Содержание
-
МОТИВ ДОРОГИКАК ВАЖНЕЙШИЙ ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙЭЛЕМЕНТ ПОЭТИКИ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧАПУШКИНА
-
-
ЦЕЛИ РЕФЕРАТА:
определить круг произведений, где Пушкин создает многофункциональный образ дороги; выяснить обусловленность разработки мотива пути фактами биографии и особенностей творческого этапа поэта; вычленить черты новаторства Пушкина в развитии сквозного мотива русской литературы; доказать, что тема дороги вырастает в размышления о жизненном пути человека, определяясь как индивидуальностью писателя, так и общими закономерностями литературного процесса.
-
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Обобщить и прокомментировать имеющиеся в литературоведении мнения по теме. Разграничить идейную нагрузку мотива в романтическом и реалистическом наследии Пушкина. Уловить все разнообразие оттенков философского звучания мотива пути в различных произведениях поэта.
-
Охарактеризовать особенности авторского героя-путника. Найти причины системного обращения к дорожным мотивам. Проследить, как тема пути в творчестве А.С.Пушкина вырастает в проблему России и человечества.
-
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ
отбор библиографии, сопоставление литературоведческих оценок по истории вопроса, изучение биографии поэта, анализ художественных текстов, сравнительный анализ эпизодов.
-
-
БИБЛИОГРАФИЯ
Басина М. Я. Там, где шумят Михайловские рощи – Л.: «Детская литература», 1971, стр. 22, 39-42. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990, стр. 21-22. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина, т. 2. – М.: Советский писатель, 1967, стр. 722. Бочаров С. Н. Поэтика Пушкина. Очерки. – М.: Наука, 1974. стр.104. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957, стр. 415.
-
Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965, стр. 356. Измайлов Н. В. Лирические произведения дорожного цикла в поэзии Пушкина конца 20-30-х годов // Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина. – Л.: Наука, стр. 213-269. Лахостский К. П. Александр Сергеевич Пушкин. Биография. Пособие для учащихся – М.-Л.: «Просвещение», 1964, стр. 39, 60-62, 104-112. Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин : Биография писателя. –Л.: Просвещение, 1981, стр. 255. . Макогоненко Г. П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1830-1833). Л.: Худож. лит., 1974.
-
Мейлах Б. С. Пушкин и его эпоха – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958, стр. 396. Непомнящий В. С Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. – М.: Сов. Писатель, 1987, стр. 448. Рождественский В. А. Читая Пушкина – Л.: Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1962, стр. 159, 172. Скатов Н. Н. Русский гений. – М.: Современник, 1987, стр.352. Слинина Э.В. Лирический цикл Пушкина «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829 г.)» // Сб. Пушкинский сборник, ЛГУ, 1977. Слонимский А. Л. Мастерство Пушкина – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1963, стр. 105.
-
романтический период творчества Пушкина
дорога – символ бегства, изгнания, одно из воплощений темы свободы. Покинул он родной предел И в край далекий полетел С веселым призраком свободы... Лети, корабль, неси меня к пределам дальним По грозной прихоти обманчивых морей, Но только не к брегам печальным Туманной родины моей. «Погасло дневные светило...»
-
-
разнообразие оттенков философского звучания образа в реалистическом наследии Пушкина
Это жизненный путь: ...Но злобно мной играет счастье: Давно без крова я ношусь, Куда подует самовластье; Уснув, не знаю, где проснусь. Всегда гоним, теперь в изгнанье Влачу закованные дни.... ( «К Языкову»)
-
непредсказуемая судьба
Хоть тяжело подчас ей бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везет, не слезет с облучка. («Телега жизни»).
-
символ перепутья, нравственного выбора
“Эй, пошел ямщик!..” — “Нет мочи: Коням, барин, тяжело; Вьюга мне слипает очи; Все дороги занесло; Хоть убей, следа не видно; Сбились мы. Что делать нам! В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам”. («Бесы»)
-
-
антитеза семьи, дома
Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком? Не в наследственной берлоге, Не средь отческих могил, На большой мне, знать, дороге Умереть Господь судил... «Дорожные жалобы» (1829)
-
завершение странствий, возвращение на круги своя.
Завтра, к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь, не наглядясь. «Зимняя дорога».
-
особенности пушкинского героя
Изгнанник (братья-разбойники и Алеко) , путник (Владимир, Марья Гавриловна, Бурмин, Лиза, Алексей Берестов, Петр Гринев, Пугачев, Самсон Вырин), странник (Онегин), путешественник (автор «Путешествия в Арзрум», Онегин).
-
причины обращения поэта к дорожной теме
скитальческая, наполненная путешествиями жизнь поэта. Образы путника, ямщика, дорожных верст постоянно встречаются в произведениях поэта. литературные традиции эпохи ; особенности стиля Пушкина: его путь от романтизма к реализму заставлял менять идейную нагрузку образа дороги.
-
Новаторство Пушкина в осмыслении темы
Пушкин делает образ дороги лейтмотивом лирики и прозы; философски осмысляет тему (Здесь дорога – символ перепутья и метафора судьбы и жизни. Образ дороги конкретного героя, автора разрастается до масштабов пути человечества); воплощает мотив дороги в разных жанрах (стихи, элегии, поэмы, романы в стихах и в прозе, наконец, путешествие); использует параллелизм. Так дорога становится сквозным героем пушкинского творчества.
-
выводы по теме исследования:
тема пути пронизывает все творческое наследие Пушкина с 1820 по 1836 год. Поэт разрабатывает ее как в поэтических произведениях («Погасло дневное светило» (1820), «Телега жизни» (1823), «К Языкову» (1824), «Зимняя дорога» (1826), «Дорожные жалобы» (1829), «Бесы» (1830), так и в прозаических («Выстрел», «Метель», «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель» (1830), «Дубровский» (1832-1833), «Путешествие в Арзрум», «Капитанская дочка» (1836). Свое воплощение мотив пути находит и в поэмах («Братья-разбойники» (1822-1823), «Цыганы» (1824)), и в романе в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831).
-
удивительно жанровое разнообразие пушкинских произведений «дорожной тематики»: элегии, поэмы, - повести, роман, очерк.
-
при переходе к реализму поэт расширяет функции мотива пути , усиливая философское звучание.
-
Если в романтических поэмах Пушкин, изображая дороги героев, отдает дань традиции, то позже вносит в тему пути значительное новаторство, расширяя оттенки значений знакомого читателю образа.
-
часто параллельно с изображением пути героев автор показывает свой собственный путь как в биографическом, так и в творческом плане. Это обнаруживает эволюцию его творческих взглядов и победу оптимистических начал (кроме «Бесов»).
-
В творчестве Пушкина ведущим является осмысление дороги как жизненного пути человека, поэта и всей России. Здесь заложены основы традиции, которую разовьет в образе Руси-тройки Н. В. Гоголь, позже творчески осмыслят Н. А. Некрасов и А. А. Блок.
-
Пушкин задумывается о будущем страны и показывает идеал как в «Повестях Белкина», так и в «Капитанской дочке». Путь России не в индивидуализме европейского человека, подобного Сильвио, а в единении, в безыскусных, но вечных идеалах, которые исповедуют герои остальных повестей цикла.
-
В «Капитанской дочке» пересекаются пути Гринева и бунтовщика Пугачева, но герои идут разными дорогами. Признание «Не приведи, господи, видеть русский бунт, жестокий и беспощадный» говорит о кредо автора – по Пушкину, путь России – путь свободы, но не кровопролития и жестокости.
-
Лирические отступления в отрывках из путешествия Онегина показывают будущее России как цивилизованной страны. Со временем (по расчисленью Философических таблиц, Лет чрез пятьсот) дороги, верно, У нас изменятся безмерно: Шоссе Россию здесь и тут, Соединив, пересекут...
-
-
разработка темы дороги Пушкиным как дань традиции, по моему мнению, осмысляется в функциях пейзажа, скуки, бытовых мотивов. Продолжением открытий предшественников Пушкина является мотив, связанный с героем-путником, скитальцем, изгнанником.
-
Очевидное новаторство поэт проявляет в осмыслении дороги как символа жизненного пути, распутья, антитезы дом – дорога, «карнавального пространства».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.