Презентация на тему "Тема дороги в творчестве Пушкина"

Презентация: Тема дороги в творчестве Пушкина
Включить эффекты
1 из 33
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 5-7 класса на тему "Тема дороги в творчестве Пушкина" по литературе. Состоит из 33 слайдов. Размер файла 1.06 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Тема дороги в творчестве Пушкина
    Слайд 1

    МОТИВ ДОРОГИКАК ВАЖНЕЙШИЙ ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙЭЛЕМЕНТ ПОЭТИКИ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧАПУШКИНА

  • Слайд 2
  • Слайд 3

    ЦЕЛИ РЕФЕРАТА:

    определить круг произведений, где Пушкин создает многофункциональный образ дороги; выяснить обусловленность разработки мотива пути фактами биографии и особенностей творческого этапа поэта; вычленить черты новаторства Пушкина в развитии сквозного мотива русской литературы; доказать, что тема дороги вырастает в размышления о жизненном пути человека, определяясь как индивидуальностью писателя, так и общими закономерностями литературного процесса.

  • Слайд 4

    ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

    Обобщить и прокомментировать имеющиеся в литературоведении мнения по теме. Разграничить идейную нагрузку мотива в романтическом и реалистическом наследии Пушкина. Уловить все разнообразие оттенков философского звучания мотива пути в различных произведениях поэта.

  • Слайд 5

    Охарактеризовать особенности авторского героя-путника. Найти причины системного обращения к дорожным мотивам. Проследить, как тема пути в творчестве А.С.Пушкина вырастает в проблему России и человечества.

  • Слайд 6

    ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ

    отбор библиографии, сопоставление литературоведческих оценок по истории вопроса, изучение биографии поэта, анализ художественных текстов, сравнительный анализ эпизодов.

  • Слайд 7
  • Слайд 8

    БИБЛИОГРАФИЯ

    Басина М. Я. Там, где шумят Михайловские рощи – Л.: «Детская литература», 1971, стр. 22, 39-42. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990, стр. 21-22. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина, т. 2. – М.: Советский писатель, 1967, стр. 722. Бочаров С. Н. Поэтика Пушкина. Очерки. – М.: Наука, 1974. стр.104. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957, стр. 415.

  • Слайд 9

    Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965, стр. 356. Измайлов Н. В. Лирические произведения дорожного цикла в поэзии Пушкина конца 20-30-х годов // Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина. – Л.: Наука, стр. 213-269. Лахостский К. П. Александр Сергеевич Пушкин. Биография. Пособие для учащихся – М.-Л.: «Просвещение», 1964, стр. 39, 60-62, 104-112. Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин : Биография писателя. –Л.: Просвещение, 1981, стр. 255. . Макогоненко Г. П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1830-1833). Л.: Худож. лит., 1974.

  • Слайд 10

    Мейлах Б. С. Пушкин и его эпоха – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958, стр. 396. Непомнящий В. С Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. – М.: Сов. Писатель, 1987, стр. 448. Рождественский В. А. Читая Пушкина – Л.: Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1962, стр. 159, 172. Скатов Н. Н. Русский гений. – М.: Современник, 1987, стр.352. Слинина Э.В. Лирический цикл Пушкина «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829 г.)» // Сб. Пушкинский сборник, ЛГУ, 1977. Слонимский А. Л. Мастерство Пушкина – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1963, стр. 105.

  • Слайд 11

    романтический период творчества Пушкина

    дорога – символ бегства, изгнания, одно из воплощений темы свободы. Покинул он родной предел И в край далекий полетел С веселым призраком свободы... Лети, корабль, неси меня к пределам дальним По грозной прихоти обманчивых морей, Но только не к брегам печальным Туманной родины моей. «Погасло дневные светило...»

  • Слайд 12
  • Слайд 13

    разнообразие оттенков философского звучания образа в реалистическом наследии Пушкина

    Это жизненный путь: ...Но злобно мной играет счастье: Давно без крова я ношусь, Куда подует самовластье; Уснув, не знаю, где проснусь. Всегда гоним, теперь в изгнанье Влачу закованные дни.... ( «К Языкову»)

  • Слайд 14

    непредсказуемая судьба

    Хоть тяжело подчас ей бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везет, не слезет с облучка. («Телега жизни»).

  • Слайд 15

    символ перепутья, нравственного выбора

    “Эй, пошел ямщик!..” — “Нет мочи: Коням, барин, тяжело; Вьюга мне слипает очи; Все дороги занесло; Хоть убей, следа не видно; Сбились мы. Что делать нам! В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам”. («Бесы»)

  • Слайд 16
  • Слайд 17

    антитеза семьи, дома

    Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком? Не в наследственной берлоге, Не средь отческих могил, На большой мне, знать, дороге Умереть Господь судил... «Дорожные жалобы» (1829)

  • Слайд 18

    завершение странствий, возвращение на круги своя.

    Завтра, к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь, не наглядясь. «Зимняя дорога».

  • Слайд 19

    особенности пушкинского героя

    Изгнанник (братья-разбойники и Алеко) , путник (Владимир, Марья Гавриловна, Бурмин, Лиза, Алексей Берестов, Петр Гринев, Пугачев, Самсон Вырин), странник (Онегин), путешественник (автор «Путешествия в Арзрум», Онегин).

  • Слайд 20

    причины обращения поэта к дорожной теме

    скитальческая, наполненная путешествиями жизнь поэта. Образы путника, ямщика, дорожных верст постоянно встречаются в произведениях поэта. литературные традиции эпохи ; особенности стиля Пушкина: его путь от романтизма к реализму заставлял менять идейную нагрузку образа дороги.

  • Слайд 21

    Новаторство Пушкина в осмыслении темы

    Пушкин делает образ дороги лейтмотивом лирики и прозы; философски осмысляет тему (Здесь дорога – символ перепутья и метафора судьбы и жизни. Образ дороги конкретного героя, автора разрастается до масштабов пути человечества); воплощает мотив дороги в разных жанрах (стихи, элегии, поэмы, романы в стихах и в прозе, наконец, путешествие); использует параллелизм. Так дорога становится сквозным героем пушкинского творчества.

  • Слайд 22

    выводы по теме исследования:

    тема пути пронизывает все творческое наследие Пушкина с 1820 по 1836 год. Поэт разрабатывает ее как в поэтических произведениях («Погасло дневное светило» (1820), «Телега жизни» (1823), «К Языкову» (1824), «Зимняя дорога» (1826), «Дорожные жалобы» (1829), «Бесы» (1830), так и в прозаических («Выстрел», «Метель», «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель» (1830), «Дубровский» (1832-1833), «Путешествие в Арзрум», «Капитанская дочка» (1836). Свое воплощение мотив пути находит и в поэмах («Братья-разбойники» (1822-1823), «Цыганы» (1824)), и в романе в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831).

  • Слайд 23

    удивительно жанровое разнообразие пушкинских произведений «дорожной тематики»: элегии, поэмы, - повести, роман, очерк.

  • Слайд 24

    при переходе к реализму поэт расширяет функции мотива пути , усиливая философское звучание.

  • Слайд 25

    Если в романтических поэмах Пушкин, изображая дороги героев, отдает дань традиции, то позже вносит в тему пути значительное новаторство, расширяя оттенки значений знакомого читателю образа.

  • Слайд 26

    часто параллельно с изображением пути героев автор показывает свой собственный путь как в биографическом, так и в творческом плане. Это обнаруживает эволюцию его творческих взглядов и победу оптимистических начал (кроме «Бесов»).

  • Слайд 27

    В творчестве Пушкина ведущим является осмысление дороги как жизненного пути человека, поэта и всей России. Здесь заложены основы традиции, которую разовьет в образе Руси-тройки Н. В. Гоголь, позже творчески осмыслят Н. А. Некрасов и А. А. Блок.

  • Слайд 28

    Пушкин задумывается о будущем страны и показывает идеал как в «Повестях Белкина», так и в «Капитанской дочке». Путь России не в индивидуализме европейского человека, подобного Сильвио, а в единении, в безыскусных, но вечных идеалах, которые исповедуют герои остальных повестей цикла.

  • Слайд 29

    В «Капитанской дочке» пересекаются пути Гринева и бунтовщика Пугачева, но герои идут разными дорогами. Признание «Не приведи, господи, видеть русский бунт, жестокий и беспощадный» говорит о кредо автора – по Пушкину, путь России – путь свободы, но не кровопролития и жестокости.

  • Слайд 30

    Лирические отступления в отрывках из путешествия Онегина показывают будущее России как цивилизованной страны. Со временем (по расчисленью Философических таблиц, Лет чрез пятьсот) дороги, верно, У нас изменятся безмерно: Шоссе Россию здесь и тут, Соединив, пересекут...

  • Слайд 31
  • Слайд 32

    разработка темы дороги Пушкиным как дань традиции, по моему мнению, осмысляется в функциях пейзажа, скуки, бытовых мотивов. Продолжением открытий предшественников Пушкина является мотив, связанный с героем-путником, скитальцем, изгнанником.

  • Слайд 33

    Очевидное новаторство поэт проявляет в осмыслении дороги как символа жизненного пути, распутья, антитезы дом – дорога, «карнавального пространства».

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке