Содержание
-
Урок литературы(8 класс)
ТЕМА УРОКАКультура Японии.Хокку как основной жанр японской поэзии.
-
Демонстрационный материал к уроку литературы в 8 классе по теме «Японская поэзия» (учебник Курдюмовой Т.Ф. «Литература. 8 класс», Дрофа, 2006). Для учащихся 8-ого класса. Может быть использован учителями на уроках литературы и мировой художественной культуры. Презентация выполнена с применением программы Microsoft PowerPoint. Объём – 1,05Мб. Количество слайдов – 30. Цели: Познакомить учащихся с японской культурой. Дать понятие о хокку в единстве формы и содержания. Подготовить учащихся к выполнению домашней работы творческого характера (созданию собственных хокку).
-
ЭПИГРАФ Как хорошо, Когда на столе развернув Редкостный свиток, Чтенью предашься душой И созерцанью картин. Татибана Акэми. Из цикла «Мои маленькие радости»
-
ЯПОНИЯ (по-японски Ниппон или Нихон) - государство в Восточной Азии, занимающее цепь островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку, архипелаг Рюкю и др., всего около 4 тыс.), омываемых Тихим океаном, Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями. 372 тыс. кв. км. Япония — конституционная монархия. Глава государства — император.
-
Культура Японии
Японцы во всём стремятся к лаконизму, к наполнения минимальной формы максимальным содержанием. Наиболее популярные виды искусства: - бонсай; - икебана; - оригами; - литературная миниатюра (хокку, танка); - синтетический вид искусства – хайга.
-
Бонсай
БОНСАЙ (япон. bonsai, от bon — плоский поднос и sai — выращивать), японское искусство выращивания миниатюрных деревьев, а также сами эти деревья. Сосна- самое популярное дерево бонсай - достигает в естественных условиях 20 м в высоту, а в бонсай может быть уменьшена в 30 раз (около 70 см.) При правильном уходе бонсай может жить несколько сотен лет, переходя от одного поколения к другому. Один из самых знаменитых бонсай – сосна, которая принадлежала военному правителю Японии 18 в.
-
Икебана
Икебана -искусство создавать букеты-повествования, в которых каждый цветок несёт определённую смысловую нагрузку. В икебане большое значение придается красоте линий. Прямые ветки почти не используют, предпочтение отдаётся неправильным, изогнутым формам. Японцы считают, что это делает композицию более динамичной и передаёт определённый эмоциональный настрой.
-
Каждое растение или цветок в икебане имеет символическое значение. Например, ива и сосна означают долголетие и выносливость, бамбук - жизнестойкость, цветущая ветка сливы - смелость и энергию, ирис - честь. Сосна и роза символизируют вечную молодость, сосна и сакура - преданность и рыцарство, слива и пион - молодость и процветание, пион и бамбук - процветание и мир.
-
Оригами
Многие увлекаются изготовлением фигурок и даже целых композиций из сложенной определённым образом бумаги – оригами.
-
Хайга
Хайга – особый вид искусства, соединяющий в себе в единое целое поэзию, каллиграфию и живопись или фотографию.
-
-
Сад камней
Особый секрет таит в себе расположение камней. С какого места на веранде на них ни смотри, камней всегда будет четырнадцать - последний, пятнадцатый, камень остается "скрытым". Для философа Сад камней - метафора науки: сколько бы человек ни постигал мир и его законы, всегда остается что-то неизвестное
-
Литература Японии
Многое из ранней литературы Японии было написано женщинами, поскольку мужчины писали с помощью китайских иероглифов , в то время как женщинам запрещалось заниматься образованием и изучать иностранные языки, поэтому большинство рукописей были написаны на оригинальном японском языке. Более поздние произведения принадлежат в основном перу мужчин.
-
Танка (короткая песня) - жанр японской поэзии, нерифмованные пятистишия из 31 слога (5+7+5+7+7). Выражает мимолетное настроение, полно недосказанности.
-
Японские танка
САРУМАРУ-ДАЮ годы жизни неизвестны Далеко в горах По красной листве кленов Ступает олень. Я услышал его крик, Так грустно осень идет. ОНО-НО КОМАТИ начало IX века Пожухли краски Летних цветов, вот и я Вглядываюсь в жизнь Свою и вижу только Осени долгие дожди.
-
Хокку, или хайку (начальные стихи) - жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5).
-
Басё (1644-1694) Тишина кругом.Проникают в сердце скалГолоса цикад. * * *Вода так холодна!Уснуть не может чайка,Качаясь на волне. * * *Жизнь свою обвилВкруг висячего мостаЭтот дикий плющ.
-
Иссё (1653-1688) Видели все на светеМои глаза - и вернулисьК вам, белые хризантемы. Рансэцу (1654-1707) Осенняя лунаСосну рисует тушьюНа синих небесах. Тиё (1703-1775) На смерть маленького сынаО мой ловец стрекоз!Куда в неведомую дальТы нынче забежал?
-
Бусон (1716-1783) Грузный колокол.А на самом его краюДремлет бабочка. Исса (1768-1827) О, с какой тоскойПтица из клетки глядитНа полет мотылька! * * *В зарослях сорной травы,Смотрите, какие прекрасные Бабочки родились!
-
Сакура
Сакура – один из видов вишни. Ветка сакуры – символ Японии. Когда она зацветает, все от мала до велика целыми семьями собираются в парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми нежными цветами.
-
Ханами
Цветение сакуры празднуется в течение многих столетий. Этот праздник называется ханами (буквально - "созерцание цветов»). Ханами может быть просто прогулкой по парку, но традиционно японцы устраивают пикники под цветущими деревьями. Популярные вишневые сады во время праздника полны толпами японцев, а за лучшее место для пикника иногда возникает борьба. Японцы празднуют ханами дважды: с коллегами по работе и в кругу семьи.
-
Анализ содержания хокку
Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья Под вишнями в цвету. Мысль всеобщего единства; любование красотой природы и соблюдение традиций делает людей ближе, без разделения на богатых и бедных, вражда забывается. «Вишни, вишни цветут!» - И об этих старых деревьях Пели когда-то. Ничего вечного в жизни нет, всё меняется, на смену старому идёт новое. Но и отжившее не забывается, а хранится в памяти. От людских голосов Пугливо вздрагивают по вечерам Красавицы-вишни. В природе гармония и покой. Люди же криком и суетой нарушают тишину, идут вразрез с природой. В стране моей родной Цветёт вишневым цветом И на полях трава. Красота родины во всем: в любой травинке, камне, листке. На родине всё дорого, достойно любования и любви.
-
Попробуйте объяснить смысл следующих хокку: Басё. Всюду поют соловьи: Там – за бамбуковой рощей, Тут – перед ивой речной. Исса. Смотри-ка, соловей Поёт всё ту же песню И пред лицом господ. Что объединяет эти хокку? Почему оба автора выбрали один сюжет? В чём разница между произведениями, какие «оттенки» мысли несёт каждое из них?
-
Анализ формы хокку Хокку– это 17-сложное трёхстишие со строгим делением слогов по строчкам: пять в первой, семь во второй, пять в третьей. Но это касается именно японского языка. При переводе такая чёткость может исчезнуть. Оригинал. Фуруике я 5 Кавакадзу тобикому 7 Миндзу-но ото. 5 Перевод. Старый пруд. 3 Лягушка прыгает. 6 Всплеск воды. 3 Вывод: Хокку обладает устойчивым метром, однако это не исключает поэтической вольности.
-
Композиция хокку Хокку может быть построено одним из двух следующих способов: Сначала идёт общий план, обобщенная мысль, а затем – резко выделенная деталь. Начинается миниатюра с конкретного предмета, детали, за которой следует некий вывод, обобщение.
-
Даже на лошадь всадника Засмотришься – так дорога пустынна. А утро такое снежное! (Басё) Как развивается мысль автора в этой миниатюре? От частного – к общему. Любая деталь, в данном случае всадник, бросается в глаза, тешит взор. Почему это происходит? Пустынная заснеженная дорога слишком однообразна, глазу не за что «зацепиться», и он отмечает малейшее движение.
-
Как же это, друзья? Человек глядит на вишни в цвету, А на поясе длинный меч? (Мукай Керай) Какова композиция этого хокку? На первый план автор ставит проблему, недоумение, эмоцию, а затем «расшифровывает» причину своего удивления: воинственный вид человека не соответствует его занятию – созерцанию цветущей сакуры.
-
Обобщение изученного на уроке. Японцы во всём стремятся к лаконизму, к наполнения минимальной формы максимальным содержанием. Японская поэзия основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но большое внимание уделяется звуковой и ритмической организации стихотворения. Хокку – это особая форма трёхсложной лирической миниатюры без рифмы со строго определённым количеством слогов в строке (5-7-5), отличающаяся выразительностью и лаконизмом. В основе внутренней логики хокку, а следовательно, и его композиции, может лежать либо синтез(от частного к общему), либо анализ (от общего к частному). Но главным является именно движение, развитие мысли, внутренняя динамика.
-
Домашнее задание
Попробуйте создать собственные хокку по образцу проанализированных на уроке миниатюр.
-
…Почти каждый образованный японец сочинил в жизни несколько хокку. Конечно, из этого не следует, что в Японии миллионы поэтов… часто это только дань обычаю; но даже машинальные жесты накладывают на человека свой отпечаток. … Автор если и не возвысился, его (хокку) сочиняя, то, во всяком случае, не принизил при этом своего человеческого образа. Илья Эренбург.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.