Содержание
-
Технология обучения анализу поэтического текста
Автор - С.Л.Каганович доктор филологических наук, зав.кафедрой теории и методики общего образования Новгородского регионального центра развития образования
-
В основу технологии положены:
Наблюдения Л.С.Выготского над «эстетической реакцией», психологией восприятия искусства Современные литературоведческие подходы к анализу художественного текста «от формы к содержанию»
-
Покажем практическое применение технологии на примере анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс»
-
М.Ю.ЛермонтовУтёс
Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.
-
Находим в стихотворении два эмоциональных полюса (ключевых образа)
Утёс Тучка
-
Для наглядности представим «шаги» анализа в виде таблицы
-
Таблица
-
Заполняя таблицу, находим в тексте лексические цепочки, связанные с каждым из ключевых образов (полюсов) – и по возможности сразу определяем изобразительные средства и художественные приемы, способствующие возникновению тех или иных ассоциаций, того или иного эмоционального восприятия текста
-
-
Следующий шаг: придумываем ассоциации к каждому из ключевых образов(«ассоциативный анализ»)
-
Молодость, радость бытия
-
Старость, одиночество
-
Таблица
-
Еще раз обращаемся к художественным средствам, проясняющим, уточняющим мысль поэта, и определяем их функцию в стихотворении:
Тропы Синтаксические фигуры и приемы Особенности строфики, звукописи и т.д.
-
Антитеза(основа всей художественной системы)
тучКа (уменьш.) – утес-великан умчалась – стоит весело – одиноко играя – плачет Союз «НО» между 1-й и 2-й строфой
-
Эпитеты(делают образы более яркими)
тучка золотая весело утес-великан влажный след старый одиноко
-
Олицетворения(переводят действие в символический план)
Ночевала тучка … на груди утеса Умчалась… весело играя …в морщине старого утеса Одиноко он стоит … плачет
-
Синтаксический прием переноса во второй строфе, (выделяет особо значимые слова)
Но остался влажный след в морщине// Старого утеса. Одиноко// Он стоит…
-
О чем же это стихотворение?(интерпретация)
Об одиночестве. О весне и осени человеческой жизни. А может быть, о свободе и ее пределах?
-
Алгоритм анализа
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.