзия Серебряного века. – М.: Изд – во Эксмо, 2005. – 352 с. 6. Японские трёхстишия хокку. – М.: «Художественная литература», 1973. 7. Использованные источники: http://www.hоkku.ruСтатья В.Н.Марковой « Десять уроков хокку». http://www.hokku.netslova.ru 8. http://reikibybronwyn.files.wordpress.com/2011/01/mikao.jpg
-
9. http://i030.radikal.ru/0906/ab/8c78c669ce52.jpg 10. http://mantra.co.uk/images/pic_2.jpg 11. http://www.citatepedia.ro/autori/foto/kobayashi_issa.jpg 12. http://www.studybook.com.ua/files/Image/September/siki.jpg 13. http://www.domikpro.ru/upload/iblock/497/cvety_shipovnika.jpg 14.http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f1/Araneus_diadematus_%28aka%29.jpg 15. http://www.tantop.ru/uploads/images/2013/02/18/.tmb/thumb_allfons.ru-5153%5B1%5D_adaptiveResize_200_138.jpg 16.http://www.wall-zilla.com/cache/WZFA2067_4ab6e5371fc38772bacab192447c1aec_0.jpg 17. http://www2.vietbao.vn/images/vn2/van-hoa/20521207_images846540_4.jpg
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.